Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ближний и средний Восток






В начале VII в. в странах Ближнего и Среднего Востока распространилась новая религия — ислам, объявившая единым богом Аллаха и его пророком Мухаммада. Под знаком обращения язычников в «истинную веру» Мухаммад и его последователи создали огромную империю, охватившую чуть ли не треть населения Европейско-Азиатского материка. Экономическое и административное объединение множества стран и народов Востока создало возможности быстрого роста производительных сил, интенсивного развития культуры, науки, искусства.

Главная книга ислама Коран содержит не только догматы веры, но и начала философии, этики и эстетики. Об эстетическом идеале народов Ближнего Востока и об их цветовых предпочтениях свидетельствуют многочисленные описания рая — загробной обители праведников.

Люди в раю одеты в шелковые одежды: «украсившись... браслетами из золота и жемчугом», они возлежат на ложах, «подкладка которых из парчи». Но главная прелесть рая — это его четыре темнозеленых сада, орошаемых двумя источниками, а в этих садах — «плоды, не истощаемые и не запретные, и пальмы, и гранаты; лотосы, лишенные шипов, и талх, увешанный плодами», и еще зеленые подушки и прекрасные ковры, на которых возлежат праведники и райские гурии. Это — идеал и конечная цель мусульманина, награда за труды и тяготы жизни, предмет восхищения и образец дляподражания. Ни христианский, ни буддийский рай не обладают такой четкой «планировкой», такой конкретной наглядностью и пластичностью. Там скорее радуется дух какими-то потусторонними радостями, здесь же ублажается тело и все органы чувств. Конечно, велик соблазн создать тут же, на земле, нечто подобное райскому саду. И арабы создавали такие подобия рая — большие и маленькие его модели. Можно даже сказать более прямо: все, что создавала их культура, ориентируется на этот образец — райский сад — и воспроизводит, в большем или меньшем масштабе, все его существенные признаки.

Взять хотя бы только одну вещь из быта мусульманина — ковер. Ведь это — метафора райского сада. Он так же обилен цветами, ветвями и листьями, так же заботливо огорожен, как сад (ковер всегда имеет бордюр, а иногда двойной и тройной), так же аккуратно разбит на грядки и участки, размерен и расчислен, подчинен определенной системе пропорций, так же медленно течет время в его метрически расчлененном пространстве (если оно вообще не остановилось), так как торопиться некуда. Так же, как райские красоты, благоухания и музыка, ковер погружает дух в забытье, в блаженный полусон, убаюкивает чувства (недаром праведники в раю в основном возлежат). За райским садом нет больше ничего — дальше стремиться некуда, и внутри там нет надобности двигаться, так как плоды висят над головой и «достать плоды — близко»; там же, где нет движения, торжествует плоскостность. Райский сад тяготеет к плоскости своей роскошной «земли из шафрана», усыпанной камушками из яхонтов и драгоценных металлов, а «насельники» рая — к плоскостям своих парчовых лож. В ковре тоже отчетливо выражена плоскостность: ее создает и сплошной рисунок, и статичная композиция, и глубокий цвет, и ворсистая фактура. Ковер способен заменить стену, — недаром он был и остается строительным материалом для жилищ кочевников. И наоборот, стена может превратиться в ковер, что с ней постоянно и происходит в архитектуре ислама.

Ковровость — универсальная и вездесущая категория мусульманского искусства, а цветистость и узорчатость — основной признак ковровости. Мы найдем этот признак везде: в полихромии Каабы, главного храма Мекки, в затейливо орнаментированных страницах Корана, в металлических кувшинах и тканях для одежды, в народных сказках и стихах придворных поэтов.

В сказках «Тысячи и одной ночи» говорится о том, как некий царь решил построить город, подобный раю. Вот как выглядел этот город: ворота его были «украшены разными драгоценными камнями и яхонтами — белыми, красными и зелеными... Покои во дворцах выстроены из золота и серебра и украшены яхонтами, разноцветными камнями, топазами и жемчугом... А земля там усыпана большими жемчужинами и шариками мускуса, амбры и шафрана... Под дворцами текут реки, а на площадях города плодоносные деревья и высокие пальмы, и в строениях его один кирпич золотой, другой серебряный». «Нет сомнения, это и есть рай, обещанный в будущей жизни!»— говорит герой сказки2. Колорит этой картины — идеальный, сияющий отблесками божественной красоты Аллаха и его лучших творений. Эта же картина повторяется в многочисленных описаниях дворцов, садов, богатых покоев и одежд; ведь одежда восточного человека — это как бы жилище или храм в миниатюре, а храм — это тоже «райский сад».

