Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Религиозный экзистенциализм.






Проблему выбора возлагает на Бога, государство.

Родоначальник экзистенциализма - Серен Кьеркегор (1813 — 1856).

-осознание им неблагополучия мира.

-Начало философии вытекает не из удивления, как учили Платон и Аристотель, а из отчаяния. Последнее порождается тем, что мир наполнен нетерпимым злом.

-Душа первична, а тело вторично.

-человек есть синтез души и тела, временного и вечного, свободы и необходимости.

С. Кьеркегор, решая проблемы человеческого существования в неприветливом и мрачном мире, исходит из того, что человек входит в жизнь неподготовленным и воспринимает ее первоначально как место праздника, проходя по ступеням своего совершенствования, он способен двигаться:

-от эстетического отношения жизни (при котором целью существования выступает наслаждение) к этическому.

-От этического (при котором целью жизни становится разумное служение долгу) к религиозному отношению к жизни, которая превращается в служение Богу.

 

М. Хайдеггер решает проблему человеческого существования иначе.

-главная задача на пути разрешения вопросов человеческого существования в мире — закладка фундамента под понимание мира. В этом качестве выступает онтология, базирующаяся на прислушивании к бытию и на выработке отношения к нему в соответствии с теми сигналами, которые подает оно нам при нашем стремлении комфортабельно устроиться в мире.

-стремится найти консенсус между миром и человеком на основе человеческого разума, обогащенного знаниями о гармонии мира.

Для К. Ясперса решение проблем человеческого существования в мире возможно на основе приспособления к миру. Он стремится внушить читателю своих произведений бережное и ответственное отношение к найденным европейской цивилизацией ценностям. Мыслитель предостерегает против бездумного расшатывания устоев западного общества и желает направить усилия людей на ответственное созидание мирового сообщества, в котором народы сольются в единую семью.

Ж.-П. Сартр и А. Камю, высвечивая неблагополучие мира и показывая его абсурдность, предлагают не падать духом, а мужественно выполнять свой человеческий долг, не страшась утрат, не склоняясь под ударами судьбы, спокойно делать свое будничное дело, когда же гнет действительности становится нестерпимым, отваживаться на бунт, устраняющий и ослабляющий этот гнет.

Вопрос

Новый подход к материи как и субстанции был разработан с позиции диалектико-материалистического подхода, в соответствии с которым Материя – это философская категория для обозначения объективной реальности, которая познается человеком и существует независимо от него и его познания. Подобное определение материи обосновано в работе В.И. Ленина.

Определение категории материи отвлекается от всего многообразия конкретных свойств вещей, изучаемых наукой и решает только одно всеобщее свойство – объективное существование: Любой предмет независимо от его многообразия конкретных свойств и независимо от того имеет ли наука знания об этом предмете является материей если он существует объективно, вне и независимо от сознания. При таком определении категории материи, философские учения о ней как субстанции не зависят от истории определенного естественно-научного знания о многообразии конкретных свойств материальных вещей.

Таким образом, определение материи как субстанции необходимо отличать от исторического научного знания о многообразии свойств материальных вещей.

ДВИЖЕНИЕ В применении к материи - это изменение вообще. Движение - это атрибут, неотъемлемое свойство материи. Материи неподвижной, неизменно пребывающей в состоянии абсолютного покоя не существует. Материя и движение неразрывны. Эта основополагающая идея материализма была высказана англ. материалистом ТОЛАНГОМ: «материя не существует без движения, движение - без материи». Движение есть единственный способ существования материи. Представление о материи, лишенной движения имеет одним из своих источников метафизическое понимание соотношения покоя и движения. В этом случае, движение мыслится как переход от одного состояния покоя к другому под воздействием внешних сил. В частности, Ньютон предполагал существование абсолютного пространства, по отношению к которому возможен абсолютный покой. Однако в реальной действительности мы сталкиваемся с ситуацией, характеризующейся тем, что движение абсолютно, а покой - лишь относителен, потому, что при неизменности координат данного тела в системе, связанной с каким - либо другим телом или системой тел, это тело изменяет свои координаты в системах, связанных с другими телами. (Механистический аспект). С другой стороны, покой относителен в том плане, что в состоянии этого относительного покоя происходят изменения разноуровнего характера (движение частиц и т.д.) В виде относительного покоя мы можем характеризовать наличие в рамках действительности, относительной устойчивости, позволяющей телам на протяжении определенного времени сохранятся как телам (сохранять качественную определенность). Изменение – это результат взаимодействия или совместного воздействия вещей друг на друга, в процессе которого осуществляется перераспределение энергии и вещества от одного к другому.

