Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 3.3.1. Виды труда детей и формы его организации.






Вопросы для обсуждения

1.Виды труда детей и содержание каждого из них.

В программе «От рождения до школы» выделяются следующие виды труда:

· Самообслуживание (труд, направленный на удовлетворение повседневных личных потребностей: самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности; К-Г навыки; подготовка и уборка рабочего места; 5 – 7 лет – стирать свои мелкие вещи, убирать свою постель). Работа по воспитанию навыков самообслуживания в каждой возрастной группе строится по-разному.

Во второй младшей группе она проводится часто – 1 раз в неделю, а по мере приобретения детьми навыков объем плановой рабаты уменьшается в средней, старшей, выпускной группах до 2 раз в месяц.

· Хозяйственно – бытовой труд (выполнение поручений: убрать игрушки, пособия; собрать листочки на участке; приучение поддерживать порядок в групповой комнате и на участке).

· Дежурство по столовой и занятиям. 5-7 лет самостоятельно подметать, очищать дорожки, поливать песок, убирать песок вокруг песочницы, заниматься стиркой, помощь малышам.

· Труд в природе (в уголке природы, в цветнике, на огороде и в саду: учатся поливать растения, сажать лук, сеять крупные семена, поливать грядки, собирать урожай овощей, пересаживать комнатный растения, выращивать корм для птиц и животных, насыпать и раскладывать корм в кормушки; 5-7 лет – учатся очищать, мыть, убирать инвентарь, перекапывать грядки, окучивать, подвязывать, пропалывать растения, обкапывать кусты, поливать, опрыскивать, выкапывать клубни и луковицы цветов, высевать семена, сажать корнеплоды, выращивать и высаживать рассаду, заниматься черенкованием растений, пересадка из грунта в горшки).

· Ручной труд (поддержание порядка в хозяйстве группы: починка, подклеивание книг, коробок, пришивание оторванных пуговиц, петель, доступный ремонт игрушек; сортирование природного материала; тонирование бумаг для рисунков и аппликаций; изготовление под руководством воспитателя мелкого счетного материала, пособий для занятий, игрушек и сувениров из природного и бросового материала, из бумаги и картона, ткани).

2.Место труда в режиме дня.

Труд в дошкольном возрасте, особенно у малышей, связан с игрой. Но уже в 5—6 лет дети различают труд и игру и начинают понимать важность выполнения даже неинтересной, но необходимой работы. Трудовое воспитание детей в младших группах направлено на привитие навыков самообслуживания (умение самостоятельно одеваться, раздеваться, умываться, аккуратно есть и др.). Дети оказывают элементарную помощь при сервировке стола, подготовке к занятиям, в уходе за растениями, аквариумом.

Виды и содержание труда старших дошкольников разнообразнее и сложнее. Это— самообслуживание (помощь в уборке постели, смене постельного белья, стирке личных вещей, чистка обуви и несложная починка одежды); хозяйственный труд (сервировка стола, подготовка к занятиям, мытье игрушек, уборка шкафа, помощь в уборке игровых веранд, уход за своей территорией); труд на природе (уход за животными, растениями, перекапывание и рыхление гряд, высаживание рассады, поливка, прополка); ручной труд (изготовление поделок из бумаги, картона, природных материалов, работа с тканью, нитками, спицами, крючком и др.).

3.Поручения как форма организации труда детей. Их характеристика, возможные усложнения. Руководство поручениями.

Трудовое поручения - наиболее простая форма организации трудовой деятельности детей дошкольного возраста. Особое воспитательное значение они имеют в работе с детьми младшего дошкольного возраста, когда труд для них пока не стал планомерной и систематической деятельностью. Воспитатель, няня обращаются к детям с просьбой или требованием сделать что-либо: принести какую-то вещь, предмет и др.

Под трудовым поручением понимается возложение на ребенка конкретного задания, которое он должен выполнить один или с кем - либо из своих сверстников. Поручить -значит обязать ребенка выполнить какую-то работу, связанную как с самообслуживанием, так с другом для коллектива.

Поручения как форма организации трудовой деятельности детей имеют особенности: они всегда исходят от взрослого, в них заключена четкая направленность на получение результата, конкретного определена задача.

В практике воспитательной работы с детьми особенно распространены индивидуальные поручения (реже-коллективные, маленьким подгруппам-двум-трем детям). Отсюда для воспитателя создаются возможности формирования трудовых умений и навыков.

Поручения многообразны по трудности (простые, сложные, характеру выполнения (индивидуальные или совместные, времени исполнения (кратковременные, эпизодические, длительные). Поручения помогут воспитателю постепенно разделить эти два вида деятельности. Даже самые простые задания (что подать, подвинуть, поднять) не содержат игрового начала. Наоборот, в них заключаем элемент требования, с помощью которого малыш приучается действовать целенаправленно, осознавать, что он выполняет задание взрослого. Поручения особенно важны в период от 3 до 5 лет. В 6 лет дети уже могут участвовать в трех видах дежурств. Это серьезный труд, требующий также предварительной подготовки.

Трудовые поручения ребенок выполняет в течение дня довольно часто. Педагог в любое время может найти нужное и полезное дело как индивидуально каждому ребенку, так и всей группе детей в целом.