Искусство ислама при всей его величайшей поэтичности отличает также высокая упорядоченность. Здесь узорчатость не противоречит геометризму, а избыточность эмоций в стихах, например, уживается со строгой каноничностью в размерах, рифмах и пр. Так же обстоит дело и с цветовой картиной мира: на первый взгляд, она бесконечно многоцветна и пестра, но в действительности каждый цвет — на своем месте, в каждом заключен определенный смысл или символ.

В литературе ислама есть по крайней мере два произведения, в которых излагается вполне четкое учение о цвете — об ассоциациях, вызываемых различными цветами, об их символике и областях применения. Эти произведения — поэма Амира Хосрова Дехлеви «Восемь райских садов» (XIII в.) и «Рассказ о шести невольницах» из «Тысячи и одной ночи» (335я ночь). Немногословно, но выразительно говорится о цвете и в Коране. Очень много «цветовых эпизодов» в сказках «Тысячи и одной ночи» и в других жанрах литературы ислама. Вместе с трактатами средневековых философов это составляет весьма значительный «корпус», который дает основание говорить о цветовой эстетике в культуре ислама как о некотором устоявшемся и фиксированном учении.

Ключом к пониманию символики и эстетики цвета служит символика и эстетика света, изложенная достаточно исчерпывающе в Коране. Здесь, как и в европейском средневековье, цвета — это в основном порождения света и его отблески. Ценность и красота цветов находятся в прямой зависимости от того, насколько полно данный цвет воспроизводит те или иные качества света.

Свет же, как и в религиях древности, остается божественной субстанцией, атрибутом и знаком создателя всех вещей. Разница только в том, что божество не отождествляется со светом, а является его творцом.

Свет в Коране имеет всегда совершенно конкретный источник; это не «сияние вообще», а именно особое «оптическое явление» со всей своей особой и не похожей ни на что другое красотой. Именами таких «явлений» названы многие суры Корана: Солнце, Ночь, Заря, Звезда, Свет, Предвечернее время, Утро, Месяц. Послужив названиями сур, эти оптические феномены уже достаточно освящены. Но этого мало: по примеру самого Аллаха и его пророка мусульмане клянутся и звездой, и утром, и зарей, а ведь клясться принято только самыми важными и серьезными вещами:

 

Клянусь солнцем и его сиянием,

и месяцем, когда он за ним следует, —

и днем, когда он его обнаруживает,

и ночью, когда она его покрывает,

и небом, и тем, что его построило,

и землей, и тем, что ее распростерло...

 

Удивительно, сколько нюансов и состояний различается в самых обычных временах суток. И ночь, и день, и заря переживаются как процесс, как чудо возникновения и становления:

Клянусь ночью, когда она покрывает,

И днем, когда он засиял...

... и ночью, когда она темнеет,

и зарей, когда она дышит!..0

Клянусь звездой, когда она закатывается! 6

...и ночью, когда она движется! '

Световые образы Корана то экстатичны («звезда пронизывающая»8, «блеск молнии Его готов унести зрение»), то удивительно тонки («предвечернее время», «позднее утро», «ночь, когда она густеет»). Для определения времени наступления зари предлагается точный и изящный метод: «Ешьте и пейте, пока не станет различаться перед вами белая нитка и черная нитка на заре, потом выполняйте пост до ночи...»

Приведенные фрагменты (и многие другие, которыми изобилует Коран) показывают, как высоко ценится в исламе свет во всех своих ипостасях и проявлениях, во всей своей пронзительности или неуловимости. Этим эстетическое отношение к свету в Коране отличается от такового в Библии, Авестах или Манихейских трактатах. Там ценится свет только «в полную силу», абсолютный и абстрактный. Еще одно существенное отличие коранического учения о свете — это отношение его к тьме и тени. Выше было сказано, что ночь, так же как и день, — явление прекрасное. Аллах сделал ночь «одеянием» для человека, а сон — покоем11. Темнота не переживается как нечто негативное и в этом качестве не противопоставляется свету. Конечно, есть в учении Магомета антипод бога — Иблис (дьявол), но он царствует в аду среди «огня сводчатого», так что его цвет скорее огненный, но не черный. Тень в Коране тоже вполне позитивная ценность. Она не отрицает свет, а лишь дополняет его, как ночь дополняет день.

