Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Принципы обучения, их исторический характер. Характеристика системы принципов обучения






Принципы обучения – это требования к организации процесса обучения.

Принципы обучения имеют исторический характер. Их выдвигали, формулировали и обосновывали Я.А. Коменский, Ж.Ж. Руссо, Ф.А.В. Дистервег, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский и др.

Метапринципы (едины как для процесса воспитания, так и для процесса обучения):

1. природосообразности;

2. культуросообразности;

3. гуманизма.

Система современных принципов обучения:

· принцип научности и мировоззренческой направленности обучения, связи обучения с жизнью (глубокое и доказательное раскрытие учителем научных положений и фактов изучаемого материала, исключение ошибок и неточностей, демонстрация научных явлений в их историческом аспекте и развитии, обоснование роли и места научных знаний в жизни человека);

· принцип проблемности обучения (постановка учителем перед учащимися познавательных проблем и задач, создание проблемных ситуаций, побуждающих школьников к активной мыслительной деятельности);

· принцип наглядности обучения (изложение учителем материала на основе непосредственного наблюдения школьниками изучаемых предметов, явлений и т.д., включения различных каналов восприятия учащимися – зрение, слух, осязание и т.д., развития мышления детей от конкретного к абстрактному, повышения интереса учащихся к изучаемому материалу);

· принцип активности и сознательности учащихся в процессе обучения (сознательность предполагает осмысление изучаемых фактов и явлений учащимися, активность – стремление учеников овладению системой знаний и умений, включение ведущих мотивов, стимулирующих их познавательную деятельность – мотивация, авторитет учителя и его доброжелательность, интерес к предмету и т.д.);

· принцип доступности обучения (определение объема знаний и умений учащихся, подлежащих усвоению, на основе учета возрастных познавательных возможностей школьников и уровня их подготовленности; правильное распределение количества учебных часов, совершенствование учебных программ и учебников в соответствии с правилом следования от простого к сложному и от известного к неизвестному);

· принцип систематичности и последовательности обучения (систематичность – изучение нового материала на основе ранее усвоенного, установление связей между темами, разделами и смежными предметами; последовательность – усвоение материала на основе взаимосвязанных понятий, где одно вытекает из другого в соответствии с логикой предмета);

· принцип прочности и цикличности обучения (исключение схоластической зубрежки и механического заучивания материала; обстоятельное осмысление научных фактов и явлений учащимися, зависящее от профессионального уровня учителя и сознательности школьников; длительное сохранение знаний в памяти путем систематического повторения);

· принцип единства образовательных, развивающих и воспитательных функций обучения (овладение учащимися системой научных знаний, умений и навыков; развитие мышления, творческих способностей и памяти школьников; формирование научного мировоззрения и нравственно-эстетической культуры учащихся в процессе обучения).







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.