Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 2. 2






ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ В ИННОВАЦИОННОМ

МЕНЕДЖМЕНТЕ

Понятие качества, его структура и роль в инновационных процессах

 

Основной задачей инновационной деятельности фирм является обеспечение собственной конкурентоспособности на рынке. Однако новизна продукции или технологии не может сама по себе обеспечить конкурентоспособность. Потребитель желает кроме того обладать уверенностью в том, что продукция, поставляемая фирмой, будет иметь стабильное высокое качество. Только в своей совокупности эти две составляющие (инновационность и качество) способны решить задачу обеспечения конкурентоспособности.

В соответствии с отечественными стандартами, под качеством продукции понимается совокупность таких ее свойств, которые обеспечивают ее способность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением. Однако нельзя сводить понятие «качество деятельности предприятия» к понятию «качество выпускаемой продукции». Само по себе качество – это комплексное понятие, характеризующее эффективность всех сторон деятельности: разработки стратегии, организации производства, маркетинга и т.д. Качество функционирования предприятия можно представить в виде пирамиды (см. рис. 2.4).

 

Качество

Качество фирмы

Качество работы

 

Качество видов продукции

 

Качество партий продукции

 

Качество изделий

 

Рис. 2.4. Иерархия понятий качества

 

Верхнюю часть данной пирамиды составляет сложная структурированная категория – TQM (total quality management) – всеобщий менеджмент качества. Он предполагает не проведение отдельных мероприятий, а обеспечение высокого качества всех аспектов работы предприятия, нацеленное для достижения требуемого качества продукции. TQM – комплексный механизм, включающий в себя помимо управления качеством с целью выполнения установленных требований, также и управление целями и самими требованиями.

 
 

Схематически, структуру всеобщего менеджмента качества можно представить следующим образом:

 

Рис. 2.5. Система всеобщего менеджмента качества

где TQC – общее управление качеством; QA – обеспечение качества (система мер, вызывающая у потребителей уверенность в качестве продукции); Q Policy – политика качества; Q Planning – процессы планирования качества; QI – процессы улучшения качества.

 

TQM является системой, соответствующие части которой, являясь элементами по отношению к ней, сами являются системами по отношению к более низкому уровню иерархии. Так, общее управление качеством может быть представлено в виде модели, изображенной на рисунке 2.6:

 

 
 

 

 


Рис. 2.6. Всеобщее управление качеством

 

Отличительной чертой системы TQM является упор на максимальное использование человеческого фактора, применение коллективных форм и методов поиска, анализа и решения проблем, постоянное участие всего коллектива в улучшении качества.

Система менеджмента качества является неразрывно связанной с системой инновационного менеджмента, поскольку обе они направлены на решение единой задачи – повышение степени конкурентоспособности. При этом система менеджмента качества опирается на общие с системой управления нововведениями ресурсы и базируется на рациональном использовании главного элемента любого общественного процесса – человеческого капитала.

 
 

 

 


Рис. 2.7. Взаимосвязь систем менеджмента качества и

инновационного менеджмента

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.