«Разве ты не видишь твоего Господа, как Он протянул тень? А если бы Он пожелал, то сделал бы ее покойной. Затем Мы сделали солнце ее указателем.

Потом Мы сжимаем ее к Себе медленным сжиманием...»

Судя по этому фрагменту, тень понимается чуть ли не как первичное творение по отношению к солнцу. Очень хорошо передана здесь и материальная плотность тени, ее упругость. Это — не призрак и не химера, это — реальная ценность.

Отношение средневековых мусульман ко всем цветам в значительной степени определяется тем, какие качества света заключает в себе данный цвет. Отсюда происходит цветовая символика, этим обусловлены ассоциации и предпочтения. Разумеется, непосредственно чувственные ощущения цвета также играют роль.

Белый прямее всех передает сияние света. За это он и считается знаком божественности, чистоты, духовности (т. е. сохраняется его древняя символика).

О красоте белого цвета лучше всего сказать устами «белой невольницы» из сказок «Тысячи и одной ночи»: «Передают, что белизна говорила: «Я свет блестящий, я месяц восходящий, цвет мой ясен, лоб мой сияет, и о моей красоте сказал поэт:

Бела она, с гладкими щеками и нежная, Подобна по прелести жемчужине скрытой.

...Мой цвет подобен счастливому дню, и сорванному цветку, и сверкающей звезде... Цвет мой — чудо, и прелесть моя — предел, и красота моя — завершение, и на подобной мне хороша всякая одежда, и ко мне стремятся души. И в белизне многие достоинства, как то, что снег нисходит с небес белым, и передают, что лучший из цветов белый, и мусульмане гордятся белыми тюрбанами, и если бы я стала припоминать, что сказано белизне во славу, изложение, право бы, затянулось». Еще эта невольница вспоминает историю Ноя и его сыновей: лицо праведного Сима побелело, а нечестивого Хама — почернело. «И лица ведь белые — те прямо вступают в рай».

Амир Хосров Дехлеви, индийский поэт и мусульманин (XIII—XIV вв.), прославляет белый цвет такими стихами:

Одежда белая — любому впрок. Покрова лучше нет! — сказал пророк. Мы белые цветы предпочитаем, По белому мы пишем и читаем. Почтенна белизна седых волос, Аллах всесильный сам ее вознес. И день в свои широкие пределы Включает все цвета, но сам он белый '5.

Однако славословия белой невольницы своему основному цвету встречают «контраргументы» черной невольницы, которая припоминает негативные ассоциации, связанные с белым. Седина — знак приближения смерти, а белый — это цвет савана покойника, цвет проказы и лишаев, бельма на глазу. Белая известь — самый дешевый материал, в то время как черный мускус — самый дорогой. Но в данном случае, как и чаще всего, спорящие остались каждый при своем мнении.

Кроме белого, есть еще один цвет, сияющий, подобно солнцу и звездам, — это цвет золота. На средневековом Востоке золото отнюдь не «презренный металл», а, напротив, весьма уважаемый. Много вдохновенных строк посвятили ему ученые и поэты. Исчерпывающее описание чудесных свойств золота можно найти, например, в трактате Омара Хайяма «О золоте и о том, что необходимо знать о нем». Нет на земле другого вещества, столь богатого чудесными свойствами, как золото. По словам Омара Хайяма, это — «эликсир солнца», «царь людей», «солнце для счастья», «огонь зимы бедствия», «свет очей религии». Его лицезрение дает «свет глазам и радость сердцу, делает человека смелым и укрепляет ум, увеличивает красоту лица и отдаляет старость. Золото лечит все болезни, и особенно душевные: «Каждую слабость сердца от горя или беспокойства можно вылечить золотом и серебром...»

