Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Типы сложной трехчастной формы






А В А(1)
І часть ІІ часть – средняя ІІІ часть – реприза
ТРИО
Изложение и развитие первой темы 1) изложение и развитие второй контрастной темы; 2) отсутствие связок с крайними частями Повторение первой части – буквальное: da capo al Fine
Простая двухчастная (а b) или трехчастная (а b а) форма 3) простая двух- или трех­частная форма; 4) модуляция-сопоставление; Простая двух- или трехчастная форма
Главная тональность 5) новая тональность, темп, метр, размер, фактура; 6) преобладание экспозицион­ного типа изложения; 7) преобладание архитектонического начала над процессуальным; 8) трио, как пьеса в пьесе, не связано с крайними частями Главная тональность
ЭПИЗОД
Изложение и развитие первой темы 1) изложение и развитие второй контрастной темы; 2) наличие связок-перехо­дов с крайними частями Повторение первой части: а) варьированное, б) динамизированное, в) неполное (чаще только начальный период)
Простая двухчастная (а b) или трехчастная (а b а) форма 3) построение развивающего типа; 4) модуляция-переход к новой тональности;  
Главная тональность 5) новая тональность, темп, метр, фактура; 6) преобладание развива­ющего типа изложения над экспозиционным; 7) преобладание процессуального начала над архитектоническим; 8) эпизод тесно связан с крайними частями Главная тональность

 

Два типа сложной трехчастной формы получили широкое распространение в инструментальной музыке: сложная трех­частная форма с трио и сложная трехчастная форма с эпизодом. И трио, и эпизод – это средние части формы, отличающиеся друг от друга многими чертами. Главные из них для трио таковы:

– обособленность от крайних частей, достигаемая отсутствием связующих построений;

– четкая, ясно очерченная форма – простая двух- или трех­частная, реже дважды повторенный период;

– преобладание экспозиционного типа изложения над разви­вающим;

– использование контраста-сопоставления между тематиз­мом первой и второй части, подчеркнутого чаще всего сменой тональности, метра, типа фактуры, темпа (новая тональность появляется без каких-либо переходов путем модуляции-со­поставления);

– преобладание архитектонического начала над процес­суальным.

Все перечисленные средства обеспечивают отсутствие внутренней связи между частями, подчеркивая их контрастность, и создают возможность назвать трио пьесой в пьесе. Название трио, которое очень часто обозначается в нотах, связано с тем, что в доклассической музыке средний раздел подобных форм писался для трех инструментов или трех голосов. В классической музыке это правило потеряло свое значение, название же сохранилось.

Характерные черты эпизода во многом противоположны чертам трио:

– тесная связь с крайними частями и наличие связующих построений, осуществляющих плавный переход к новому конт­растному музыкальному материалу;

– отсутствие четкой формы, деление эпизода на следующие друг за другом разделы, построения;

– преобладание развивающего типа изложения над экспозиционным;

– преобладание процессуального начала над архитектоническим, что способствует текучести формы, большей слитности ее частей и динамичности ее развития;

– использование между первой и второй частью контраста-сопряжения, обладающего ярко выраженным внутренним единством и логикой естественного закономерного перехода от одного вида музыкального содержания (I часть) к новому контрастному: настроению, чувствам, мыслям (II часть).

Нередко черты трио и эпизода совмещаются в одном произведении, в таких случаях необходимо выявить преобладание качеств того или другого типа формы. Например, для большего единства трио с репризой иногда между ними используется связующее построение.

Тип средней части влияет на тип репризы в сложной трехчаст­ной форме. Там, где используется трио, реприза чаще всего буквальная, не выписанная, обозначаемая по итальянски da capo (в конце второй части пишется da capo al Fine, в конце первой части – Fine). Там, где эпизод, реприза всегда выписывается, образуя следующие типы: вариационная, динамизированная и масштабно-сокращенная (см. табл. 12).

Сфера применения сложной трехчастной формы достаточно широка и многообразна. Прежде всего это жанры танцевальной и маршевой инструментальной музыки, область разнообразных лирических пьес типа ноктюрнов, прелюдий, этюдов, этюдов-картин, музыкальных моментов, экспромтов, программных пьес (например, пьесы из цикла П.Чайковского «Времена года»). При этом сложная трехчастная форма с трио характерна для танцев и маршей, а сложная трехчастная с эпизодом – для лирических пьес медленного или умеренного темпа. В вокальной хоровой музыке эта форма реже привлекает внимание композиторов. Однако возможна как форма оперной арии или крупного концертного хорового сочинения. Широко распространена она в качестве формы части масштабных циклических жанров: средних частей сонатно-симфонического цикла, то есть сонат, концертов, симфоний или частей сюит, кантат, ораторий.

Методика анализа сложной трехчастной формы:

1) краткая характеристика образного содержания по тематизму первой, второй (средней) и третьей (репризной) части;

2) определение типа формы всего произведения с указанием границ частей и определением структуры каждой части по образцу формы-схемы;

3) подробный анализ структуры первой части по методике анализа простой формы и методике анализа периода;

4) подробный анализ структуры второй (средней) части по методике анализа простой формы;

5) обосновать тип средней части (трио или эпизод), подчеркнув отличительные особенности того или иного типа;

6) подробный анализ средств выразительности в первой теме первой части и во второй контрастной теме второй части: мелодии, метроритма, ладотональности, гармонии, фактуры по методике анализа средств выразительности;

7) на основании сравнения репризы с первой частью определяются ее тип и степень изменений, средства варьирования (динамизирования);

8) подробно анализируются структура репризы и изменения в средствах выразительности;

9) краткие выводы: указываются типичные черты формы и индивидуальные особенности данного произведения.


 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.