Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Учебно-исследовательские задания.




1.Разработать серию сюжетов (дать их словестное описание или подобрать иллюстрации) о ребенке, находящемся в ситуации эмоционального неблагополучия…

Например, Алеша, придя в сад после выходных дней, всегда говорит о том, что дома ему было очень скучно, родители занимались своими делами, погулять или поиграть с ним им было некогда, и он весь день рисовал, а игра у него не получалась. В группе же Алеша – заводила, всегда предлагает темы совместных игр, участвует в распределении ролей.

Марина очень переживает из-за конфликтов между мамой и папой. Девочка ласковая, добрая, но неуверенная в себе, робкая, стеснительная, часто плачет. Обычно она, прижавшись к любимой воспитательнице тихонько рассказывает о том, как ей было страшно, когда папа кричал на маму, как ей было маму жалко. Воспитательница успокаивает: «Не переживай, Мариночка, мама с папой – взрослые, они сами разберутся, все будет хорошо».

Саша жалуется на то, что его наказывают физически: «Когда у меня буковки не получалось писать аккуратно в тетради, папа сказал, что я – бестолочь, и обещал ремня всыпать». Опять на помощь приходит педагог: «Ты научишься хорошо буковки писать, и когда папа придет за тобой, мы покажем ему тетрадку».

Во-вторых, у детей с эмоциональными нарушениями практически всегда деформирована самооценка (занижена, завышена или противоречива и неустойчива) и ожидаема оценка со стороны взрослых.

Например, Маша на вопрос о том. Какая она девочка, отвечает: «Я не знаю, потому что иногда хорошо себя веду, иногда плохо. Вообще-то, мама думает, что я плохая».

Женя так характеризует себя: «Папа часто меня ругает, когда я хулиганю, говорит, что я плохой. Я немного хорошо себя веду, а немного плохо, но я хороший».

Анжелика говорит: «Мама считает, что я и плохая и хорошая иногда: когда ей помогаю – я хорошая девочка, а когда нет – плохая».

В-третьих, для «трудных» детей характерен повышенный уровень тревожности (реже – пониженный). Педагоги отмечают, что такие дети чрезмерно робки, беспокойны, плаксивы, не уверены в себе.

2. Составить ряд последовательных вопросов для беседы с детьми по содержанию каждого сюжета.

Первые картины для младших дошкольников – это картины, изображающие отдельные объекты/(игрушки, предметы домашнего обихода, домашние животные, а также несложные сюжеты, близкие личному опыту детей (серии «Наша Таня» О. Соловьевой, «Мы играем» Е. Батуриной, «Картины для развития речи и расширения представлений детей второго и третьего рода жизни» Е. Радиной и В. Езикеевой и др.

Занятия по ознакомлению детей с картинами могут проводиться разнообразно. Например, занятие можно начать с вводной беседы, цель которой - выяснить представления и знания детей об изображенном, создать эмоциональный настрой для лучшего восприятия картины. Основной методический прием - вопросы педагога; они должны быть четкими, лаконичными. Если ребенок затрудняется с ответом, надо помочь ему пояснениями уточнениями. Необходимо добиваться, чтобы дети правильно соотносили слова с предметами, их качествами, действиями и говорили при этом грамматически правильно.



После беседы педагог сам рассказывает о нарисованном на картинке. Иногда можно использовать и художественное произведение, например рассказ писателя о домашних животных, небольшое стихотворение или потешку. («Петушок, петушок, золотой гребешок», «Кисонька - мурысенька» и др.) .

Можно загадать загадку. Можно спеть с детьми знакомую им песенку о кошечке, собачке, курочке.

Во второй младшей группе особенно важно использовать разнообразные игровые приёмы. М. М. Конина предлагает, например, такие “Расскажем кукле”, “Что мы расскажем собачке”. С помощью педагога дети с удовольствием расск5азывают по картине, пришедшей к ним в гости кукле (собаке и др.)

