Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Формы обучения исторической науки в высшей школе (лекции, семинары, спецкурсы, спецсеминары, конференции, практики) и специфика их проведения.






В вузе - это лекция, семинарское занятие, спецсеминарское занятие, конференции, круглые столы, факультативы.

Лекция (лат. lectio — чтение) — устное систематическое и последовательное изложение материала по какой-либо проблеме, методу, теме вопроса и т.д. В средней школе лекции обычно практикуются при изложении нового довольно объёмного и достаточно сложного материала с использованием приёмов активизации учебно-познавательной деятельности учащихся, в том числе приучения их к конспектированию излагаемого материала. Механизм восприятия лекции выглядит следующим образом: воспринимается информация, затем в сознании происходит её анализ, после чего информация снова выражается словами (в виде конспекта лекции). Конспект является уже продуктом мышления учащегося, что требует от него значительного умственного напряжения. Кроме того, на протяжении лекции возбуждаются одни и те же участки коры головного мозга, в результате чего уровень восприятия может понизиться. Умение слушать и конспектировать лекцию вырабатывается постепенно. Материал лекции закрепляется на семинарах. Основные требования к проведению лекции:

 дать обучающимся современные, целостные, взаимосвязанные знания, уровень которых определяется целевой установкой к каждой конкретной теме;

 обеспечить в процессе лекции творческую работу студентов совместно с преподавателем;

 воспитывать у студентов профессионально-деловые качества, любовь к предмету и развивать у них самостоятельное творческое мышление.

 вызывать у студентов необходимый интерес, давать направление для самостоятельной работы;

 находиться на современном уровне развития науки и техники, содержать прогноз их развития на ближайшие годы;

 отражать методическую обработку материала (выделение главных мыслей и положений, подчеркивание выводов, повторение их в различных формулировках);

 быть наглядной, сочетаться по возможности с демонстрацией аудиовизуальных материалов, макетов, моделей и образцов;

 излагаться четким и ясным языком, содержать разъяснение всех вновь вводимых терминов и понятий;

 быть доступной для восприятия данной аудиторией.

Преимущества:

 Один человек-лектор может транслировать информацию на любое, сколь угодно большое, число людей.

Недостатки:

 отсутствие обратной связи;

 усреднённость уровня сложности содержания лекции;

 возможность для разной степени включённости слушателей лекции.

Структура лекции в ВУЗе. Учебная лекция в вузе должна иметь четкую и строгую структуру. Исторически сложилось так, что лекция, как правило, состоит из трех частей: вступления (введения), изложения и заключения.

Вступление (введение) определяет тему, план и цель лекции. Оно призвано заинтересовать и настроить аудиторию, сообщить, в чём заключается предмет лекции и её актуальность, основная идея (проблема, центральный вопрос), связь с предыдущими и последующими занятиями, поставить её основные вопросы. Введение должно быть кратким и целенаправленным.

Изложение — основная часть лекции, в которой реализуется научное содержание темы, ставятся все узловые вопросы, приводится вся система доказательств с использованием наиболее целесообразных методических приемов. В ходе изложения применяются все формы и способы суждения, аргументации и доказательства. Каждое теоретическое положение должно быть обосновано и доказано, приводимые формулировки и определения должны быть четкими, насыщенными глубоким содержанием. Все доказательства и разъяснения направлены на достижение поставленной цели, раскрытие основной идеи, содержания и научных выводов. Каждый учебный вопрос заканчивается краткими выводами, логически подводящими обучающихся к следующему вопросу лекции. Количество вопросов в лекции — как правило, от двух до четырёх. Иногда отдельные вопросы делятся на подвопросы, облегчающие изложение и усвоение материала. Слишком дробное членение двухчасовой лекции или, наоборот, чрезмерно большие компоненты нежелательны в логическом и психолого-дидактическом отношении. Длительность её частей должна быть соразмерна с научным значением излагаемых проблем.

Заключение обобщает в кратких формулировках основные идеи лекции, логически завершая её как целостное. В нём могут даваться рекомендации о порядке дальнейшего изучения основных вопросов лекции самостоятельно по указанной литературе. Все это составляет предмет обдумывания при разработке. Однако отдельные виды традиционных лекций (вводные, заключительные, установочные) имеют свои особенности в содержании и построении, которые необходимо учитывать при отработке плана лекции.