Необыкновенно богата символика золота в средневековой культуре. Это — прежде всего свет, блеск, слава, солнце, нетление. Золото — это жизнь и здоровье, так как оно не подвержено старению и распаду. Богам и царям дарят золото. Вот почему первой жертвой Аллаха была желтая корова — ведь желтый цвет замещает и изображает золото. Приказывая своему народу заколоть корову, Аллах говорит о ней: «Она — корова желтая, светел цвет ее, радует она смотрящих»17. Желтая невольница из «Тысячи и одной ночи» так восхваляет свою красоту: «...цвет мой дорог в этом мире, как чистое золото. И сколько во мне преимуществ, и о подобной мне сказал поэт:

Ее желтизна блестит, как солнца прекрасный свет, Динару она равна по виду красивому...»

На Востоке очень ценился шафран — ароматическое вещество желтого цвета. Он тоже придает обаяние желтому. В поэме Амира Хосрова в этот цвет окрашивается дворец систанской царевны, которую царь посещает в воскресенье — самый радостный день недели. В заключение этой главы поется хвала желтому:

Цвет благороднейший! Такого цвета Ланиты у влюбленных без ответа. Нас от недугов золото целит, Поскольку цвет шафрана в нем разлит.... И солнце, выплывая изза гор, Окрашивает в золото простор. И жирный плов на блюде пахнет пряно, Приправленный улыбкою шафрана 19.

Впрочем, не остаются незамеченными и негативные ассоциации, связанные с желтым. Коричневая невольница из «Тысячи и одной ночи» бранит свою желтую соперницу, сравнивая ее с теми, кто «страдает от колик» и других болезней: «Пропади ты, о котелок мясника, о ржавчина на меди, о видом подобная сове, о пища с дерева заккум! (Заккум — мифическое адское дерево; его раскаленными плодами кормили грешников.— Л.М.)»

Все же основная символика этого светоносного и золотоподобного цвета позитивна; амбивалентность желтого в культуре ислама ощущается меньше, чем в западной и дальневосточной.

Есть еще один цвет, заключающий в себе свойства солнца и огня, — красный. В этом цвете воспроизводится не только их сияние, но и согревающее человека тепло и очистительный сжигающий жар. Сам бог является пророку Мусе из огня на горе Тур (Синай). Святой Ибрагим был «крещен» в огне. Он вошел в пылающий костер, который тут же превратился в цветущий алыми розами сад. Красный и пурпурный — такие же священные и светоносные цвета, как желтый. К тому же красный — цвет крови, поэтому он, как и в древности, остается символом жизни. Как всегда, хорошо сказал об этом Амир Хосров:

Багряный цвет вселяет в сердце радость, В рубиновом вине таится сладость. Пунцовые бутоны красят сад, Восход пунцов, и яркоал закат. У тех, чья жизнь веселием богата, Ланиты яркие, как цвет граната. Сад Ибрагима был в цветенье ал, И, как закат, огонь Мусы пылал.

Ни в Коране, ни в фольклоре Ближнего Востока не заметно негативного отношения к красному. Он здесь не выступает, как в Библии, символом жестокости бога (Исайя, 63) или греховности (Иоанн). Лишь изредка можно встретить упоминание о красном в негативном смысле; например, писатель XII—XIII вв. АльХарири называет смерть «кровавокрасной».

На Востоке верили в могучую силу красного цвета. Очень высоко ценились красные драгоценные камни: рубин, гранат, цейлонский гиацинт, лал (шпинель), сердолик, розовый и красный турмалин. Их ценили не только за красоту, но и за магические свойства. Например, считалось, что «рубин придает его обладателю силу льва, бесстрашие орла и мудрость змеи. Он способствует чарам любви и страсти. Рубин не следует показывать детям и буйволам: ребенок может испугаться его яркого цвета, а буйвол — разъяриться».

Красный цвет — самый распространенный в средневековой поэзии стран ислама. В самом деле, если речь идет о любви, лучше всего о ней скажут красные цветы: роза, тюльпан, мак. Несчастный влюбленный плачет алыми (кровавыми) слезами. А при описании красоты возлюбленной можно ли умолчать о ее розовых ланитах, коралловых устах, груди, подобной гранату, и пр. Все эти образы — традиционнонормативны, почти обязательны. Ими пользуется даже слепой поэт Башшар ибн Бурд. Но несмотря на многовековое употребление, они не стерлись и не потеряли своей чисто зрительной ценности. Талантливый поэт умеет освежить этот образ и заставить его засверкать живыми красками. Как никто другой, умел это сделать Ибн АльМутазз:

Вот зрелый апельсин: раскалена Одна щека, а рядом желтизна, Как лик у той, что страстно влюблена: То вдруг красна, то вдруг бледна она.

