Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Развитие высшего образования и методики преподавания истории в России в 20-начале 21 вв.






Двадцатилетний период между гражданской и Великой Отечественной войнами в истории университетов отмечен особыми трудностями. В эти годы неоднократно предпринимались попытки сузить роль университетов, отстранить их от науки. Несколько раз подвергались чистке и репрессиям преподавательские кадры университетов, их состав почти полностью обновился, и не всегда это приносило положительные результаты.

Со времени прихода советской власти началась борьба за вытеснение из университетов старой профессуры, особенно на гуманитарных факультетах. По Декрету СНК от 4 марта 1921 г. были ликвидированы философские и исторические факультеты, сокращено филологическое образование, прекратилось преподавание классических языков и классической филологии.

Часть из старой профессуры уже тогда попала в тюрьмы и лагеря, часть была выслана за границу (Философские пароходы), а некоторые, движимые патриотическими чувствами, оставаясь в стране, вынуждены были скрывать свои истинные взгляды (В. Вернадский, И. Павлов, Ю. Готье)

В первые же годы советской власти были ликвидированы или существенно ограничены академические свободы в вузах. Устремления части профессуры и студенчества к автономии были побеждены уставом, дававшим правительству возможность регулировать жизнь вузов.

Летом 1921 г. на конференции деятелей высшей школы было обсуждено и позже принято СНК РСФСР 21 сентября 1921 г. Положение о высших учебных заведениях, приравнивавшееся к Уставу высшей школы. Это был первый советский устав вуза, согласно которому университеты окончательно включались в общую систему советских организаций и учреждений. Упразднялась административная автономия университетов, ничего не говорилось о научной работе.

Исполнительный орган ВУЗа – Правление – назначался Наркомпроссом (НПК). Правление назначало преподавателей и научных сотрудников университета и представляло в НКП профессоров для утверждения. Председателем Правления был ректор, назначаемый из выдвинутых вузом кандидатов и несший единоличную ответственность за работу вуза. Тем самым ректоры стали ответственными советскими работниками.

Высшая школа являлась цитаделью старой интеллигенции, и ее завоевание было возможно лишь путем постановки новых людей. Поэтому главное внимание власти обращали на пролетаризацию студенчества и советизацию преподавателей. Одновременно началась чистка вузов от преподавателей, объявленных нелояльными к советской власти, и от социально чуждых студентов. Так по рекомендации чекистов в связи с забастовкой в МГУ часть студентов была призвана в ряды Красной Армии, а студенты-медики отправлены на борьбу с эпидемиями. Отмена ученых степеней облегчила продвижение на профессорские места представителей «красной профессуры».

В Петроградском университете в первой половине 20-х гг. так же непрерывно шел процесс борьбы со старой профессурой, классово чуждым студенчеством. В конце 1923-начале 1924 г. было исключено около тысячи студентов, а весной 1924 г. еще 3 тысячи, под видом неуспевающих отчисляли нелояльных к советской власти. В результате изменился социальный состав студенчества, партийно-комсомольское ядро стало играть решающую роль в жизни университета, комсомольцы возглавляли все студенческие организации.

Аналогичные цели преследовал декрет СНК РСФСР о правилах приема в высшие учебные заведения от 2 августа 1918 г. Каждое лицо, независимо от национальной принадлежности и пола, достигшее 16 лет, могло вступать слушателем любого ВУЗа, без представления диплома, аттестата или свидетельства об окончании средней или какой-либо школы. Отменялась плата за обучение.

Дополнило его постановление СНК РСФСР о приеме в вузы, которое закрепляло принцип классового отбора в университеты и институты: в первую очередь должны были приниматься лица из среды пролетариата и беднейшего крестьянства.

Окончательное устранение препятствий к обучению широких масс трудящихся в высшей школе должно было установить постановление Наркомпроса от 10 ноября 1918 г. «Об отмене государственных экзаменов и об изменении порядка производства всякого рода испытаний студентов в ВУЗах». Упразднялись экзамены в высшей школе, отменялись сессии государственных испытаний. Экзамены сдавались в любое удобное время по взаимной договоренности с преподавателем.

Социальная политика, направленная на создание приоритетов выходцам из рабочих и крестьян, нашла свое организационное воплощение в создании в 1919 г. системы «рабочих факультетов», выпускники которых после подготовки по сокращенной программе принимались в высшие учебные заведения в первую очередь. Рабфаки преследовали цель ликвидировать пробелы в среднем образовании у трудящейся массы. В 20-е и 30-е годы технические и социально-экономические вузы на 80-90 % комплектовались выпускниками рабфаков.