Работа после лекции. Педагогическое мастерство, как и знания, складывается из мелких крупинок ежедневного опыта. Важно не растерять эти крупицы, зафиксировать, учесть и сделать их своим достоянием. Прочитав лекцию, преподаватель сам хорошо видит и чувствует её сильные и слабые стороны: об этом он судит, прежде всего, по тому, как её приняла аудитория. Он помнит, какие её части и разделы слушались с интересом, в каких местах внимание ослабевало, какие объяснения были излишне детализированы или растянуты, а где слишком схематичны, где не хватало примеров или они были не совсем удачными. Рекомендуется все эти замечания сразу же записать и в дальнейшем использовать при работе над курсом. Лекции являются важной составляющей учебного процесса. В вузе есть несколько занятий:

1. Вводная лекция проводится раз в год или раз в семестр, на которой преподаватель дает целостное представление о курсе и о предмете (цели, задачи, особенности курса, список литературы, роль и место предмета в системе подготовки специалиста, методические особенности курса).

2. Лекция-информация ориентирована на изложение студентам научной информации, она посвящена отдельной теме в рамках учебного материала.

3. Обзорная лекция - это систематизация научных знаний на высоком уровне, на ней дается научно-понятийное концептуальная основа всего курса или крупных его разделов, раскрываются внутрипредметные и внешне предметные связи. Ее задача охватить кратко весь курс, показать возможности изучения курса, это может не каждый преподаватель.

4. Проблемная лекция - новое знание выводится через проблемность вопроса, происходит процесс познания студента в диалоге с преподавателем. Как правило, лучше такую лекцию готовить заранее, чтобы студенты подготовились и нашли материал.

5. Лекция-визуализация часто проводятся в вузе, она представляет собой визуальную форму подачи материал используя технические средства (используется компьютер, проектор, колонки). Сначала студенты смотрят слайды, затем идет обсуждение и комментарии преподаватели. Презентация удобна тем, что преподавателю не надо читать много материала, его можно переписать с экрана. Могут быть представлены картинки, слайды и т.д.

6. Бинарная лекция проходит в форме лекции двух преподавателей, они спорят между собой, а аудитория смотрит и комментирует чьи взгляды более компетентны, у нас они проводятся редко (А.Ю.ДворниченкоvsБ.Н.Миронов по поводу пользы или вреда крепостного права).

7. Лекция с заранее запланированными ошибками расчитана на поиск ошибок, различной информации, она хороша среди ограниченного контингента слушателей (групповая или кафедральная форма работы, но не поточная).

8. Лекция-конференция чем-то напоминает научно-практический семинар, студенты выступают с докладами, темы выбираются в соответствии с программой, таким образом, несколько докладов с разных сторон позволяют освятить ту или иную проблему.

9. Лекция-консультация проходит перед экзаменом, но чем старше курс, тем меньше их проводится.

Семинар (от лат. seminarium — рассадник, теплица) — форма учебно-практических занятий, при которой учащиеся (студенты, стажёры) обсуждают сообщения, доклады и рефераты, выполненные ими по результатам учебных или научных исследований под руководством преподавателя. Преподаватель в этом случае является координатором обсуждений темы семинара, подготовка к которому является обязательной. Поэтому тема семинара и основные источники обсуждения предъявляются до обсуждения для детального ознакомления, изучения. Цели обсуждений направлены на формирование навыков профессиональной полемики и закрепление обсуждаемого материала. Семинары — эффективная форма подготовки инженерных и научно-педагогических кадров в вузах. Семинарская форма обучения возникла в древнегреческих и римских школах, где сообщения учащихся сочетались с диспутами, комментариями и заключениями преподавателей. В советской школе семинары предназначались для углубленного изучения различных дисциплин. Сейчас, в 21 веке понятие «семинарское занятие» в высшей школе часто расплывчато, отсюда видов этих занятий стало больше. Виды семинарских занятий:

Бизнес-семинары, на которых несколько человек читают доклады одной направленности для остальных.

