Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 2 Простые формы. Период и одночастная форма






 

Каждая музыкальная форма имеет несколько признаков, определяющих ее тип и отличающих ее от других форм. По классическим законам таких признаков три: тематический, структурный и масштабный. Наиболее ярко и наглядно все они проявляются в первых экспозиционных частях музыкальных произведений. Именно строение первых частей есть главный критерий принадлежности сочинения к той или иной разновидности формы.

Для простых структур характерны следующие признаки: 1) тематический – в любой простой форме излагается одна тема; 2) структурный – первая часть простой формы всегда представляет собой наименьшую форму – период, остальные подобны ей; 3) масштабный – масштабы каждой части простой формы наименьшие (от восьми тактов), называется такая форма музыкальной миниатюрой (табл. 10).

Таблица 10

Простые формы

 

Период и одночастная форма Простая двухчастная форма Простая трехчастная форма
           
а а b а b а(1)
изложение темы* изложение темы развитие темы изложение темы развитие темы повторение темы
Продолжение табл. 10
           
период период построение развива­ющего или дополня­ющего типа период построение развивающего типа период
8 тактов 8 тактов 8 тактов 8 тактов 8 тактов 8 тактов
I часть I часть II часть I часть II часть середина III часть реприза точная или видоизмененная
одночастная форма двухчастная форма в инструментальной музыке трехчастная форма
в вокальной музыке – куплетная
I часть запев II часть припев
             

 

Методика рассмотрения теоретического материала по всем музыкальным формам в данном тексте будет состоять из трех вопросов: определение формы, типы данной формы с характеристикой каждого из них и сфера применения данной формы в музыке.

Период – наименьшая форма изложения законченной музыкальной мысли, музыкальной темы, завершенная каденцией в начальной или новой тональности (в таблицах обозначается буквой а). Масштабы классического периода – восемь тактов, в быстром темпе и в размере две четверти может быть шестнадцать тактов (все описанные здесь нормы были выработаны в музыке венских классиков Й. Гайдна, В. Моцарта, Л. Бетхове­на во второй половине XVIII в. и во многом сохраняются до сих пор). Масштабы периода могут быть увеличены с помощью дополнения и расширения (иногда расширения и дополнения одновременно). Первое средство – внешнего порядка, так как увеличивает масштабы периода после заключительной каденции дополнительным проведением элементов тем и еще одной каденцией, второе – внутреннее средство, ибо с помощью секвенции, прерванного оборота или каких-либо других средств отодвигается заключительная каденция, чаще всего расширение происходит во втором предложении (рис. 5).

 

 

I предложение 4 такта II предложение 4 такта 7–8-й такты – заключительная каденция на тонике дополнение 2–4 такта (или больше) – вторая каденция (внешнее средство)
I предложение 4 такта или 5–6 тактов (редко) II предложение 5–6–7 тактов, т.е. увеличение масштабов до заключительной каденции, расширение второго предложения с помощью прерванных оборотов, секвенций, вариационных повторений расширение заключительная каденция – последние два такта периода (внутреннее средство)
       

В периоде нередко дополнение и расширение могут быть одновременно.

 

Рис. 5. Средства увеличения масштаба периода

 

Строение периода предполагает деление на более мелкие построения: предложения – по четыре такта, фразы – по два такта или две сильные доли, мотивы – по одному такту или с одной сильной долей, субмотивы – по полтакта или по одной интонации. Естественно, что строение каждого периода индивидуально и не обязательно должно содержать все названные элементы. Чаще всего период состоит из двух предложений, но возможно его строение из трех или даже четырех предложений. Они могут быть как тематически разными, что бывает редко, так и с повтором какого-либо из начальных предложений дважды, что случается чаще.

Тематическое содержание периода – это интонационно-ритмическое соотношение его предложений. Различают три типа периода: 1) повторного строения, в котором второе предложение повторяет первое точно или видоизмененно, полностью или частично; 2) период неповторного строения, в котором предложения тематически разные; 3) период единого строения, то есть не делящийся на предложения (рис. 6):

 

I предложение   II предложение    
а а1 – повторного строения.
а в – неповторного строения.
а – единого строения, не делящийся на предложения.

 

Рис. 6. Типы тематического соотношения предложений в периоде

 

Для определения типа периода необходимо сравнить мелодию первого и второго предложений, то есть первый и пятый такты.

Внутренняя организация периода – это деление его на предложения, фразы, мотивы, образующие определенные типы масштабно-тематического строения. Известны четыре их основных типа: периодичность, при которой период делится на одинаковые по количеству тактов построения: либо предложения по четыре такта (4+4), либо и на предложения и на фразы по два такта (2+2+2+2), либо на мотивы по одному такту (1+1+1+1). Второй тип – суммирование, при котором первое предложение делится на две фразы, а второе неделимое (2+2+4). Третий тип – дробление, противоположный суммированию (4+2+2). Четвертый тип: дробление с замыканием, в котором после дробления темы на более мелкие построения используется суммирующее замыкающее построение (2+1+1+4). При довольно частом применении основных типов масштабно-тематического строения в музыке возможны и различные индивидуальные варианты, например двойное суммирование (1+1+2+4), или двойное дробление (4+2+1+1), или совмещение разных типов в разных предложениях (2+1+1 + 2+2 – дробление и периодичность) (рис. 7).

