Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Типы реприз в трехчастных формах






(простых и сложных)

 

Типы реприз Характеристика
Буквальная (точная, статическая) Третья часть повторяет первую часть без каких-либо изменений. В сложных формах не выписывается; обозначается da capo al Fine
Вариационная (варьированная) Третья часть повторяет первую часть с изменениями: от незначительных украшений мелодии до больших преобразований в мелодике, ритмике, фактуре, однако не затрагивающих сущность музыкального образа
Динамизированная (динамическая) Третья часть представляет собой существенным, коренным образом измененную первую часть, что отражается в мелодике, ритмике, фактуре, гармонии, динамике, ладотональности, темпе, вместе взятых, т.е. приводит к трансформации музыкального образа
Масштабно-сокращенная (неполная), для сложных форм Третья часть повторяет первую часть не пол­ностью, чаще лишь начальный период. Напри­мер: первая часть в сложной трехчастной форме написана в простой двух- или трехчастной форме – в репризе повторяется лишь начальная тема (первый период)

 

Сфера применения простой трехчастной формы: инструментальная миниатюра в жанрах прелюдии, этюда, танцевальной музыки, программных пьес детского репертуара. В вокальной музыке – романс, оперные сольные номера: ария, ариозо, ариетта, а также часть более крупной сложной или циклической инструментальной, вокальной формы.

Методика анализа простой формы состоит в следующем:

1. Дать образную характеристику основным частям и произведению в целом, опираясь на образное содержание начальной темы, ее развитие и репризное повторение (если оно есть).

2. Дать определение формы, ее типа и сделать структурный анализ по образцу формы-схемы.

3. Проанализировать начальную тему-период по методике анализа периода и каждый следующий раздел формы.

4. Определить функции разделов формы: вступление, первоначальное изложение темы, середина, связка, предыкт, реприза, заключение, или кода.

5. Определить тип изложения в каждом разделе: экспозицион­ный, серединный, заключительный по следующим показателям:

– тематическим;

– тонально-гармоническим;

– структурным.

6. Выявить принципы развития в данной форме: точное, варьи­рованное или динамизированное повторение, наличие или отсутствие контраста сопоставления, полифонические средства развития.

7. Сделать краткие выводы: указать типичные черты формы и ее индивидуальные особенности.


 

Тема 4 Функции частей формы, типы изложения,






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.