Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Введение. Игровая деятельность как средство развития навыков общения у детей старшего дошкольного возраста Допущена к защите «»2016 Г. Зам






ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

  Допущена к защите «»2016 г. Зам. директора по УВР /Г.М.Фотеева Зав. кафедрой ___________/Т.Н. Маторнова       Мальцевой Татьяны Анатольевны Специальность 44.02.01 Дошкольное образование Курс VI, группа 64 Форма обучения: заочная Руководитель: Панькова Ольга Владимировна

Пермь, 2016

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение………………………………………………………………………......  
Глава 1. Теоретические основы развития навыков общения у детей старшего дошкольного возраста ……………………………………………  
1.1. Понятие «общение». Общение как «коммуникативная деятельность»…  
1.2. Коммуникативные умения. Структура и содержание …………………….  
1.3. Внеситуативно – личностная форма общения детей с взрослыми ………
1.4. Особенности общения дошкольников со сверстниками ………………….  
1.5. Особенности организации общения у старших дошкольников …………
Выводы по 1 главе ……………………………………………………………….  
Глава 2. Теоретические основы игровой деятельности как фактора развития детей старшего дошкольного возраста…………………………  
2.1. Понятие «игра» и актуальные вопросы детской игры ……………………  
2.2. Характеристика основных видов игр и их классификация………………  
2.3. Игра как средство формирования навыков общения у детей старшего дошкольного возраста ………………………………………………………….
Выводы по 2 главе ………………………………………………………………  
Глава 3. Опытно-экспериментальная работа по развитию навыков общения у детей старшего дошкольного возраста средствами игровой деятельности……………………………………………………………………  
3.1. Организация и проведение опытно-экспериментальной работы ………..  
3.2. Оценка эффективности работы по развитию навыков общения у детей старшего дошкольного возраста ……………………………………………….  
Выводы по 3 главе ………………………………………………………………  
Заключение………………………………………………………………………  
Список использованной литературы………………………………………..  
Приложения……………………………………………………………………..  

ВВЕДЕНИЕ

Интеграционные процессы, которые происходят в современном обществе, стремление к культурному диалогу, бурный научно - технический рост являются причинами проблемы содружества, сотрудничества и общения между людьми.

Общение – это специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми, как членами общества, в общении реализуются социальные отношения людей. Это является основным условием развития ребенка, важнейшим фактором формирования личности, одним из главных видов деятельности человека, стремящимся познать и оценить самого себя посредством других людей.

Важнейшим фактором психического развития ребенка является общение. Потребность в общении у дошкольников возникает со сверстниками, воспитателями, родителями. Поэтому необходимо специальное внимание педагогов к организации общения детей. Вопросы изучения особенностей общения детей, формирование у них коммуникативных умений освещены в научных работах таких ученых, как Б.Г. Ананьев, М.И. Лисина, Л.А. Венгер, Я.Л. Коломенский, А.Г. Рузская, Т.А. Репина, Е.О. Смирнова.

Проблема общения детей старшего дошкольного возраста остается актуальной, несмотря на то, что довольно широко освещена в научных исследованиях. Для формирования навыков общения оптимальным является старший дошкольный возраст. В этот период дети легче приобретают, дольше сохраняют и удерживают сформированные умения и навыки. Общение со сверстниками, несомненно, занимает важное место жизни ребенка. Ведь от того, насколько успешно это общение складывается, во многом зависит темп развития ребенка, его отношение к другим людям, самооценка и самоощущение.

Как помочь детям выйти в современный мир, такой сложный и динамичный? Как научить сопереживать, понимать чувства другого, выстраивать гармоничные отношения с окружающими? Навыки общения дошкольников закрепляются в игре. Игра как ведущая деятельность дошкольника признается и исследуется мировым психологическим сообществом в качестве важнейшего компонента культурного развития ребенка.

Игра является коллективной деятельностью, предполагающей необходимость общаться со сверстниками и взрослыми .В период старшего дошкольного возраста сюжетно-ролевая игра становится у детей ведущей. В игре отображаются не только особенности и назначения предметов и функций окружающих людей, но и их взаимоотношения и взаимодействия. Поэтому именно в игре можно помочь ребенку развить навыки общения со своими сверстниками.

Происхождение и сущность игры, ее структура и содержание, виды игр и их значение, методика руководства служат предметом глубокого изучения психологов и педагогов. Многие исследуемые вопросы концентрируются вокруг проблемы формирования игровой деятельности у детей с целью их воспитания, как эффективно использовать игру в качестве средства психического развития и воспитания детей. Игра оказывает многогранное влияние на психическое развитие дошкольника.

Проблема игры как деятельности, имеющей особое значение для жизни и развития ребенка, всегда находилась в центре внимания исследователей детского развития, таких как Л.С. Выготский, Ж. Пиаже, А.Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин.

На основании изучения исследований, посвященных проблеме развития игры и общения детей дошкольного возраста, были определены объект, предмет, цель, задачи, гипотеза исследования выпускной квалификационной работы.

Объект исследования: развитие навыков общения у детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: игровая деятельность как средство развития навыков общения у детей старшего дошкольного возраста.

Цель исследования: изучение возможностей игровой деятельности в развитии общения у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи исследования:

- Проанализировать научно - методическую литературу по проблеме исследования.

- Изучить особенности развития коммуникативных способностей старших дошкольников.

- Рассмотреть виды и значение игры для детей дошкольного возраста.

- Опытно – экспериментальным путем выявить влияние игровой деятельности на коммуникативные способности детей.

- Подобрать комплекс разнообразных игр, направленных на развитие навыков общения старших дошкольников.

Гипотеза исследования: развитие навыков общения у детей старшего дошкольного возраста будет осуществляться успешно, если соблюдены следующие условия:

- учет возрастных и индивидуальных особенностей развития детей старшего дошкольного возраста.

- систематическая диагностика уровня сформированности коммуникативных навыков детей – дошкольников.

- использование специальных игровых комплексов в работе с детьми старшего дошкольного возраста.

Методы исследования:

- анализ теоретико-методической литературы по исследуемой проблеме;

- наблюдение;

- психологическая диагностика;

- анкетирование;

- количественный и качественный анализ полученных результатов исследования.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что расширены представления об игровой деятельности как средстве развития коммуникативных способностей развивающейся личности детей старшего дошкольного возраста.

Практическая значимость исследования обусловлена возможностью использования подобранных игровых комплексов для старших дошкольников в практической деятельности воспитателей дошкольных образовательных учреждений по формированию коммуникативных способностей.

База исследования:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 39» МО «ЛГО», старшая возрастная группа.

Работа состоит из введения, трех разделов, заключения, библиографического списка литературы и приложений.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.