Так как в младших группах нет дежурств, у воспитателя имеются большие возможности систематически привлекать большое количеству детей к выполнению разнообразных поручений, детям младших групп преимущественно индивидуального характера. В средней группе детского сада поручения особенно распространены. В старших группах детского сада поручения продолжают играть существенную роль в трудовом воспитании детей, однако более важное значение начинают приобретать обязанности. Воспитатель привлекает детей к выполнению поручений, не входящих в обязанности дежурных и к самообслуживанию. Особое место занимают поручения задания, дают возможность воспитателям повседневно, систематически приобщать детей к посильному труду, создают в группе деловую атмосферу.

Учитывая некоторые особенности поручений их можно сгруппировать. Это позволит лучше увидеть воспитательные задачи.

К первой группе можно отнести поручения, связанные с выполнением одного способа действия: подать, принести, отнести, отодвинуть, поднять.

Вторую группу составляют поручения, которые содержат несколько способов действия, несколько трудовых операций. Они сложнее первых, так как для их выполнения необходимы определенные навыки трудовой деятельности, дополнительные предметы или оборудование для труда.

В третью группу войдут поручения, связанные с результатами, которых дети достигают не сразу: посеять, посадить, постирать кукольное белье и т п Получение результата связано с приложением некоторых усилий для запоминания временных понятий (утром, когда приходишь в детский сад, после прогулки, вечером, после полдника, обеда, когда пойдешь домой).

Руководя выполнением детьми поручений, воспитатель изучает возможности детей своей группы. В повседневной работе, привлекая их к выполнению простых заданий, он наблюдает за каждым ребенком, выявляет уровень умений, желание, с каким он принимается за дело, способность довести его до конца самостоятельно.

4.Дежурства как форма организации труда детей. Их характеристики. Руководство трудом дежурных.

Дежурства как форма организации труда детей. Труд становится средством воспитания только тогда, когда посильная трудовая деятельность пронизывает всю жизнь детей, когда они повседневно выполняют трудовые обязанности. В детском саду каждодневная трудовая деятельность организуется как постоянная в виде дежурств и как эпизодическая, возникающая в определенных условиях (уборка участка, поделка елочных игрушек, уборка групповой комнаты и т. п.) или для удовлетворения потребностей взрослых и детей (приготовление сувениров для мам, ремонт книг для малыша, поделка игрушек для творческой игры). Повседневный труд организуется как индивидуальный или коллективный и требует руководства со стороны воспитателя.

Содержание дежурств в разных возрастных группах (на основе анализа «программы воспитания в детском саду»).Виды дежурств, последовательность их введения определены в «программе воспитания и обучения в детском саду». Это дежурства по столовой, в уголке природы, дежурства по занятиям.

Дежурства по столовой вводятся в средней группе с начала года; со второй половины года дети привлекаются к дежурству по занятиям; дежурства в уголке природы вводятся в старшей группе.

В уголке природы дежурные поливают растения, обрызгивают, обтирают их листья, рыхлят землю, кормят животных, чистят их клетки, ведут календарь погоды.

Работа дежурных требует постоянного внимания и руководства со стороны воспитателя. В работе дежурных представляются все недостатки в освоении детьми трудовых процессов. Так, в дежурстве по столовой дети часто не соотносят количество предметов между собой (ставят чашек меньше, чем тарелок, ошибаются в определении места предмета (кладут ложки то справа, то слева от тарелки и т. п.); забывают приготовить те или иные предметы (салфетки для обтирания рук и губ или тряпочки для аппликации и т. п.). Дети часто не видят допущенных ошибок, не могут их исправить самостоятельно.

В связи с этим руководство воспитателя направленно на предупреждение ошибок, на исправление их, если они допущены. В первом случае воспитатель просит дежурных вспомнить, что и как они должны делать, напоминает по ходу дежурства приемы осуществления наиболее трудных действий: держать ложки в левой руке, раскладывать правой, класть ложку справа от тарелки черенком к себе, выпуклой стороной вниз и т. п. в случаях затруднений возможен показ, помощь со стороны другого дежурного.

Условия и методы организации труда. В организации труда дежурных учитывается объем работы. В дежурстве по столовой дежурному поручается накрывать один стол. Увеличение объема работы приводит к возрастанию количества ошибок, растерянности дежурного. В дежурстве по уголку дети чистят по одной клетке, обтирают по 3-4 растения и т. д. такое распределение объема работы позволяет дежурному быстро справиться с поручением, привлекать к дежурствам до 8-10 детей, обеспечить частую повторяемость участия детей в дежурствах, что способствует скорейшему освоению детьми обязанностей дежурного.

По мере освоения обязанностей дежурных в старших группах срок дежурства увеличивается до 2-3 дней, вводится передача дежурств, отчеты дежурных о работе перед группой детей. Все это помогает осуществлять повседневный контроль за работой дежурных, фиксировать их успехи. Привлечение детей к контролю и помощи, смена дежурств способствует воспитанию интереса к дежурствам, ответственного отношения к ним, умения каждодневно выполнять различную работу, формирует такие качества, как терпение, настойчивость, трудолюбие.

Организация работы дежурных осуществляется сначала по типу труда рядом, затем вводится организация по типу общего труда и, наконец, дети могут перейти к совместному труду: один расставляет хлебницы и тарелки, другой раскладывает ложки и вилки к тарелкам и т. п. разные формы организации труда повышают интерес к дежурствам, усложняют контроль, формируют чувство личной ответственности за порученную часть работы. Отчитываются дежурные и за свою часть работы и за общий результат.

В старшей и подготовительной группах педагог ведет большую работу по воспитанию уважения к дежурным и их труду, к требованиям дежурных. Этому способствует отчет дежурных, оценка их труда перед всей группой, назначение новых дежурных, групповой наказ к дежурству – что и как должны делать дежурные.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.