Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Исследовательское поведение. Исследование, исследовательское поведение (ИП) — это неотъемлемая часть поведения любого живого существа






Исследование, исследовательское поведение (ИП) — это неотъемлемая
часть поведения любого живого существа, условие его выживания в изме-
няющейся среде, условие развития и даже здоровья [Ротенберг, Бондарен-
ко, I989J. Программы исследовательского поведения начинают разверты-
ваться практически с момента появления живого существа на свет наряду
с программами пищевого и оборонительного поведения [Шовен, 1972;
Хайнд, 1975]. Более того, мотивация исследовательского поведения может
в ряде случаев оказываться более сильной, чем пищевая и оборонительная.
(Например, в экспериментах на животных показано, что голодные крысы
могут вначале обследовать новый объект в клетке, а уже потом бежать к
кормушке, или обследовать незнакомый лабиринт, несмотря на то, что там
их бьет током.) Экспансия поискового поведения — одна из главных тен-
денций в поведении и развитии любой системы, вытекающая из принци-
па максимума информации, по Г.А. Голицыну [1997].

В основе исследовательского поведения лежит важнейшая потребность
в новой информации, новых впечатлениях и знаниях. Эта потребность яв-
ляется неотъемлемой составляющей личности человека. Исследователь-
ское поведение проявляется в целом ряде различных форм деятельности
и поведения человека (созерцательное наблюдение, эксперимент, путеше-
ствие, вопросно-ответные формы деятельности и т.д.). Они выступают как
более конкретные формы познавательного, исследовательского взаимодей-
ствия с реальностью. Совокупный эффект всех форм деятельности, входя-
щих в исследовательское поведение, чрезвычайно широк и качественно от-
личается от отдельных эффектов каждой деятельности. Благодаря этому
исследовательское поведение выступает как целостная многоуровневая
система с большим разнообразием компонентов, причем это разнообразие
стремится к постоянному расширению. В деятельности человека исследо-
вательское поведение выступает как универсальная характеристика, про-
низывающая все другие виды деятельности. Оно выполняет важнейшие
функции в развитии познавательных процессов всех уровней, а также в со-
циальном развитии (социальное ИП) и в развитии личности. Особую, не-
заменимую роль ИП играет в овладении сложными, динамическими, пло-
хоформализуемыми областями.

История изучения ИП берет начало с работ И.П. Павлова по пробле-
ме ориентировочно-исследовательских реакций. В настоящее время ИП
изучается на протяжении всего жизненного цикла человека и в самых раз-
ных видах его деятельности — начиная с того, как младенец знакомится
с новой погремушкой, и кончая тем, как коллектив ученых строит экс-
перимент.

Несмотря на широкие исследования в различных областях ИП, еди-
ного общепризнанного его определения нет. Мы будем использовать
следующее определение: исследовательское поведение — это поведение,
направленное на познание реальности путем практического взаимодей-
ствия с ней.


Глава 8. Мышление






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.