Качественно различным видам материи соответствуют свои особые, качественно различающиеся между собой формы движения.

Наиболее приемлемыми и общепризнанными формами движения являются:

*Механическая форма движения (изменения, обусловленные содержанием механики)

*Физическая форма (типа расширения металла и др.)

*Химическая форма движения (мобильность молекул, движение и изменение хим связей)

*Биологическая (рост растений организмов)

*Социальная (реформы, процессы воспитания, политические передряги)

В последнее время некоторые пытаются включить сюда еще другие формы.

ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ Пространство и время - это всеобщие формы существования материи. Как и материя, пространство и время объективны, независимы от сознания. Структура и свойства движущейся материи определяют структуру и свойства пространства и времени. Пространство и время зависят не только от материи, но и друг от друга. Это обнаруживается даже при простом механическом перемещении: по положению солнца на небе можно определить время, а для определения координат космического корабля нужно задать время. Более глубоко связь пространства и времени раскрыла теория относительности. Она ввела единое понятие четырехмерного пространства и- времени(пространства Минковского). Так данные современного естествознания подтверждают единство материи, движения, пространства и времени. Пространство - есть форма бытия материи, характеризующая ее протяженность, сосуществование и взаимодействие материальных тел во всех системах. Время - форма бытия материи, выражающая длительность ее существования, последовательность смены состояний всех материальных систем.

Время и пространство обладают общими свойствами. К ним относятся:

- объективность и независимость от сознания человека;

- их абсолютность как атрибутов материи;

- неразрывная связь друг с другом и движением;

- единство прерывного и непрерывного в их структуре;

- зависимость от процессов развития и структурных изменений в материальных системах;

- количественная и качественная бесконечность.

Различают монологические (направление, непрерывность, необратимость) и метрические (связанные с измерениями) свойства пространства и времени.

Наряду с общими характеристиками пространства и времени, им свойственны некоторые особенности, которые характеризуют их как различные атрибуты материи, хотя и тесно связанные между собой. Так, к всеобщим свойствам пространства относятся:

- протяженность, т.е. взаимное расположение и существование различных тел, возможность прибавления или уменьшения какого-либо элемента;

- связность и непрерывность, которая проявляется физическим воздействием через поля различного характера перемещения тел;

- относительная прерывность, т.е. раздельное существование материальных тел, каждому из которых присущи свои границы и размеры.

Общее свойство пространства - это трехмерность, т.е. все материальные процессы происходят в пространстве 3-х измерений. Кроме всеобщих свойств пространство обладает и локальными свойствами. Например, симметрия и асимметрия, месторасположение, расстояние между телами, конкретные формы и размеры. Все эти свойства зависят от структуры и внешней связи тел, скорости их движения, взаимодействия с внешними полями. Пространство одной материальной системы непрерывно переходит в пространство другой системы, поэтому оно практически незаметно, отсюда его неисчерпаемость как в количественном, так и в качественном отношении. К всеобщим свойствам времени относятся объективность, неразрывная связь с атрибутами материи (пространством, движением и др.), длительность (выражающая последовательность существования и смены состояний тел) образовывается из возникающих друг за другом моментов времени, которые составляют весь период существования тела от его возникновения и до перехода в другие формы.