Рассматривание предметной картины можно связать и с рассматриванием похожей игрушки. Педагог задаёт детям вопросы, закрепляющие полученные знания о данном объекте. Этот прием побуждает детей к новым высказываниям.

После занятия картина остаётся в группе на несколько дней. Дети ещё раз рассматривают её, замечают то, что не заметили раньше, высказываются. Педагог руководит и этим рассматриванием, уточняет высказывания детей, поощряя и поддерживая их.



В средней группе становится возможным составление детьми небольшого связного повествования, так как в этом возрасте совершенствуется речь, возрастает речевая и мыслительная активность.

Детей среднего дошкольного возраста учат составлять главным образом описательные рассказы, как по предметным, так и по сюжетным картинкам.

Рассказывание по картинке проводится по вопросам и образцу рассказа педагога. Первое время многие дети почти дословно повторяют предложенный образец, но постепенно в их рассказах всё чаще начинают появляться элементы творчества.

В конце года, если дети научились рассказывать по образцу, задания можно усложнять, подводя дошкольников к самостоятельному рассказыванию. Так, педагог дает образец рассказа по одной картинке, а дети рассказывают по другой (используются, например, картины из серии «Наша Таня»). Можно ввести рассказывание по плану. Например, по картине «Таня и голуби» предлагается такой план: расскажите, где гуляет Таня. Что она делает? Во что играет? Что видно за забором?

В старшей группе и подготовительной к школе группах в связи с тем, что возрастает активность детей, совершенствуется речь, появляются возможности для самостоятельного составления рассказов по картинкам. К рассказам детей предъявляют более высокие требования: точная передача сюжета, использование разнообразных языковых средств. Рассказ-образец дается в старшей и особенно в подготовительной к школе группах для обобщенного подражания, а не для простого воспроизведения. Используются литературные образцы. В некоторых случаях бывает целесообразным просто подсказать детям возможный сюжет или же наметить основные этапы его развития.

Меняется роль воспитания - он уже не принимает непосредственного участия в составлении рассказов, а только руководит деятельностью детей, вмешиваясь лишь в случае необходимости.

В работе со старшими дошкольниками широко используется серия сюжетных картин для составления рассказов с завязкой, кульминацией, развязкой. Сюжеты могут быть самыми разными («Как еж спас ежонка», «Медвежонок на прогулке» и др.) .

Очень важно учить детей не только видеть то, что изображено на картине, но и воображать предшествующие и последующие события. В таких случаях педагог ставит ряд вопросов, которых как бы намечают сюжетную линию, выходящую за пределы содержания картины. Придумывая начало или конец к изображенному, ребенок приобретает умение, необходимые для самостоятельного рассказывания.

Интересно проходит составление коллективного рассказа. Один ребенок придумывает, что происходило с персонажами раньше, другой описывает события, изображенные на картине, третий - последующие действия, поступки героев и чем закончились их приключения. На таких занятиях необходимо воспитывать у детей умение оценивать рассказы (и содержание, и форму) друг друга, подмечать удачные слова и выражения, точно отражающие содержание картины или метко характеризующие события, поступки персонажей.

Одну и ту же картину можно использовать в течение года несколько раз, но при этом педагог должен ставить разные задачи, постепенно усложняя их. Когда дети будут достаточно свободно владеть навыками рассказывания, им можно предложить две или несколько картин (знакомых или совсем новых) для составления рассказа по любой из них на выбор (например, картинки на тему «Наш участок зимой и летом»). Это дает возможность каждому ребенку выбрать наиболее интересный для него или же наиболее доступный сюжет.

Детей старшего дошкольного возраста необходимо учить замечать в картине детали: фон, пейзаж, состояние погоды, включать в свои рассказы описания природы.