 

В другом стихотворении он опять в неожиданном ракурсе показывает связь красного цвета с любовью:

Могила красотой пестрела небывалой: Тюльпан и мак сплетались с розой алой! Спросил я: «Кто лежит?» Земля заговорила: «Поплачь — перед тобой влюбленного могила» 24.

Красный цвет господствует не только в жанре любовной лирики, но и в «застольной» поэзии, где воспевается вино. Помимо обычных «клишированных» цветовых образов (сравнения с рубином, кровью, лалами, огнем), у самых талантливых поэтов красный цвет вина, его игра в стеклянном бокале становится предметом любования и самостоятельной темой стиха:

На рассвете мы разжигаем огонь (пьем вино).

Когда мы льем в него воду — он еще сильнее разгорается.

Пузырьки воды ползут по стенкам

Чаши, подобно слезам, текущим по розовым щекам...

 

И еще один образ, который по своему «способу видения» предвосхищает поэзию XX в.:

Вино — как невеста в узорчатой стеклянной рубашке, Сыгравшая свадьбу с водой у меня в ладони.

Белый, красный и желтый — это цвета, причастные к свету. Но ведь и тьма — тоже благо, сотворенное Аллахом, который «переворачивает ночь и день. Поистине, в этом назидание для обладающих зрением».

И потому так любимы и ценимы на Востоке цвета тени: синий, голубой, фиолетовый. Синий — это цвет ночи, «когда она густеет». Он дает желанный отдых зрению, утомленному ярким солнечным светом и желтооранжевыми тонами песка и камней. Синий и голубой скрывают в себе некую тайну, ведь в синеве неба содержится божественная субстанция. Небо, по представлениям верующих, — давнее и постоянное местожительство богов. Восточный человек чувствует этот мистический характер синего цвета и готов, по словам Ф. Л. Райта, помещать «синее в синее и снова синее в игре синевы, с тонкими ритмическими узорами, выявляющими божественный цвет повсюду, на всех поверхностях стен».

В архитектурной полихромии и декоративноприкладном искусстве Востока синий и голубой применялись уже в V—IV тысячелетиях до н. э. (в Египте, например). Сочетание этих цветов с желтым (золотом) и белым всегда было самым любимым и распространенным; эта традиция не поколебалась и в средние века.

Синий и голубой цвета, повидимому, ценились за эффект их успокаивающего воздействия на психику. В Средней Азии до сих пор жива легенда о некоем правителе города, заболевшем тяжелой формой ипохондрии. Он выздоровел только после того, как стены его дворца были выкрашены в синий цвет и все предметы, находящиеся в нем, приведены к этой же расцветке. Затем и весь город «по рецепту врачацветолечителя» был окрашен в синюю гамму. К. С. ПетровВодкин, пересказавший эту легенду в своей повести «Самаркандия», заключает: «В городе голубого бея небо кажется тяжелым по контрасту с чистой синевой зданий. Среди его улиц испытываешь легкость в движениях, не чувствуешь

удручения от жары, и четче, яснее думается в его расцветке».

На Востоке всегда особенно ценились синие и голубые драгоценные камни. Ученый XI—XII вв. Марбодий, описывая сапфир, подчеркивает его успокаивающее и «восстанавливающее» действие на человека. «Велико значение этого камня и для женщин, и для мужчин — он дает силу усталому телу, восстанавливает отягощенные члены и делает их снова крепкими. Он снимает с человека зависть и вероломство, он освобождает человека из темницы. Тот, кто носит его, никогда не будет ничего бояться...»

Не менее любим голубой камень бирюза — «откровение Востока». «Старое персидское поверье говорит о том, что «бирюза — это кости тех людей, которые умерли от любви». Ученый XI в. Маджа ул Фунум писал о бирюзе: «Ношение ее подвешенной укрепляет сердце, устраняет страх, дает победу над врагами, предохраняет от потопления и ударов молнии... Созерцание бирюзы по утрам способствует сохранению зрения и увеличению его силы...»