Для воспитания всего студенчества в коммунистическом духе постепенно вводилось преподавание общественных дисциплин. Так, в постановлении СНК РСФСР от 4 марта 1921 г. «Об установлении общего научного минимума, обязательного для преподавания во всех вузах РСФСР» указывалось, что вводятся такие обязательные предметы, как: Развитие общественных форм (семестр по 4 часа в неделю), Исторический материализм (семестр — по 3 часа), Пролетарская революция (2 семестра — по 2 часа), Политический строй РСФСР (семестр — по 2 часа), План ГОЭЛРО (2 семестра — по 2 часа). В дальнейшем названия обязательных дисциплин менялись, и к началу 30-х гг. на всех факультетах читались политическая экономия, диалектический и исторический материализм, экономическая политика.

С середины 20-х гг., когда кадры старых специалистов были в значительной степени вытеснены, встал вопрос о подготовке к преподавательской деятельности выпускников университетов. С этой целью с 1925 г. в университетах начала открываться аспирантура, отбор в нее осуществлялся по рекомендации партийной ячейки, среди студентов выделялась категория выдвиженцев — это были коммунисты и комсомольцы, безупречного классового происхождения, проявившие себя, прежде всего, активностью в общественной работе.

Стоит сказать и о политических процессах в отношении представителей высшей школы. Во всех крупных из них конца 20-х — начала 30-х гг. среди обвиняемых значительную часть составляли университетские профессора и преподаватели, многие из них были приговорены к длительным срокам заключения, часть умерла в тюрьмах и лагерях. По так называемому «академическому» делу подверглись репрессиям выдающиеся ученые-гуманитарии, профессора Ленинградского университета. Среди них были академики Платонов, Тарле, член-корреспондент АН СССР Приселков и др.

В советских условиях произошел отказ от модели общественного и частного высшего образования. В первую очередь, в связи с утилитаризацией целей, поставленных государством. Контрреформа высшей школы в условиях советской власти означала полное отрицание интересов личности в получении образования и авторитарное подчинение ее решению сугубо правительственных задач. Для осуществления сталинского плана форсированного строительства нового общества в СССР, проведения индустриализации, коллективизации, “культурной революции” не нужны были специалисты с университетским образованием. Очень показательна в этом плане статья Г. Бровмана и Е. Поповкина в журнале «Революция и культура» (1929, № 21), в которой авторы заявляли, что университеты своей замкнутостью соответствовали корпоративности феодального общества, что они полностью оторваны от жизни, являются порождением культуры паразитических классов. Поэтому университет как единое целое должен быть уничтожен, превращен в ряд узкоспециализированных вузов, как это уже сделано на Украине.

Ректор МГУ Удальцов (статья «175-летний старец») утверждал, что структура университета громоздка, не позволяет ему быстро решать выдвигаемые жизнью вопросы. Требовал расчленения МГУ на составные части.

С учетом этих соображений постановлением ЦИК и СНК СССР «О реорганизации высших учебных заведений, техникумов и рабочих факультетов» от 23 июля 1930 г., факультеты многопрофильных ВУЗов реорганизовывались в самостоятельные отраслевые учебные заведения и передавались в ведение надлежащих хозяйственных наркоматов.

За два года (1929-1931) в СССР количество вузов выросло со 152 до 701, из многопрофильных делали узкоспециализированные. НКП упразднили многие университеты, превратив их в рядовые вузы (Нижегородский, Иркутский, Пермский, Дальневосточный и др.).

К концу 1930 г. во всех университетах РСФСР насчитывалось немногим более 4 тыс. студентов, т.е. меньше, чем в России в середине XIX в. Тяжелое состояние университетов сказалось на всей системе высшего и общего образования в стране, на положении науки. Поэтому уже в 1930 г. начали осознаваться печальные последствия содеянного с университетами и стали приниматься меры к изменению их положения.

19 сентября 1932 г. было принято Постановление ЦИК СССР «Об учебных программах и режиме в высшей школе и техникумах». Университеты должны были превратиться в основные центры подготовки высококвалифицированных специалистов по общенаучным дисциплинам и педагогов для вузов и средней школы.

В 1933 г. открыли свои двери университеты на Украине после более чем десятилетнего перерыва. При этом украинские университеты сразу восстанавливались с гуманитарными факультетами. В российских университетах первые гуманитарные факультеты (исторические) появились в 1934 г. в Москве и Ленинграде, а в 1935 г. в Саратове.

Постепенно происходили большие изменения в студенческой среде: отмена классового принципа отбора, последовательное свертывание системы рабфаков, введение приема только с документом об окончании средней школы или среднего специального учебного заведения, обязательные вступительные экзамены — все это омолодило студенческую среду (теперь свыше 90 % студентов университетов стало моложе 23 лет), сократило удельный вес коммунистов среди студентов, сделало более разнообразным по социальному происхождению состав студенчества.

Во второй половине 30-х гг. с целью привлечения студентов к научной работе при кафедрах в университетах возникали студенческие кружки, проводились студенческие научные конференции: на факультетах, в масштабе всего университета и межуниверситетские. В Московском и Ленинградском университетах в конце 30-х гг. были опубликованы первые сборники студенческих работ.

Во второй половине 30-х гг. усилилось внимание к подготовке кадров высшей квалификации, было восстановлено присуждение ученых степеней, в университетах развернулась защита диссертаций, быстро расширялась аспирантура. В 1939 г. была открыта докторантура.

По мере сокращения рабфаков и уменьшения числа учившихся в них в стране возникала и получала развитие система заочного обучения. В университетах начало ей было положено в 1927 г., когда в МГУ открыли бюро заочного обучения юристов. С начала 30-х гг. заочное обучение в университетах расширялось, но особый толчок оно получило в связи с Постановлением СНК СССР от 29 августа 1938 г. “О высшем заочном обучении”, которым приравнивались очное и заочное образование, выпускники того и другого получали одинаковые дипломы.

В целом процесс восстановления университетского образования шел довольно быстро, и Нарком просвещения РСФСР А. С. Бубнов уже в 1934 г. заявил, что университеты вырастают в крупнейшие центры советской научной мысли. В 1938 г. в СССР насчитывалось 23 университета, из них 12 в РСФСР, 4 — на Украине, 7 — в других союзных республиках. Самым крупным по числу студентов стал Ленинградский — 6 тыс.

В 1943 г. была ликвидирована плата за обучение в ЛГУ, продолжалась научная деятельность, защита диссертаций, проводили лекции в блокадном Ленинграде. В 1946 г. было создано Министерство высшего образования СССР, разработаны планы для ряда университетов, принимали на обучении студентов из стран народной демократии (Польша, Венгрия, Чехословакия, Румыния, ГДР, страны третьего мира). В 1949-1953 гг. было построено здание МГУ на Воробьёвых горах, где многие факультеты объединены в единый городок. Заработная плата преподавателей стала расти, труд учёного и педагога становился престижным. Помимо заработной платы (около 500 рублей в месяц, когда средняя по стране была 100-120 рублей в месяц), государство гарантировало преподавателю поставить его на очередь за жильём и продвигать быстрее, льготы на приобретение дефицитной продукции. В РГБ (Библиотека имени В.И.Ленина в Москве) брали на работу по великому блату, сотрудники ходили обедать в ресторан «Прага». В 1949 г. были созданы Институты повышения квалификации (ИПК), многие из которых, в том числе и при СПбГУ (ЛГУ) с грохотом развалились в лихие 1990-е гг.

В 1950-1960-х гг. при Н.С.Хрущёве на базе университетов (институтов) формируются студенческие строительные отряды (ССО), а также кружки самодеятельности, из чего видим, что внеучебная жизнь была такой же активной, как и учебная. С 1956 г. университеты появляются в Якутске, Махачкале, Грозном, Ижевске и других городах, правда конечно уровень подготовки в провинциальных университетах ниже, чем в столичных, но в целом можно сказать, что «университет» в СССР – это не просто вывеска, а качество образования. В 1960-1970-е гг. развивается система заочного и вечернего факультета (учёба без отрыва от производства). В это же время ввели обязательное 8-летнее образование (начало 1950-х гг.), а затем после окончания 8-летки можно было идти в техникум, так как стране были нужны рабочие специальности. В университетах (институтах) изучали обязательно историю КПСС, политэкономию, научный коммунизм. На историческом (идеологическом) факультете ЛГУ большинство должностей занимали выпускники кафедры истории партии. Советская высшая школа была полностью под контролем государства, частных вузов не было, учёные звания и степени утверждала ВАК СССР, все должности (ректор, декан, заведующий кафедрой) утверждали с подачи партийно-государственного комитета. Как мы все знаем, существовала система распределения по стране, после окончания учёбы. В 1970-е гг. экономили на образовании из-за гонки вооружений, в 1980-е гг. финансирование образования было снижено в разы. С 1993 г. началась реформа образования, бывшие институты стали университетами (правда уровень знаний там не стал выше), но в ущерб качеству, все гнались за количеством выпускников и вывесками. Университеты освободились от идеологического контроля, возрождается самоуправление, однако в ряде университетов (СПбГУ, МГУ) на должности назначают свыше (Правительство РФ, Президент РФ). В 1970-1980-е гг. распространилась практика доносительства, правда отголоски её существуют и в наши дни.

 

4. Обучение истории в школе и в ВУЗе: общее и различное. Концентрические и двухуровневая система в средней и высшей школе.