Научные семинары — в научных коллективах традиционная форма повышения квалификации, ознакомление с работами коллег, форма коллективного, публичного рабочего обсуждения научной информации коллегами для формирования компетенции участников коллектива в объёме новых знаний, методов, для оптимизации взаимодействия по проектам и программам. В лучшем случае семинар проводится с представлением материалов в доступе до семинара, когда доклад содержит только краткую, реферативную, обзорную форму, задавая тему обсуждений. Собственно семинар есть перенос предметных кулуарных обсуждений в публичную форму семинара, который может сниматься на видео и/или протоколироваться.

Семинары он-лайн, веб-конференции, вебинары — интерактивные семинары реализуемые в режиме ВЕБ-конференции. Сейчас много программ позволяют это реализовать (Skype, TrueConf, ooVoo, Сервис видеоконференций iMind, GoogleHangouts). Первой популярной программой для веб-конференций, в режиме реального времени, стала программа MicrosoftNetMeeting.

Учебные семинары, которые организуются для того, чтобы студенты лучше разобрались в определённой теме.

Круглый стол — общество, конференция или собрание в рамках более крупного мероприятия (съезда, симпозиума, конференции). Используется в двух смыслах — как свободная конференция разнородных участников для непосредственного обсуждения определённых проблем (в частности, конфликтов) и — реже — как закрытое общество избранных, принимающее в кулуарах важные решения. В современном значении выражение круглый стол употребляется с XX века как название одного из способов организации обсуждения некоторого вопроса; этот способ характеризуется следующими признаками:

 цель обсуждения — обобщить идеи и мнения относительно обсуждаемой про­блемы;

 все участники круглого стола выступают в роли пропонентов (должны выражать мнение по поводу обсуждаемого вопроса, а не по поводу мнений других участников); отсутствие набора нескольких ролей характерно не для всех круглых столов;

 все участники обсуждения равноправны; никто не имеет права диктовать свою волю и решения.

Данная модель обсуждения, основываясь на соглашениях, в качестве итогов даёт результаты, которые, в свою очередь, являются новыми соглашениями. В процессе круглых столов оригинальные решения и идеи рождаются достаточно редко. Более того, зачастую круглый стол играет скорее информационно-пропагандистскую роль, а не служит инструментом выработки конкретных решений.

Конференция (от лат. confero — собирать в одно место) — собрание, совещание групп лиц, отдельных лиц, организации для обсуждения определённых тем. Виды конференций:

Научная конференция — большое собрание, совещание представителей разных учреждений, стран, групп.

Веб-конференция – конференция он-лайн, при использовании современных компьютерных программ и оборудование, удобна для участников из разных стран и городов.

Видеоконференция — общение с обменом звуко- и видеоинформацией.

Конференц-связь, селекторное совещание — в телефонной связи разговор между тремя и более абонентами. Редко используется в высшей школе.

Бизнес-конференция — собрание представителей одной или нескольких компаний с целью обсуждения результатов сотрудничества в сфере бизнеса, обсуждение проблем возникающих при реализации бизнес-идеи, путей решения этих проблем, улучшение взаимодействия. Такие собрания обычно проводятся в оборудованных конференц-залах с использованием специального оборудования для конференций (проекторы, экраны, системы синхронного перевода и пр.).

Пресс-конференция — организованная встреча журналистов с представителями компаний, организаций или отдельными персонами. Пресс-конференции: организуются с целью предоставления СМИ проблемной и комментирующей информации; характеризуются возможностью получения информации из первых рук, проверки сведений и уточнения версий с помощью вопросов.

Конечно, самый распространённый вид конференции для вуза – это научная. Научная конференция — форма организации научной деятельности, при которой исследователи (не обязательно учёные или студенты) представляют и обсуждают свои работы. Обычно заранее (в информационном письме либо стендовом объявлении) сообщается о теме, времени и месте проведения конференции. Затем начинается сбор тезисов докладов и иногда оргвзносов. По своему статусу научная конференция занимает промежуточное положение между семинаром и конгрессом. Структура научной конференции:

Регистрация участников с раздачей программы конференции (с указанием очередности выступлений)

Открытие и пленарное заседание с выступлением организаторов конференции

Работа по секциям или круглым столам с заслушиванием докладов и последующим обсуждением

Кофе-брейк в середине работы конференции и фуршет или банкет по её окончании

Культурные программы (экскурсии) для иногородних гостей

Публикация сборника научных трудов. Часто сборник выдается участникам конференции при регистрации.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.