Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Развитие высшего образования и методики преподавания истории в России в 18-19 вв.






Первый университет в Европе появился в 1088 г. в Болонии (Италия). История университетского образования начинается с Римской цивилизации, и продолжается уже после завоевания Рима варварами, которые впитали постепенно в себя культуру, образование и обычаи римлян. Главная цель университетов – это подготовка государственных служащих (чиновников), университеты поддерживали власть. Университет всегда был определённой корпорацией (студенты и преподаватели) с одной стороны, а с другой стороны, университет – это сообщество, охватывающее разные области знания. Первоначально у университетов были большие проблемы с финансированием, поэтому первые лекции проходили на городских площадях, в составе университета было 3-4 факультета (юридический, богословский, медицинский), семинарские занятия проходили дома у преподавателей, которые могли себе позволить иметь большие библиотеки, так как при университетах библиотеки были бедными или их не было вообще.

В 1160 г. был основан Парижский университет на основе двух школ: школы монастыря св.Женевьевы и школы Нордам-де-Пари. К 12 веку сложилась факультетская система: факультет искусств, факультет богословия, факультет права, факультет медицины. В 13 веке при университетах появились первые библиотеки и меценаты. В 1167 г. образовался Оксфордский университет, в 1207 г. Кембридский университет. Часто преподаватели из одного университета уходили с работы и основывали новый университет. В 1308 г. был основан университет в Праге. Образование в университетах Европы было платным, редкие студенты учились за казённый счёт. Развивалась система самоуправления в университетах: выборность ректора, декана, заведующего кафедрой. К 15 веку формируется система практический занятий и лекций. Короли и правительство пытаются повысить уровень образования у чиновников.

В 1687 г. в Москве в Заиконоспасском монастыре появляется Славяно-греко-латинская академия – первое высшее учебное заведение России, но не университет в полном смысле этого слова. Вянваря 1724 г. вышел указ Петра Великого «Об основании Академии наук, гимназии и академического университета». Под влиянием идей из Европы, Пётр I считал, что в России не сложилась система образования, поэтому было создано образовательное учреждение в системе Академии наук. Таким образом, государство контролировало университет, выпускники гимназии поступали в университет, а после его окончания становились преподавателями и затем академиками (замкнутый круг). Университет не был самостоятельной единицей, студенты и преподаватели были иностранцами (в основном из Германии), затем уже стали набирать русских. Занятия вели на латинском и немецком языках. После основания МГУ стали переходить на преподавание на русском языке. В 1770-1790-х гг. университет пришёл в упадок. В 1755 г. был основан Московский университет по инициативе М.В.Ломоносова. В 1819 г. на основе Педагогического института был воссоздан Петербургский университет, который стал правопреемником университета 1724 г., поэтому СПбГУ – первый университет России, а не МГУ. Хотя этот спор продолжается до сих пор, и возможно не закончится никогда. В советское время из-за идеологии не признавали первостепенность Санкт-Петербургского (Ленинградского) университета, но надо понимать, что наука – отдельный процесс, идеология – другой процесс, и они должны быть отделены друг от друга. Ю.Д.Марголис и Г.А.Тишкин написали книгу по истории СПбГУ – «Единым вдохновением», где подробно рассмотрели процессы университетской жизни в конце 18-первой половине 19 века. Серьёзной проблемой было финансирование университетов, а также студентов, которые нуждались в жилье, питании и небольших карманных расходах. В МГУ учились в основном дворяне и дети богатых родителей, поэтому нужды финансирования студентов подобного рода не было. Постепенно с 1760-х гг. появились степени: бакалавр, магистр, доктор. Университеты работали на государственный заказ – подготовка юристов и чиновников для государственной службы. При Екатерине 2 окончательно решили проблему преподавания и везде перешли на русский язык, что способствовало притоку студентов. В 1773 г. в Петербурге открылся Горный институт, а в Москве в 1780 г. появился Межевой институт, положив начало высшему техническому образованию.

В 19 веке продолжает развиваться система образования, увеличивается число университетов (они были автономными со второй половины 19 в.). В 1803 г. Выпущены Предварительные иерархии учебных ступеней: начальное, среднее, высшее. Университетский устав появился в 1802 г., избираются профессора, деканы, ректоры. Получение определённой научной степени (магистр, доктор) совпадало с получением чина по Табели о рангах. В 1804 г. появилась автономия в научной, учебной и педагогической деятельности. Университетский устав разделял всех студентов на кокошных (платников) и казёнокошных (бюджетников). Казённокошные студенты были обязаны после окончания учёбы 6 лет отработать по направления (так было с Д.И.Менделеевым). Срок обучения в университете в начале 19 века составлял 3 года (за исключением медицинского отделения, где учились 4 года), а уже во второй половине 19 века составлял полных 4 года. Студенты из богатых семей обучались дома с репетиторами (чаще всего с преподавателями, которые к ним приходили из университета), а затем сдавали экзамены в университете. После подавления восстания декабристов в 1825 г. Николай I запретил обучение в университетах страны различным разночинцам. В 1835 г. вышел новый («чугунный») Университетский устав, в соответствии с которым государство регулировало жизнь университета. В университетах учились в основном мужчины, женщины стремились бороться за свои права, в Петербурге была создана Всероссийская лига за права женщин. В 1834 г. был основан Университет святого Владимира в Киеве, везде установилась факультетская система, начинается развитие кафедры как единицы.

Во второй половине 19-начале 20 века открываются новые университеты, в которых учится уже больше разночинцев, меньше детей дворян и духовенства (это было связано с «Великими реформами 1860-1870-х гг.). Александр II возродил Университетский устав, который гарантировал университету самоуправление (1863 г.). Ординарный преподаватель – штатный, неординарный преподаватель – внештатный. Возросла плата за труд профессоров и преподавателей, более того, им стали давать дополнительно деньги на командировки (в том числе и заграницу), на исследования, на стажировки. Чтобы получать достойные деньги, нужно было защитить докторскую диссертацию. Студенты принимались в университет после сдачи вступительных экзаменов, а также при наличии аттестата зрелости из гимназии или реального училища. Чтобы закончить университет, нужно было отучиться 4 года, сдать выпускные экзамены и защитить дипломную работу. Но мало было поступить и закончить университет, нужно было ещё найти своё место в жизни, как правило, дети состоятельных родителей преуспевали быстрее. После окончания университета можно было пойти на службу, а можно было остаться при университете на 3 года для получения звания приват-доцента и написания магистерской диссертации (современная кандидатская диссертация). Пока человек не стал доцентом, он подрабатывал в ряде учебных заведений, так как приват-доценту в университете за проведение лекций не платили денег. Далее, приват-доценты получали звание доцента, могли войти в университетский штат и получать заработную плату. В начале 1860-х гг. ненадолго СПбИУ был закрыт в связи со студенческими волнениями и беспорядками. С.М.Соловьев, Д.И.Менделеев, А.В.Кони, К.Н.Бестужев-Рюмин, И.М.Гревс работали и учились в университете, вложив огромный вклад в дело его развитие. К.Н.Бестужев-Рюмин подарил историко-филологическому факультету свою библиотеку, которая отчасти теперь составляет книжное собрание библиотеки общественных наук (БОН).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.