Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности организации общения у старших дошкольников






 

Как выше описывалось, у дошкольников возникает потребность в общении со сверстниками, воспитателями, родителями.

В старшей и подготовительной группах контакты детей с взрослыми теряют простоту и наивность, присущие им в начале дошкольного возраста, теперь они отражаются в доверительных беседах о своих переживаниях, мечтах, планах на будущее.

У старших дошкольников особенно ярко проявляется при­тягательность отношений со сверстниками. Сверстник для старшего дошкольника выступает как партнер по практи­ческому взаимодействию и как равное существо, использу­емое для познания и оценки по разнообразным качествам: деловым, личностным и чуть менее — познавательным. В подготовительной группе дети все чаще проявляют внима­ние и интерес к своим партнерам по общению. Многие из них начинают дружить с ровесниками, а о своих приятелях говорят горячо, характеризуют их качества увлеченно, с иск­ренним чувством.

Отношение детей к взрослому и сверстнику меняется с возрастом. Взрослый на протяжении всего дошкольного воз­раста остается для них центральной фигурой. Но, начиная со среднего дошкольного возраста, стремительно усиливается интерес детей к своим ровесникам, и чем старше их возраст, тем больше сверстник выдвигается на передний план как предпочитаемый ребенком партнер по общению.

По данным исследований Т.А. Марковой, Л.А. Пеньевской, В.Г. Нечаевой, дети старшего дошкольного возраста накануне ухода в школу характеризуются взаимоотношения­ми, в основе которых лежит доброжелательность, желание прийти на помощь товарищу. Взаимоотношения детей отличаются организованностью, ответственностью за об­щие дела. У некоторых детей уже можно заметить стремле­ние действовать совместно[18].

Воспитатель для ребенка — второй человек после роди­телей. Дети не сомневаются ни в одном слове, сказанном воспитателем, они подражают ему в поведении и общении. И в соответствии с этим воспитателю надо уметь находить такие формы общения, которые соответствовали бы и его личностным психологическим качествам, и особенно­стям психического развития дошкольников[32].

Большую роль в развитии коммуникативных умений у старших дошколь­ников играют механизмы подражания. В общении воспитатель должен пробудить их интерес и любопытство к тем, кому, по его мнению, нужно и можно подражать.

На старших дошкольников эффективно воздействует и меха­низм идентификации, т.е. «отождествление человеком себя с другим человеком или другими людьми, непосредственное пе­реживание своей тождественности или нетождественности с данным человеком или данной группой». Особенно удачно механизмы идентификации могут использоваться в игре с детьми. Идентификация тесно связана с подра­жанием. Однако идентификация, в отличие от подражания, — это всегда сознательное следование образцу подражания.

Контакты детей завязываются преимущественно по следующим основаниям: опыт общения во дворе или в детском саду, сидение за одним столом, совместная игра.

По содержательной глубине у старших дошкольников име­ет место информационное общение.

Разговоры детей друг с другом охватывают главным образом следующие темы: игры и игрушки, кино­фильмы и телепередачи, коллекции и интерес к животным, технике (у мальчиков). Все эти темы раскрываются в разговорах детей сугубо событий­но и с точки зрения характеристики предметного содержания.

Выполняя ту или иную общественную функцию, ребенок избирательно относится к своим сверстникам, которые так­же небезразличны к нему. К одним он относится с симпатией, к другим — с антипатией, к третьим — безразлично. Личные связи и отношения стихий­но определяют дифференциацию детей по положению в си­стеме личных взаимоотношений.

Опытный педагог не толь­ко создает в группе атмосферу доброжелательности, друже­любия, внимания друг к другу, но может помочь каждому ребенку занять в среде товарищей место, которое соответ­ствовало бы его индивидуальным особенностям и способство­вало развитию возможностей его личности[29]. Необходимое ус­ловие педагогического вмешательства в систему складываю­щихся взаимоотношений детей — знание характера этих отношений на каждом возрастном этапе развития.

Общение — один из важнейших факторов возникновения, формирования, развития и укрепления познавательных инте­ресов у растущего человека[6]. Особенно это относится к обще­нию со сверстниками. «Любознательность, — писал А.К. Шел­леер-Михайловский, — пробуждается в детях только детьми. Ребенок охотно разговаривает с ребенком; больших он только слушает и, встречая в детских играх и болтовне предметы, требующие объяснения, он обращается за этим объяснением к большим. Без товарищей ребенка ничто и никто не подтал­кивает на вопросы, он холодно смотрит на окружающее его и составляет обо всем свои собственные понятия».

Этот факт еще раз доказывает необходимость развития коммуникативных умений у старших дошкольников и созда­ния условий для их межличностного общения.

Имеющиеся исследования в отече­ственной и зарубежной педагогике доказывают, что формирование коммуникативных умений целесообразно в процессе сюжетно-ролевой игры как наиболее точной и доступной модели общения старших дошкольников.

 

Выводы по 1 главе:

 

Изучив психолого-педагогическую литературу по теме исследования, мы увидели важность своевременного формирования навыков общения у дошкольников.

Мы убедились, что достаточный уровень сформированности коммуникативных умений у дошкольников может быть обеспечен при поэтапном руководстве со стороны взрослого:

- раскрытия детям значения коммуникативных умений в процессе организации общения; ознакомление детей с умениями;

- включение детей в выполнение совместной деятельности по овладению коммуникативными умениями;

- совершенствование у детей усвоенных коммуникативных умений в их самостоятельной деятельности.

Исходя из теории и практики определено, что игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте. В игре формируются и развиваются все стороны личности ребенка. Также доказано, что игра ребенка дошкольника развивается под влиянием воспитания и обучения, зависит от приобретения знаний и умений, от воспитания интересов. Чем выше уровень развития игровых и коммуникативных умений детей, тем сильнее воспитательное воздействие игры. Для этого необходимо правильная организация и руководство игрой взрослым.

В ходе игры старших дошкольников создаются особо благоприятные условия для общения детей (распределение ролей, обсуждение и планирование игровых действий, обозначение условных предметов, ведение бесед по ходу игры), для формирования коммуникативных умений. Сама игра стимулирует детей к овладению все более сложными формами общения.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.