Может быть, успокаивающее воздействие синего и голубого вместе с их мистическим эффектом было причиной того, что в XII и XIII вв. в мусульманской Индии они считались цветом траура.

Неделю еще горевали потом,

Ходили все в трауре — все в голубом 34, —

пишет Амир Хосров.

 

Синий камень может навлечь несчастье, если его цвет нечист. «Тот, кто носит по незнанию сапфир цвета облака, теряет свое состояние, укорачивает жизнь и привлекает молнию себе на голову. Тому, кто носит зернистый сапфир, суждено изгнание и нищета. Если в сапфире заметна маленькая трещина, то его владельцу не избежать нападения диких животных...» — такие рассказы можно встретить в индийских и арабеких средневековых текстах.

Синему цвету близок фиолетовый — цвет аметиста. Поэты называют его лиловым или сиреневым. Это даже еще более мистический цвет, чем синий. Таинственность переходит в нем даже в какуюто обманчивость. Вопервых, потому, что фиолетовый близок к концу спектра, свет в нем вотвот готов погаснуть. И, вовторых, в нем соединяются два противоположных цветовых начала — синева и краснота. Это — самый сложный и «двусмысленный» цвет спектра. Хосров посвятил этому цвету одну из самых философских новелл своей прекрасной поэмы. Мораль ее заключается в том, что радости этой жизни — обман, а наслаждения — мираж, готовый исчезнуть именно тогда, когда человек этого не ждет. За мигом наслаждения следует расплата — длительные страдания. Героя этой новеллы погубила «сиреневая дева», после чего он в знак траура по себе самому и своей загубленной жизни носит лиловую одежду. Но оптимистичный и жизнерадостный поэт в заключение новеллы даже в этом цвете находит обаяние:

Для тех, кто понимает в этом толк, Прекраснейшая вещь — лиловый шелк! Красива молодая чаровница. Одень ее в лиловый шелк — царица! И пышный сад в любой погожий день Лишен красы, коль не цветет сирень. Прекрасен пламень молнии летучей От сочетания с лиловой тучей зь.

Но вот, наконец, гаснут все цвета, исчезают краски, воцаряется мрак. «Клянусь ночью, когда она покрывает...» Аллах поместил черноту ночи «в глубину сердца и ока», сделал украшением юности черные волосы и обаятельные мушки. «А в числе достоинств черноты то, что из нее получают чернила, которыми пишут слова Аллаха»3'. Вот это сильнейший аргумент в пользу черного! Кроме того, черный — это цвет самой земли, «первой из планет», цвет драгоценных благовоний — мускуса и амбры. Халифы династии аббасидов любили облачаться в черный цвет. Знамя их также было черного цвета.

И мрак ночей всегда бывает черным. Нисходит он покоем животворным, —

пишет Амир Хосров38.

Мусульманская религия прокляла всех и всяких идолов, она запретила антропоморфные изображения богов и святых. Но в человеческой природе совершенно неистребимо идолопоклонство. Самая бесплотная идея все же должна иметь какойто телесный символ, зримый и осязаемый, иначе она ускользает от сознания. Аллаха не изображают, но в его главном храме Каабе в центральном святилище хранится черный камень. Благочестивые мусульмане завершают паломничество в Мекку целованием этого камня, что, очевидно, дает им ощущение близости к святыне.

Как видим, на средневековом Востоке ценили черный цвет гораздо выше, чем в то же время в Европе.

Но при этом не исключается и негативная символика черного цвета. Черный плох, если он связан со злыми делами, с грязью, грехом; он плох там, где он неестествен для «белого человека». Невольница из известной нам сказки осуждает черноту сажи кузнеца и «лицо ворона, разлучающего любимых». У человека, совершившего грех, лицо темнеет, поэтому «лицами черными геенна наполнена».

Теперь наступил черед сказать о зеленом цвете. В чем его ценность? Что в нем заключено: сияние света или покой тени?

В цветовой символике христианского запада зеленый — чисто земной цвет, символ земной жизни Христа и святых. Но на арабском Востоке это не так. Мышление мусульманина повосточному наивно и целостно. В исламе нет четких антиномий, кроме, пожалуй, одной — верующие и неверующие. Да и то одни могут легко превратиться в других. В Коране не разделяется земное и небесное, материальное и духовное. Как мы видели, даже свет и тьма этически и эстетически чуть ли не равноценны. Земная жизнь может быть не хуже небесной, а небесная — всего лишь продолжение «хорошей» земной жизни, только бессрочное. Зеленый цвет находится как раз посредине спектра. В нем нет ни яркости света, ни глубины мрака, ни жизненного жара, ни смертного холода. Он как будто бы не земной и не небесный, а промежуточный, срединный. И действительно, носители зеленого цвета — растения — тоже создания «срединные»: корнями они уходят в землю, а листьями — в небо, в сияние света. Для жителя жарких стран растения — это не только источник пищи и всевозможных полезных материалов. Растения украшают песчаную пустыню и улицы города, они дают тень и прохладу, столь желанную в жаркий день. Неудивительно, что мусульманский рай — это царство зеленого цвета. Там зелены не только деревья, но и подушки, на которых возлежат праведники и райские гурии. Ангелы Аллаха одеты в зеленый шелк, шитый золотом, и сам Магомет выбрал зеленый цвет для своего знамени. Так в зеленом цвете соединились земное и небесное начала; он расцветает только на свету, но, отнимая у него жар, превращает жгучий свет в благодатную тень — стало быть, причастен и к свету и к тени. Об этом как нельзя лучше сказал Амир Хосров:

Зеленый цвет ласкает в полдень тенью, Дарует он покой душе и зренью. И травы зелены, и тьма в лесах, Зеленый свет колеблется в глазах. Зеленый цвет — наряд любого сада, И для жасмина стебель — как награда 39.

Популярность зеленого цвета на Востоке подтверждается также фактом распространенности и особой ценности зеленых драгоценных камней. Академик А. Е. Ферсман подсчитал, что среди всех самоцветов зеленые составляют самую многочисленную группу (40%). Зеленые камни были первыми, которые люди использовали для изготовления полезных вещей. Первобытные орудия часто изготовлялись из нефрита и яшмы. В Древнем Китае и Мексике эти камни сдержанных цветов и с матовым глянцем ценились очень высоко. Яшма у ацтеков считалась дороже золота. В средневековой культуре Ближнего Востока в силу известных нам причин больше ценятся зеленые камни чистых тонов и с ярким блеском, допускающие бриллиантовую огранку; т. е., помимо цвета, требуется еще и светоносность, придаваемая чистотой цветового тона и способностью к блеску. Всем этим требованиям лучше всего отвечает изумруд (смарагд), а также топазы, хризолиты, аквамарины, бериллы, турмалины. Высоко ценятся камни с дополнительными оптическими эффектами, например авантюрин, искрящийся благодаря включениям хромовой слюды.

Другим «чудом оптики» является александрит, изменяющий окраску с зеленой (днем) на красную (вечером). Славились также краснозеленые турмалины, в которых эти цвета как бы превращались друг в друга. В одной из сказок «Тысячи и одной ночи» говорится о том, как Аллах, желая облагодетельствовать неких благочестивых супругов, послал им с неба крупный изумруд, продав который они могли бы всю жизнь прожить в праздности.

Зеленый цвет в культуре ислама не имеет негативных значений.

Зато есть два цвета полностью негативных: серый и коричневый. Оба они представляют собой заглушение и затемнение двух прекраснейших сияющих цветов: белого и желтого. В макаме АльХарири говорится о том, что счастливый мир — это зеленый, а несчастливый — серый. В сказках «Тысячи и одной ночи» описан некий франк (т. е. европеец), злодей и хитрец. Отличительной его чертой служит «пепельное лицо». (Остальные его физические недостатки — более или менее обычны 40.)

Коричневый цвет упоминается в Коране как цвет гибели и распада зеленых растений. Аллах «вывел пастбище», а затем «сделал его коричневым сором»41. В сказке о шести невольницах коричневый порицается в самых энергичных выражениях: «Твой цвет — цвет буйвола, и видом твоим брезгают души, и если есть твой цвет в какойнибудь вещи, то ее порицают, а если он есть в кушанье, то оно отравлено. Твой цвет — цвет мух, и он отвратителен, как собака»42.