 

 

  I предло-жение   II предло-жение  
1) 4 такта   + 4 такта – четная периодичность из двух предложений;
2) фраза +2 фраза   +2 фраза +2 фраза – четная периодичность из четырех фраз;
3) 1+1 мотив +1+1   +1+1 +1+1 – нечетная периодичность из восьми мотивов;
4) 2+2   +4 – суммирование;
5) 1+1+2   +4 – двойное суммирование;
6)     +2+2 – дробление;
7)     +2+1+1 – двойное дробление;
8) 2+1+1   +4 – дробление с замыканием;
9)     +1+1+2 – дробление с замыканием.

 

Рис. 7. Типы масштабно-тематического строения периода

 

Тонально-гармонический план периода включает в себя все тональности, используемые при изложении темы в соответствующем музыке порядке и функционально-аккордовое наполнение двух каденций: половинной – в конце первого предложения (четвертый такт) и заключительной – в конце второго (седьмой, восьмой такты). Первое предложение в четвертом такте завершается кадансовым квантсексаккордом и доминантой, второе – кадансовым и доминантой в седьмом такте и тоникой в восьмом. Если период завершается в начальной тональности, он называется однотональным, если в новой – модулирующим. Возможны и отклонения как внутри однотонального, так и модулирующего периода. Если же период завершается не на тонике, а на доминанте, то он называется открытым, или незамкнутым (чаще всего это происходит при его дальнейшем повторении) (рис. 8).

 

I предложение II предложение ТИП
1) главная тональность возможны отклонения 7–8-й такты – каденция в главной тональности – однотональный период, или однотональный с отклонениями;
2) главная тональность возможны отклонения 7–8-й такты – каденция в новой тональности – модулирующий период, или модулирующий с отклонениями;
3) главная тональность возможны отклонения 8-й такт – остановка на доминанте – открытый, или незамкнутый, период*;
4) главная тональность 4-й такт –половинная каденция на доминанте 7–8-й такты заключительная каденция: К4 6 – Д│ Т – классический тип гармонического оформления половинной и заключительной каденций в периоде
           

Рис. 8. Типы тонально-гармонического плана периода

 

Одночастная форма – это период, используемый в качестве изложения законченной инструментальной или вокальной миниатюры. Чаще всего он повторяется дважды либо повторяется только второе предложение его. В этих пьесах возможны вступ­ление и кода. Эта форма встречается в музыке редко, например в жанре прелюдий, в пьесах циклических сюит (Р. Шуман «Карнавал»).

Период присутствует во всех музыкальных произведених, так как он является формой изложения темы, то есть первой частью любой формы. В некоторых жанрах миниатюры, например в прелюдиях, период может стать формой самостоятельной пьесы (Ф. Шопен – прелюдии ми минор, си минор, ля мажор, до минор из цикла «Двадцать четыре прелюдии» ор.28).

 

Методика анализа музыкального произведения:

Определить:

1) тональность произведения

2) в вокальных произведениях читаем текст

3) начало темы, если есть вступление – выделить его

4) границу периода по заключительной каденции, считая такты (8, 16 и др.), изложение темы – обозначается маленькой буквой а

5) строение и тонально-гармонический план периода (по методике анализа периода)

6) что композитор делает дальше после изложения темы?:

а) развивает тему – в

б) повторяет тему точно – а или варьировано – а1 (после повторения темы вновь вопрос №5)

в) излагает новую тему – в

7) анализировать второе построение: определить масштабы, строение, тонально-гармонические средства

8) если второе построение – развитие темы и на этом завершается произведение – значит, это простая 2-х частная форма; если далее излагается повторение первой части – это реприза простой 3-х частной формы, проанализировать, чем она отличается от I части

9) если за заключительной каденцией продолжается произведение – значит это кода

10) если коды нет, а далее излагается новая контрастная тема, то перед Вами сложная форма (3-х частная, рондо или какая-либо другая) и анализируйте эту новую часть по описанной уже методике (см. вопросы, начиная с первого).

Методика анализа периода

Определить:

1) тональность произведения;

2) масштабы периода по заключительной каденции (8 тактов, 16 тактов в быстром темпе или др.);

3) строение периода, разделяя его на предложения (по 4 такта), фразы (по 2 такта), мотивы (по 1 такту), субмотивы (по 0, 5 такта);

4) тип масштабно-тематического строения периода: периодичность (2+2+2+2; 4+4), суммирование (2+2+4), дробление (4+2+2), дробление с замыканием (2+1+1+4), двойное суммирование (1+1+2+4), двойное дробление (4+2+1+1);

5) тип периода, сравнивая начало I и II предложений: повторный, неповторный, неделимый;

6) тонально-гармонический план: однотональный, модулирующий, период с отклонениями и незамкнутый, завершенный на доминантовой гармонии; гармоническое содержание половинной и заключительной каденций;

7) наличие средств увеличения масштабов периода:

– расширение – до каденции,

– дополнение – после каденции, т.е. тоники,

– возможно расширение и дополнение одновременно.


 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.