Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Рационализм Р.Декарта и Б. Спинозы






Рене Декарт (Картезий)-Картезианство.

Рационализм – это гносеологическая позиция обосновывающая главенствующую роль или большую значимость логического обоснования истинности знания. (первичность разума).

Рационализм Декарта опирается на эмпирический опыт, но рассматривает его как относительный опыт могущий вести к ошибкам познания.

Аргументы Декарта в пользу обоснования истины (рационализма) является следующий фактор –

Разум обладает творческой способностью, а именно создавать чистые идеи о скрытых сущностях, о тайном, глубинном и т.д.

А) Разум объясняет содержательность объекта или его сущность.

Б) Мысли, Разум объясняют закономерности объекта, то есть его причинно-следственные связи, отношения.

В) Разум открывает возможность возможного будущего развития объекта.

Мышление человека всегда актуально.

Импульсом активности разума является сомнение.

В работах «Правила для руководства ума» и в «рассуждении о методе» Декарт обосновывает философию субстанционализма показывая, что наука опирается на объективные материальные основания и описывает физические свойства природы.:

-величину, форму, положение в пространстве, порядок и отношение объектов с другими. Такими науками, которые обосновывают протяженность субстанции, Декард считает физику, механику, математику.

Протяженная субстанция познается разумом, но она вбирает в себя эмпирический опыт науки.

Наиболее плодотворным методом логического мышления по мнению Декарда является Дедукция – это способ или метод обобщения частных начал и обоснование его научной значимости.

Дедукция – это мысленное выведение общих свойств из частных фактов науки.

Протяженная субстанция – это понятие, в котором органически соотноситься физическая природа явлений, а это понятие является следствием, результатом взаимодействия эмпирического базиса научного знания и логического мышления ученого. (Результаты теоретического и эмпирического знания о природе, физические свойства природы).

Познание человека начинается с сомнения. Сомнение – чистый акт мышления, который становится импульсом познания (сталкиваются 2 противоположности):

-направленность на объяснение

- закрытость, неясность объекта объяснения

Мы приходим к заключению, что сомневаться можно во всем.

Вывод Декарта – Всегда и во всем (во всех актах познания) на ряду с протяженной субстанцией наличествует, живет мыслящая субстанция. Она абсолютна в пределах человеческого познания (в пределах субъективного познания)

Мыслящая субстанция (мышление) – это акт, которым человек открывает самому себя.

Cogito – активность мышления Cogito ergo sum-«Мыслю, следовательно, существую»/

(синоним самосознания)

Философия Декарта открывает человеку его глубинное я.

Я, самосознание – первопричина всех других актов разумности человека.

Итог рационализма Декарта:

Бытие – есть двуначалие, двуединство протяженной субстанции и мыслящей субстанции.

Протяженная субстанция – объект научного знания.

Мыслящая субстанция – объект философского обоснования.

Философия Декарта – это классический дуализм, но при ведущей роли мыслящей субстанции которая организует мир знания и тем самым открывает законы протяженной субстанции.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.