Существование каждого тела имеет начало и конец, поэтому время существования этого тела конечно и прерывно. Но при этом материя не возникает из ничего и не уничтожается, а только меняет формы своего бытия. Отсутствие разрывов между моментами и интервалами времени характеризует непрерывность времени. Время одномерно, асимметрично, необратимо и направлено всегда от прошлого к будущему. Специфические свойства времени:

- конкретные периоды существования тел (они возникновенны до перехода в иные формы);

- одновременность событий (они всегда относительны);

- ритм процессов, скорость изменения состояний, темп развития процессов, и др.

Но не смотря на индивидуальные свойства, отличающие друг от друга пространство и время, в мире нет материи, которая бы не обладала пространственно-временными свойствами, так же, как время и пространство не существуют сами по себе, вне материи или независимо от нее. Весь опыт человечества, в том числе данные научных исследований, говорит о том, что нет вечных предметов, процессов и явлений. Даже небесные тела, существующие миллиарды лет, имеют начало и конец, возникают и гибнут. Ведь, погибая или разрушаясь, предметы не исчезают бесследно, а превращаются в другие предметы и явления. Но для философии, существовавшее время, прежде всего, а затем и пространство, есть порождение событий, актов в глубине бытия, до всякой объективности. Первичный акт не предполагает ни времени, ни пространства, он порождает время и пространство. Материя вечна, несотворима и неучтожима. Она существовала всегда и везде, всегда и везде будет существовать.

 

Вопрос

Философское учение о сознании. Сознание одно из основных понятий философии, психологии и социологии, обозначающее высший уровень психической активности человека как социального существа, своеобразие этой активности в форме чувствительных и умственных образов предвосхищает практические действия человека, придавая им целенаправленный характер. Это обусловливает творческое преобразование действительности первоначально в сфере практики, а затем и во внутреннем плане в виде представлений, мыслей, идей и других духовных феноменов, образующих содержание сознания, которое запечатляется в продуктах культуры, приобретая форму идеального и выступая как знание. Сознание включает также аксиологичный, ценностный аспект, в котором выражается избирательность сознания, его ориентация на выработанные обществом и принятые субъектом сознания ценности философские, научные, политические, нравственные, эстетические, религиозные и другие. Сознание включает отношение субъекта как к этим ценностям, так и к самому себе, выступая тем самым в виде самосознания, которое также имеет социальную природу. Познание человеком самого себя становится возможным благодаря его способности соотносить свои установки и ориентации с жизненными позициями других людей, умению встать на эти позиции в процессе общения. Многоплановость сознания делает его предметом изучения многих наук. Для философии главным является вопрос об отношении сознания к бытию. Представляя собой свойство высокоорганизованной материи – мозга, сознание выступает как осознанное бытие, субъективный образ объективного мира, субъективная реальность, а в гносеологическом плане как идеальное в противоположность материальному и в единстве с ним. На ранних ступенях развития философии не было строгого расчленения сознания и неосознанного, идеального и материального в трактовке психических явлений. Так, основа сознательных действий человека обозначалась Гераклитом термином «логос». Ценность человеческого разума определялась степенью его приобщенности к этому логосу - объективному миропорядку. Равным образом и в учениях других греческих мыслителей психические процессы идентифицировались с материальными (воздух, движение атомов и др.). Впервые грань между присущими человеку процессами сознания и материальными явлениями была намечена софистами, а затем Сократом, акцентрировавшим своеобразие актов сознания сравнительно с материальным бытием вещей. Объективное содержание этих актов было возведено Платоном в особый мир идей, противоположный всему материальному. Платон считал, что как для всего космоса бестелесный разум является перводвигателем, источником гармонии, силой, способной адекватно мыслить, так и в каждой индивидуальной душе человека ум созерцает самого себя и вместе с тем является активным началом, регулирующим человеческое поведение.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.