Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 1. Теоретические основы развития навыков общения у детей старшего дошкольного возраста






Понятие «общение». Общение как коммуникативная деятельность

 

Природа общения, его индивидуальные и возрастные особенности, механизмы протекания и изменения стали предметом изучения исследователей разных научных областей (философов, социологов, психолингвистов, специалистов по психологии социальной, детской и возрастной). Однако все исследователи вкладывают в понятие общения одинаковый смысл.

Общение — взаимодействие двух (или более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата. Т.е. общение не просто действие, но именно взаимо­действие: оно осуществляется между участниками, каждый из которых равно является носителем активности и предполагает ее в своих партнерах. Помимо взаимной направленности действий людей при общении наиболее важной характеристикой его слу­жит то, что каждый его участник активен, т. е. выступает как субъект. Активность может выражаться в том, что человек при общении инициативно воздействует на своего партнера, и в том также, что партнер воспринимает его воздействия и отвечает на них. Когда два человека общаются, они попеременно действуют и воспринимают воздействия друг друга [37].

Для общения характерно также то, что каждый его участник выступает в ходе его как личность. Общаясь, люди настроены на то, что партнер им ответит, и рассчитывают на его отзыв [23].

Синонимом общения является термин коммуникативная деятельность.

Психологи подчеркивают неразрывную связь общения и деятельности. Общение может высту­пать как сторона деятельности, а последняя — как усло­вие общения [4].

Таким образом, в общении, как и в деятельности, выделяются основные структурные компоненты, т.е. как любая деятельность, общение имеет свою структуру. Структурные компоненты коммуника­тивной деятельности выглядят следующим образом: предмет общения, продукт общения, потребность в общении, коммуникативные (познавательные, деловые, личностные) мотивы, действие (инициативные акты и ответные действия) общения, функции общения, средства общения, способность к общению, а также коммуникативные умения.

 

Коммуникативные умения. Структура и содержание

 

В данном параграфе мы будем опираться на исследования А.А. Максимовой, в которых раскрывается содержание и структура коммуникативных умений.

Коммуникативные умения — это осознанные коммуни­кативные действия общающихся (на основе знаний структур­ных компонентов умений и коммуникативной деятельности) и их способность правильно строить свое поведение, управ­лять им в соответствии с задачами общения.

В этом определении обращают на себя внимание два момента:

коммуникативные умения — это именно осознанные ком­муникативные действия, которые базируются на си­стеме знаний и усвоенных элементарных умений и навыков. Сознательное овладение коммуникативными умениями, бесспор­но, является доступным детям старшего дошкольного возраста;

коммуникативные умения — это еще и способность управлять своим поведением, использовать наиболее рациональные приемы и способы действий в решении ком­муникативных задач [17, стр. 26].

Коммуникативные умения по своей структуре являются слож­ными, и включают в себя простейшие (элементарные) умения. Вслед за Л.Р. Мунировой, А.А. Максимова объединяет коммуника­тивные умения по содержанию в информационно - коммуни­кативные, регуляционно - коммуникативные и аффективно-коммуникативные группы умений.

Группа информационно-коммуникативных умений состоит из умений вступать в процесс общения (выражать просьбу, привет­ствие, поздравление, приглашение, вежливое обращение); ори­ентироваться в партнерах и ситуациях общения (начать говорить со знакомым и незнакомым человеком; соблюдать правила куль­туры общения в отношениях с товарищами, взрос­лым; понять ситуацию, в которую ставятся партнеры, намере­ния, мотивы общения); соотносить средства вербального и невер­бального общения (употреблять слова и знаки вежливости; эмоционально и содержательно выражать мысли, используя же­сты, мимику, символы; получать и снабжать информацией о себе и других вещах; пользоваться рисунками, таблицами, схе­мами, группировать содержащийся в них материал).

Группа регуляционно-коммуникативных умений состоит из умений согласовывать свои действия, мнения, установки с потребностями товарищей по общению (осуществление само - и взаимоконтроля учебной, трудовой и игровой деятельности, обосно­вание совместно выполняемых заданий, операций в опреде­ленной логической последовательности, определение поряд­ка и рациональных способов выполнения совместных заданий); доверять, помогать и поддерживать тех, с кем общаешься (помогать нуждающимся в помощи, уступать, быть честным, не уклоняться от ответов, говорить о своих намерениях, давать советы самим и слушать советы других, доверять получаемой информации, своему товарищу по об­щению, взрослым, учителю); применять свои индивидуаль­ные умения при решении совместных задач (использовать речь, музыку, движение, мимику; оценивать результаты совместного общения (оцени­вать себя и других критически, учитывать личный вклад каждого в общение, принимать правильные решения, выра­жать согласие (несогласие), одобрение (неодобрение), оцени­вать соответствие вербального поведения невербальному.

Группа аффективно-коммуникативных умений основыва­ется на умениях делиться своими чувствами, интересами, настроением с партнерами по общению; проявлять чуткость, отзывчивость, сопереживание к партнерам по общению; оце­нивать эмоциональное поведение друг друга [17, стр. 28].

Таким образом, уровень сформированности коммуникативных умений у дошкольников может быть обеспечен при организации ролевого общения детей, т.е. при организации сюжетно-ролевой игры, и осуществлении его поэтапного руководства взрослым. Что включает в себя: раскрытия детям значения коммуникативных умений в процессе организации общения; ознакомление детей с умениями; включение детей в выполнение совместных игр по овладению коммуникативными умениями; совершенствование у детей усвоенных коммуникативных умений в их самостоятельной, творческой деятельности.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.