Развитие связной речи на занятиях по картине занимает центральное место, но вместе с тем очень важно сочетать эту задачу с другими речевыми задачами: обогащением и активизацией словаря, формированием грамматического строя речи. Так, например, в беседы по содержанию картины можно включать различные грамматические и лексические упражнения. В результате таких упражнений рассказы детей станут красочнее, обогатятся разнообразными описаниями (времен года, погоды, персонажей и т. п.) .

3.Составить таблицу «Средства и методы воспитания у детей гуманных чувств»

Средства примеры
искусство Рассматривание картин, на которых изображен к примеру мальчик помогающий нести тяжелые сумки или переводящий бабушку через дорогу.
Сюжетно-ролевая игра Игра в доктора,
Уход за животными и растениями Полив цветов в группе. Во время прогулок непосредственно идет формирование эстетического и доброжелательного отношения к окружающей природе в процессе наблюдений, подводим ребят к пониманию того, что нельзя без надобности рвать растения, топтать траву и цветы, ломать веточки деревьев. Воспитание любви к родным местам неразрывно связано с воспитанием у детей любви к природе. На прогулках в процессе наблюдений стремлюсь вызвать восхищение красотой природы, эмоциональный отклик в душе каждого ребенка. Чувства детей усиливаются, когда сопровождаю наблюдения природы чтением стихов, находя яркие эпитеты и сравнения.
Художественная литература Чтение и анализ художественных произведений: положительные персонажи и герои художественных произведений вызывают у детей симпатию, чувство радости, желание подражать им. Воспитание сочувствия тесно связано с воспитанием у детей доброты, заботы о том, кто нуждается в помощи, защите.
труд с трудом работников детского сада, раскрывая гуманистическую направленность их деятельности, формируя ответное чувство благодарности и уважения за заботу.
Методы примеры
Действенная любовь к самому ребенку Ласка, добрые слова, поглаживание
похвала за доброе отношение ребёнка к растениям, животным, другим детям, взрослым.  
никогда нельзя оставлять без внимания отрицательные эмоции, действия по отношению к другим детям, родителям, животным и т. д. Обяснить ребенку как правильно надо себя вести, что не бьем не деремся-потому что больно другому, обидно(за слова)
пример взрослого, совместная деятельность с взрослыми, разъяснения взрослого, организация практики поведения ребёнок увидит, что вы жалеете другого ребёнка, который плачет, успокаиваете его, и в следующий раз сам пожалеет товарища.
Мимические упражнения «грустный», «обиделся», «бедный», «несчастный» и т. д.
   

Положительные персонажи и герои художественных произведений вызывают у детей симпатию, чувство радости, желание подражать им. Воспитание сочувствия тесно связано с воспитанием у детей доброты, заботы о том, кто нуждается в помощи, защите.

Детский сад должен формировать у детей представления о нравственных нормах отношений с окружающими : доброжелательности, честности, правдивости, справедливости, отзывчивости, учить справедливо оценивать свои поступки и поступки сверстников.

С помощью воспитателя дети должны научиться выражению чувства радости, удовлетворения, благодарности в ответ на заботу окружающих. Задачей детского сада также является воспитание культуры общения: умения приветливо разговаривать друг с другом; обращаясь к сверстнику, смотреть на него, называть ласково по имени, внимательно слушать товарища, вежливо отвечать на его просьбу, вопрос.

Формирование гуманных чувств у дошкольников формируется постепенно: сначала дети стремятся к хорошим поступкам ради похвалы взрослых, позже это входит в привычку, становится искренней заботой о другом человеке, естественной потребностью.

4.Подготовить рассказ для дошкольников о вашем любимом уголке родного края, используя для этого краеведческий материал.