Цвет пыли, вот цвет ее лица; то землистый цвет, Как прах, облепляющий прохожего ноги. Едва на нее я брошу хоть беглый взгляд, Заботы усилятся мои и печали 4.

Но в отличие от невольниц других цветов коричневая не умеет привести в свою защиту убедительных аргументов, кроме того, что родинки тоже бывают коричневыми, а она вся — как родинка. Остальные ее самовосхваления совершенно голословны.

Средневековая культура Востока в высшей степени цветиста, о чем уже говорилось в начале этой главы. Если взглянуть на нее в целом, с большой дистанции, то первое, что заметно больше всего, — это декоративность, украшенность. В персидской поэзии есть один феномен, на примере которого ясно видна главенствующая роль этой категории как в словесном искусстве, так и в «художественных ремеслах» и вообще в жизни. Этот феномен — газели Хафиза. В его 117 газелях (в переводе Г. Плисецкого) дана «краткая энциклопедия» всего, что дорого мусульманинуперсу. Это прежде всего цветы: роза (упоминается 33 раза), тюльпан, гиацинт, лилия, фиалка, мак, рейхан (базилик). Всего в 117 газелях 56 раз названы цветы и растения. Следующее по ценности место после цветов занимают драгоценные камни и металлы: жемчуг (16 раз), лал, золото, рубин (по 6—7 раз), янтарь, алмазы, сердолик, сапфир, агат и даже «философский камень». Кроме того, довольно часто упоминаются такие предметы роскоши, как румяна, духи, помада, мускус, сурьма для глаз, шелк, бархат, вышивка, зеркала44. В целом подобные вещи упоминаются не менее 105 раз, т. е. почти каждая газель украшена какимнибудь драгоценным предметом.

Но и в этом «весеннем саду», и в этом «царстве розы и вина» несколько омрачает пейзаж грустная фигура дервиша, или суфия, или исмаилита, или кармата. Они презирают соблазны мирской жизни, считают их грехом и суетой. Всякий внешний блеск и роскошь, связанные с богатством, — мираж и зло, дело рук сатаны.

К земным богатствам не тянись, к презренной суете, — Твоя бессмертная душа томится в нищете! —

говорит великий арабский поэт АбульАтахия40. Истинное благо и наслаждение в том, чтобы идти путем добра.

В Коране говорится о богатствах и украшениях как о чемто ненадежном, недостойном внимания благочестивого мусульманина, а иной раз — прямо как о деле рук сатаны. Аллах призывает самых достойных женщин — жен пророка: «Пребывайте в своих домах и не украшайтесь украшениями первого неведения»46.

В средневековой культуре Ближнего и Среднего Востока идея осуждения богатства, украшений и колоризма не идет дальше философии и поэзии, но в общей картине духовной жизни того времени ее нельзя не учитывать.

В средние века наука на Востоке далеко опередила западную. В мусульманских странах наука не была, как в Европе, «служанкой религии». Она обслуживала потребности самой жизни и развивалась в соответствии с энергичным развитием производительных сил, обусловленным социально-экономическими сдвигами этого времени. Ученые Востока тщательно изучали античную науку, переводили на арабский язык труды Платона, Аристотеля, Архимеда, Евклида, Гиппократа, Галена и др. Они собирали также все ценное в странах Востока от Египта до Индии. Усвоив и переработав всю мировую науку того времени, арабы (а также персы, сирийцы и др.) создали на этой основе богатейшую сокровищницу знаний.

Одним из замечательных арабских ученых-естествоиспытателей был Абу Али ибналХайсам из Басры (965—1038). В Европе он известен под именем Альхазена. Ему принадлежит капитальный труд «Сокровище оптики». В нем Альхазен впервые в истории оптики дает анатомическое описание глаза и исследует проблему получения изображения в нем. В вопросе о физической природе света Альхазен вслед за античными материалистами придерживается теории истечений.

Арабский ученый с большей точностью, чем Птолемей, исследовал явления отражения и преломления света. Он классифицировал различные виды зеркал и впервые установил, что фокусировка изображения от вогнутых и выпуклых зеркал оказывается тем лучше, чем больше диаметр зеркала. Оптические исследования Альхазена в XIII в. были освоены и прокомментированы в трактате Витело, а в XVI в. изданы в Европе вместе с трудом Витело, составив, таким образом, основу для последующего развития оптики.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.