Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Механизм политического властвования






Политическая власть характеризуется рядом отличительных признаков: 1) легальностью использования силы в пределах государства; 2) верховенством, обязательностью решений; 3) публичностью, т.е. всеобщностью и безличностью (т.е. от всего общества ко всем гражданам); 4)моноцентричностью; 5) многообразием ресурсов. Политическая власть, и особенно государство, использует не только принуждение, но и экономические, социальные и культурно-информационные ресурсы.

Политическая власть – это система отношений, которая формируется на основе претензий групповых сообществ на полномочия государства как института власти.

3 уровня механизма политического властвования (Абстрактно-логическая модель публичной власти как механизма социального общения («политологический ромб»)):

Господство и подчинение. Господство предполагает социальное отношение, при котором приказ, отданный одними людьми, встретит повиновение, то есть признание и исполнение у других людей в соответствии с определенным легитимным порядком, основанном на традиции, вере или целерациональных мотивах, то есть на доминирующих в данной культуре ценностях (Вебер). Он выделил три «идеальных типа» господства: 1) традиционный (на основе традиции и обычая); 2) легальный (основывающийся на целерациональных мотивах и, в частности, принципах права), и 3)харизматический (основан на вере). Отношения 'господства и подчинения' агентов власти составляют центральное звено властного механизма общения между людьми, при котором его участники признают сложившийся порядок легитимным, то есть социально значимым и необходимым способом и стереотипом взаимодействия.

Управление и давление. Отношения 'управление-давление', связанные с самим механизмом 'властвования', государственного управления, а также с механизмом 'обратной связи', то есть поддержкой и давлением 'снизу' гражданского общества, представляющими собой пару взаимонаправленных векторов. Например, общество оказывает влияние на принятие конкретных полит решений (Путин и отмена электричек).

Контроль и влияние. Следующая 'плоскость' властного механизма общения связана с оппозицией 'контроль - влияние', имеющей дело со способами распределения ресурсов общества. По мнению ряда американских бихевиориалистов, власть и есть, прежде всего, контроль над распределением ресурсов общества, а политика соответственно - сфера обмена ресурсами или регулирования ресурсообмена. Ресурсы общества подразделяются на следующие основные виды: 1) материально-экономические и 2) духовно-информационные, каждый из которых дает возможность, с одной стороны, повысить у политических агентов потенциальный статус и ранг, а с другой - увеличить их мобилизующую силу и давление; 3) силовые, демографические и социальные. Г. Лассуэлл одним из первых определяет власть, с одной стороны, как участие в решениях, а с другой — как контроль над ресурсами, имеющими для участников властного отношения ценность.

«A(s)» Агент в роли коллективного властвующего (управляющего) «субъекта» (государство).

«A(о)» Агент в роли совокупного подвластного (управляемого) «объекта» (гражданское общество).

«K(S, о)» Ценности и традиции доминирующей культуры.

«R(о)» Ресурсы общества.

«I(S)» Институциональные формы поддержания порядка и инструментальные способы взаимодействия агентов.

A(s) → I(s) Принятие управленческого решения (выражение и аккумуляция «всеобщей публичной воли»)

I(s) → A(o) Осуществление управленческого воздействия (применения «силовых» методов и инструментов государственного руководства).

A(o) → I(s) Гражданское давление (использование средств и форм политического участия).

I(s) → A(s) Гражданское волеизъявление и представительство интересов в выработке и корректировке решений.

A(s) → R(o) Организованный контроль «сверху» (способность регулирования).

R(o) → A(o) A(o) → R(o) Централизованное распределение, социальное влияние (способность мобилизации) и борьба за перераспределение.

R(o) → A(s) Социальная поддержка и контроль над властью «снизу».

A(s) → A(o) Легитимное господство (порядок установлений и отдача приказов).

A(o) → A(s) Легитимное подчинение (признание и выполнение приказов).

A(o) → K(s, o) → A(s) Нормы и правила игры.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.