Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ВОПРОС 2. Этапы и методы экономической теории.






Меркантилизм — (от итал. mercante — торговец). Источником богатства меркантилисты считали торговлю и в первую очередь внешнюю торговлю. Общественное богатство отождествлялось с денежным металлом (золотом), которого тем больше поступало в страну, чем быстрее развивался экспорт товаров. Меркантилисты проповедовали политику активного протекционизма в целях обеспечения превышения вывоза товаров из страны над ввозом.

Физиократия (hysis — природа, kratos — власть). Известнейшие представители — Ф. Кенэ, А. Тюрго. Источником богатства физиократы признавали производство, причем только в сельском хозяйстве.

классическая экономическая школа — У. Петти, А. Смит, Д. Рикардо — объектом исследования выступает производство как таковое независимо от его отраслевых особенностей. Классическая школа стала основателем трудовой теории стоимости, глубоко исследовала такие экономические категории, как товар деньги, закон стоимости, прибыль, рента и т.д.

Марксизм — развил теорию прибавочной стоимости, заработной платы, средней прибыли, цены производства, ренты, цены земли и т.д.

Вульгарная политическая экономия — создала теорию трех факторов производства — земли, труда и капитала.

Можно выделить также австрийскую школу, заложившую основы теории предельной полезности (ценность благ определяется не затратами общественно необходимого труда, а субъективными оценками покупателя и продавца), математическую школу (Вальрас, Парето и т.д.), отводившую решающую роль в изучении экономических явлений математическим методам.

Современный этап развития экономической теории:

неоклассическое направление — положен принцип невмешательства государства в экономику. Неоклассики выступают за свободу частного предпринимательства, рыночных сил.

неокейнсианство — базируется на идеях Дж. М. Кейнса о необходимости воздействия государства на экономические процессы. Сторонники этого направления выступают за постоянное, систематическое вмешательство государства в экономику. Идеи государственного регулирования экономики придерживаются также монетаристы. Монетаризм — экономическая теория (сер. 50—х гг.) приписывающая денежной массе, находящейся в обращении, роль определяющего фактора в процессе формирования хозяйственной конъюнктуры и устанавливающая связь между изменениями количества денег и величиной валового конечного продукта

институционально — социологическое направление — рассматривает экономику в качестве системы, в которой отношения между хозяйствующими субъектами складываются под влиянием как экономических, так и политических, социально—психологических, социальных факторов.

Объектом исследования считаются такие «институты», как корпорации, профсоюзы, государство, а также различного рода правовые, морально—этические и психологические явления (обычаи, привычки, инстинкты)

Выделяют общие мировоззренческие, общие научные, а также частные методы исследования.

Общим мировоззренческим методом является метод материалистической диалектики — единый для всех наук метод. Диалектический метод исходит из того, что:

в природе и обществе все явления и отношения не являются раз и навсегда данными, вечно и неизменно существующими. Применительно к экономической теории это означает, что все экономические явления и процессы должны рассматриваться в постоянном движении, развитии;

в природе и обществе развитие идет от простого к сложному, от низшего к высшему. Переход от простого к сложному есть переход к новому качеству.

Общенаучные методы включают:

метод научной абстракции. Он состоит в выделении наиболее существенных сторон изучаемого явления и отвлечении от всего второстепенного, случайного. В процессе абстрагирования формируются научные категории, т.е. понятия, выражающие отдельные или обобщенные стороны предметов, процессов, явлений.

анализ и синтез. При анализе исследуемый предмет или явление расчленяется на составные элементы, каждый из которых подвергается детальному изучению, выясняется его роль и место внутри целого. При синтезе происходит соединение расчлененных и проанализированных элементов в единое целое, раскрывается внутренняя связь между элементами, их взаимодействие, противоречия и т.д.

индукция и дедукция. Индукция — движение мысли от частного к общему, от отдельных фактов к общему положению. Данный процесс характерен для обработки наукой эмпирического материала. Результатом использования данного метода является формулирование категорий и законов. Дедукция — это движение от общего к частному. На базе общих положений обосновываются те или иные частности экономических объектов, процессов.

единство исторического и логического подходов. Экономическая теория рассматривает явления в развитии, движении, т.е. исторически. Вместе с тем она рассматривает экономические процессы, освобожденные от случайностей исторического развития, т.е. логически.

количественная и качественная оценки. Качественная сторона выражает сущность явления. Количественный анализ экономических явлений предполагает широкое использование статистических данных, методов математики, экономико—математического моделирования и вычислительной техники.

Частные методы исследования включают: графические, статистические, математические, моделирование, сравнительный, анализ, экономический эксперимент и т.д.

Закон спроса. Спрос — ϶ ᴛ ᴏ платежеспособная потребность в каком—либо товаре или услуге.

Величина спроса — ϶ ᴛ ᴏ количество товаров и услуг, кᴏ ᴛ ᴏ ᴩ ое покупатели готовы приобрести в данное время, в данном месте, при данных ценах. Потребность в некᴏ ᴛ ᴏ ᴩ ом благе подразумевает желание обладать товарами. Спрос же предполагает не только желание, но и возможность его приобретения по существующим на рынке ценам.

Виды спроса: Индивидуальный спрос, Рыночный спрос, Спрос на факторы производства (Спрос производства), Потребительский спрос

Закон предложения

Анализ рыночного механизма будет односторонним без рассмотрения предложения, характеризующего экономическую ситуацию на рынке не со стороны покупателя, как спрос, а со стороны продавца.

Предложение —϶ ᴛ ᴏ совокупность товаров и услуг, кᴏ ᴛ ᴏ ᴩ ые находятся на рынке, и кᴏ ᴛ ᴏ ᴩ ые продавцы готовы продать покупателю по данной цене.

Величина предложения — ϶ ᴛ ᴏ количество товаров и услуг, кᴏ ᴛ ᴏ рое продавцы готовы продать в данное время, в данном месте и при данных ценах, но величина предложения не всегда совпадает с объемом производства и объемом продаж на рынке.

Цена предложения — ϶ ᴛ ᴏ прогнозная минимальная цена, по которой продавец согласен продать определенное количество данного товара.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.