Какая форма проведения занятий существует в высшей и средней школе и какие между ними связи? Обучение истории в школе и в вузе: общее и различное

Этот вопрос многогранный, можно затрагивать систему преподавания, аудиторию, формы обучения. Форма обучения - конструкция процесса обучения. В вузе - это лекция, семинарское занятие, спецсеминарское занятие, конференции, круглые столы, факультативы. В школе менее разнообразная деятельности, основная форма - это урок, лекции в старших классах. В школах есть дополнительные кружки, школа поощряет, но учителям это не очень нравится. Помимо всего прочего есть внеклассная работа (экскурсии, выезды), олимпиады. Уроков в школе много, самый распространенный тип урока - смешанный или комбинированный урок (проверяется домашнее задание, дается новая тема, закрепляется и дается задание на дом). В школе есть урок изучения нового материала - весь урок отводится на раскрытие новой темы, продолжительность урока 45 минут. Далее есть вводный урок, который проходит в начале года (1 сентября). Есть обобщающий урок, где изучается и повторяется пройденный материал, прорабатываются все темы и далее письменная работа. Есть урок контроля и коррекции знания - нужен для организации обучения, выявления минусов, проведение тестов. Урок-лекция - преподаватель излагает материал и учит конспектировать, т.е. выделять главное из огромного количества информации. Урок-семинар - разное содержание, но главное, что есть доклад по проблемным вопросам, а затем все это обсуждается. Лабораторный урок посвящен целиком чтению и комментированию источника (документа), который позволяет раскрыть определенный вопрос по теме. Урок-экскурсия - выезд класса в музей, в город, на природу и проводят там занятие. Кино урок - учащиеся смотрят документальный фильм, готовятся заранее вопроса, продумывается методика работы с фильмом.

В вузе есть несколько занятий:

1.Вводная лекция проводится раз в год или раз в семестр, на которой преподаватель дает целостное представление о курсе и о предмете (цели, задачи, особенности курса, список литературы, роль и место предмета в системе подготовки специалиста, методические особенности курса).

2. Лекция-информация ориентирована на изложение студентам научной информации, она посвящена отдельной теме в рамках учебного материала.

3. Обзорная лекция - это систематизация научных знаний на высоком уровне, на ней дается научно-понятийное концептуальная основа всего курса или крупных его разделов, раскрываются внутрипредметные и внешне предметные связи. Ее задача охватить кратко весь курс, показать возможности изучения курса, это может не каждый преподаватель.

4.Проблемная лекция - новое знание выводится через проблемность вопроса, происходит процесс познания студента в диалоге с преподавателем. Как правило, лучше такую лекцию готовить заранее, чтобы студенты подготовились и нашли материал.

5. Лекция-визуализация часто проводятся в вузе, она представляет собой визуальную форму подачи материал используя технические средства (используется компьютер, проектор, колонки). Сначала студенты смотрят слайды, затем идет обсуждение и комментарии преподаватели. Презентация удобна тем, что преподавателю не надо читать много материала, его можно переписать с экрана. Могут быть представлены картинки, слайды и т.д.

6. Бинарная лекция проходит в форме лекции двух преподавателей, они спорят между собой, а аудитория смотрит и комментирует чьи взгляды более компетентны, у нас они проводятся редко (А.Ю.ДворниченкоvsБ.Н.Миронов по поводу пользы или вреда крепостного права).

7. Лекция с заранее запланированными ошибками расчитана на поиск ошибок, различной информации, она хороша среди ограниченного контингента слушателей (групповая или кафедральная форма работы, но не поточная).

8. Лекция-конференция чем-то напоминает научно-практический семинар, студенты выступают с докладами, темы выбираются в соответствии с программой, таким образом, несколько докладов с разных сторон позволяют освятить ту или иную проблему.

9. Лекция-консультация проходит перед экзаменом, но чем старше курс, тем меньше их проводится.

Была установлена т.н. линейная система исторического образования (история преподавалась с древнейших времён до наших дней – мировая и отечественная). Начинали с археологии, этнографии, истории античного мира на 1 курсе и заканчивали историей нового и новейшего времени на 5 курсе. Концентрическая система в школе была введена Н.С.Хрущёвым, когда перешли к 9-летнему образованию (8-летнему образованию), до 8-9 класса преподавали историю с древнейших времён до наших дней. А те, кто решили идти в 10-11 классы, то там изучали тоже самое, только в двукратном виде (до 1965 г.). Л.И.Брежнев решил вернуться к обязательному 10-летнему (11-летнему) обучению, и опять началось повторение истории с древнейших времён до наших дней. С 1990 г. опять перешли к концентрической системе при Б.Н.Ельцине. Сегодня у нас она сохранилась в школе, в вузе ввели болонскую систему: бакалавриат и магистратуру. С 1 по 4 курс бакалавриата изучают историю с древнейших времён до наших дней. В магистратуре за 2 года те курсы, которые есть сейчас, то они охватывают отдельные вопросы по истории мировой и отечественной. Надо сказать, что в школе 11-летнее обучение неактуально, многие хотят идти после 9 класса в техникумы и колледжи.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.