Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Внеситуативно - личностная форма общения детей с взрослыми






 

Особенно велика роль общения в детстве. Для маленького ребенка его общение с другими людьми – это не только источник разнообразных переживаний, но и главное условие формирования его личности, его развития. В дошкольном возрасте существуют две сферы общения – с взрослыми и со сверстниками, причем обе необходимы для нормального развития личности ребенка. Известный отечественный психолог М.И. Лисина выделяет несколько этапов в развитии общения, включающие в себя перечисленные в предыдущем параграфе компоненты. Совокупность этих компонентов представляет собой определенную форму общения [13, стр. 20].

Формой общения называется коммуникативная деятельность на определенном этапе ее развития, взятая в целостной совокупности черт и характеризуе­мая по нескольким параметрам. Основными среди них являются следующие 5 параметров:

1) время возникно­вения данной формы общения на протяжении дошколь­ного детства;

2) место, занимаемое ею в системе более широкой жизнедеятельности ребенка;

3) основное со­держание потребности, удовлетворяемой детьми при данной форме общения;

4) ведущие мотивы, побуждаю­щие ребенка на определенном этапе развития к обще­нию с окружающими людьми;

5) основные средства общения, с помощью которых в пределах данной формы общения осуществляются коммуникации ребенка с людьми.

В исследованиях М.И.Лисиной выявлены следующие формы общения детей с взрослыми: ситуативно-личностная (эмоциональная), ситуативно-деловая, внеситуативно - деловая, внеситуативно – личностная [13, стр. 27].

В нашей работе рассматривается формирование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста, для которых характерна четвертая форма общения, внеситуативно - личностная. Поэтому рассмотрим ее подробнее.

К концу дошкольного возраста у детей появляется чет­вертая и высшая для дошкольников форма общения с взрослым — внеситуативно - личностная.

Личностный мотив общения — ведущий в четвертой форме коммуникативной деятельности — имеет совершенно иной характер, чем в первой. Взрослый выступает перед детьми в наибольшей полноте своих дарований, характерных черт и жизненного опыта. Он теперь для дошкольника не просто индивидуальность или абстракт­ная личность, но конкретное историческое и социальное лицо, член общества, гражданин своей страны и своего времени. Ребенок отражает не только ту сторону, кото­рой взрослый прямо повернут к нему в данной ситуа­ции, где взрослый его лечит, кормит, учит — взрослый получает в глазах ребенка свое собственное, независи­мое существование. Для дошкольников приобретают живое значение такие детали из жизни взрослого, кото­рые никак их не касаются (есть ли у тети сыночек, где она живет, умеет ли водить машину), но позволяют вос­создать в полноте конкретных подробностей полнокровный образ этого человека.

Для старших до­школьников характерно стремление не просто к доброже­лательному вниманию взрослых, а к взаимопониманию и сопереживанию с ними. Новое содержание коммуни­кативной потребности выражается в том, что ребенок не настаивает теперь обязательно на похвале: гораздо важнее для него знать, а как нужно. И хотя он огорча­ется, если действовал неверно, он охотно соглашается внести поправки в свою работу, изменить свое мнение или отношение к обсуждаемым вопросам, чтобы достичь общности взглядов и оценок с взрослым. Совпадение своей позиции с позицией старших служит для ребенка доказательством ее правильности. Ребенок ныне не спе­шит спорить с взрослым — он чутко настраивается на их волну и старается сначала как можно лучше понять старших, найти причину, почему те думают так, а не иначе.

Следовательно, внеситуативно - личностное общение повышает восприимчивость детей к воспитательным воздействиям и благоприятствует быст­рому усвоению наставлений взрослых[13, стр. 33].

Данная форма общения тесно связана с высшими для дошкольного детства уровнями развития игры. Ребенок теперь обращает меньше внимания на внешнюю сторону воспроизводимой им действительности — нынче его ин­тересуют главным образом те сложные отношения, ко­торые складываются между людьми в семье и на рабо­те. В общении с взрослыми ребенок черпает материал для своих игр, зорко наблюдает за всеми оттенками по­ведения старших при их столкновениях между собой. Контакты с взрослыми и со старшими по возрасту деть­ми открывают ребенку перспективу его будущей жизни, на ближайшие годы: он узнает, что скоро будет учить­ся в школе [1].

Таким образом, роль внеситуативно - личностного общения в жизни ребенка состоит в освоении детьми правил поведения в социальном мире, в постижении некоторых его законов и взаимосвязей, которые он отражает в своей игре. А так как в дошкольном возрасте сюжетно-ролевая игра является ведущей деятельностью, то общение становится ее частью и условием. Т.е. через внеситуативно - личностное общение с взрослыми можно направлять развитие сюжетно-ролевой игры.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.