Любовь к Родине начинается с чувства к своему селу, городу. Важно, чтобы родное село предстало перед ребенком как самое дорогое, красивое, неповторимое. Рассказывая детям об истории рождения села Ижма, я поведала о том, что оно стоит вдоль реки Ижма. Северная земля Ижемская-древняя. Упоминания о ней встречаются в исторических документах XVII века. Здесь, в глубокой дали даже по меркам Руси, сложился коренной малочисленный народ – коми-ижемцы. Богат этот край традициями и обычаями, отразившими образ и уклад жизни населявших ее людей – оленеводов, охотников, рыбаков, торговцев и купцов. Праздник «Луд»- этот праздник уходит в глубь веков. Корни его в язычестве, исповедовавшем абсолютное единение людей и природы, поклонение солнцу и воде. В давние времена Луд начинался в Иванов день (Иван лун) – канун сенокоса. Совершались проход с песнями и хороводами по селу и до лугов, «Хоровод невест», очищающие от грехов прыжки через костер, проход по лугу лошадей от нечистой силы, встреча солнца.

При знакомстве с улицами села дети проявляли интерес к их названиям. Ребята узнали, что одни улицы названы именами героев Вов (Чупрова, Хатанзейского, Канева), а другие по названию растущих там деревьев, описание местности (Сосновая, Луговая, Паромная, Хвойная).

Каждый ребенок должен знать свой домашний адрес. Я предложила детям проблемную ситуацию: «Представь, что ты потерялся. Надо хорошо знать свой домашний адрес, и тебе без труда помогут найти дорогу домой. Но лучше все таки слушать родителей и не теряться».

С детьми изучали достопримечательности нашего села, посещали музей. Разновидности промысел: охота, рыболовство, оленеводство. Разновидность растений, прорастающих в нашем регионе(клюква, брусника, голубика, черника, морошка…)Животные. Все чем богата Коми земля.

5. Подготовить микровыступление «Как бы я…Что бы я рассказал ребенку о мире…»

6.Подготовить сообщение :»Социально-нравственное воспитание в зарубежной педагогике».

В отличие от отечественной педагогики, всегда характеризовавшейся некоторым монизмом и глобализмом целей, западная педагогика придерживается курса умеренности, практичности, достижимости.

Какие же цели выдвигаются в современной педагогике развитых стран? Судя по обилию теоретико-философских платформ, они не могут совпадать между собой. Каждая педагогическая концепция предлагает свое решение этого вопроса.

Прагматическая педагогика отстаивает цели, выведенные из жизни. Американская школа пошла за Д. Дьюи, сумевшим доказать необходимость прагматического воспитания и предложить созвучные прогрессу и интересам широких слоев населения цели воспитания. Их Д. Дьюи не выдумывает, он берет их готовыми из жизни. Воспитание, по его мнению, не может быть средством подготовки человека к жизни, оно — сама жизнь. К будущему ребенка готовить нельзя, ибо нельзя предвидеть, как сложится его жизнь. Жизнь очень сложна и многогранна, в ней много противоречий. Воспитание должно объединять людей, нужно воспитать молодежь в духе социального мира и согласия.

Система воспитания Дьюи предстает в качестверешающегосредства улучшения социальной среды, изменения типа общества без революционных преобразований. «Школа может создать в проекте такой тип общества, который нам хотелось бы осуществить. Влияя на умы в этом направлении, мы постепенно изменили бы характер взрослого общества».

«Фундаментальная цель воспитания состоит в развитии личности с определенной структурой познания и мотивации, т.е. личности, которая способна служить утверждению более справедливого общества» (JI. Кольберг). «Воспитание и образование имеют в виду не только дать знания, но и изменять, регулировать позиции, эмоции, желания, поступки людей... воспитание учит человека, как жить». «Воспитание должно готовить людей к хорошей жизни, в которой они смогут выполнять определенную роль, совершать полезные дела» (М. Уорнок). «Главная цель образования, — пишет известный американский педагог Р.Финли, — готовить зрелую, целостную личность». Обобщая эти мысли, приходим к выводу, что генеральную цель воспитания прагматическая педагогика видит в самоутверждении личности.

 


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2018 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал