Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Классификация МВ Г.И Щукиной






1. Методы формирования сознания - убеждение, внушение, объяснение, рассказ, инструктаж, беседа, лекция, диспут, метод примера.

Методы формирования сознания - методы, с помощью которых прежде всего формируются взгляды (представления, понятия) воспитуемых и осуществляется оперативный обмен информацией в педагогической системе между ее членами.

Среди этой группы методов центральное место занимает метод убеждений. Убеждение в воспитании - это путь воздействия на сознание школьника для разъяснения фактов и явлений общественной и личной жизни, формирования взглядов.

2. Методы организации деятельности и формирования опыта поведения - упражнение, приучение, педагогическое требование, поручение, создание воспитывающих ситуаций, общественное мнение.

Методы организации деятельности и формирования поведения - методы, с помощью которых прежде всего организуется деятельность воспитуемых и стимулируются позитивные ее мотивы; т.е. практические методы. Данные методы используются непосредственно для формирования поведения и деятельности учащихся, но косвенно они влияют и на формирование сознания человека.

Среди этой группы методов центральное место занимает метод упражнений. Упражнение –многократное повторение и совершенствование способов действия как устойчивой основы поведения. С помощью этого метода организуется деятельность воспитуемых и стимулируются позитивные ее мотивы (различные виды заданий на индивидуальную и групповую деятельность в виде поручений, требований, состязания, показа образцов и примера, создание ситуаций успеха). Этот метод способствует формированию сознания и поведения.

Метод упражнений в воспитании реализуется через поручения. Поручения (практические задания) создают и расширяют опыт учащихся в различных видах деятельности.

3. Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения - соревнование, поощрение, наказание, создание ситуаций успеха, эмоционально-нравственных переживаний.

Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения - методы, с помощью которых стимулируются самооценки и оказывается помощь воспитуемым в саморегуляции их поведения, в самоанализе, самовоспитании, а также официально оцениваются поступки учащихся. Эту группу называют “методы оценки и самооценки”.

Эти методы связаны с такими понятиями, как поощрение и наказание. Поощрение – выражение положительной оценки, одобрения, признания тех лучших качеств, которые проявились в учебе и поступках школьника; наказание - выражение отрицательной оценки, осуждения действий и поступков, противоречащих нормам поведения и деятельности.

Продуманная система поощрений и наказаний помогает закалять человеческий характер, воспитывает человеческое достоинство, чувство ответственности гражданина.

Оценки имеют побочное действие: они вызывают внимание к собственной персоне, актуализируют самооценки. Поэтому нельзя злоупотреблять как положительными, так и отрицательными оценками.

Вместе с этим надо проявлять осторожность и чувство меры при одобрениях.

Не следует хвалить:

· за то, что получено от природы (ум, здоровье и т.д.);

· за то, что достигнуто не своими усилиями, своей работой;

· больше двух раз за одно и то же достижение;

· из-за жалости;

· из-за желания понравиться. Тот кто хвалит, далеко не всегда становится любимым.

Не менее значимы в практической педагогической деятельности наказания, к которым учителям приходится прибегать в тех или иных конкретных педагогических ситуациях. Но каждый раз следует задуматься над тем, как нельзя наказывать:

· Наказание не должно вредить здоровью – ни физически, ни морально.

· Если есть сомнение: стоит или не стоит наказывать, то следует избегать наказания.

· За один раз – одно наказание (если даже одновременно было совершено несколько проступков).

· Если время упущено, то запоздало наказывать не следует.

· Наказан – прощен.

· При наказании не допускать оскорбления и унижения личности.

· Нельзя наказывать и ругать: когда болен; когда ест; после сна; перед сном; во время игры, во время работы; сразу после физической или душевной травмы; когда проявляет неспособность, бестолковость, глупость, неопытность; когда не справляется со страхом, с невнимательностью, с ленью, с подвижностью, с раздражительностью, с любым недостатком, прилагая искреннее старание.

Ведущим должен быть метод поощрения, вспомогательным – наказание. Это помогает сформировать определенную линию; постоянно опираться на те лучшие качества личности школьника, которые есть в нем, развивать эти качества

24. Воспитание личности в коллективе. Формир-ие ученического коллекитва.

Коллектив - группа объединенных общими целями и задачами людей, достигшая в процессе социально ценной совместной деятельности высокого уровня развития.

Коллектив детский - группа детей, объединенная совместной целеустремленной деятельностью и общей организацией этой деятельности.

Признаки коллектива:

1. Общая социально значимая цель. Важно: какая это цель, на что она направлена. Цель коллектива обязательно совпадает с общественными целями, поддерживается обществом и государством, не противоречит господствующей идеологии, конституции, законам государства.

2. Общая совместная деятельность для достижения поставленной цели.

3. Отношение общественной зависимости – единство переживаний, связанных с достижением цели, и единство оценочных суждений (моральное единение).

4. Общий выборный руководящий орган – демократические отношения, прямое и открытое избрание органов управления.

5. Сплоченность, взаимопонимание, защищенность, чувство локтя – психологический климат. Взаимопомощь, доброжелательность, здоровая критика и самокритика, соревнование

6. Разумное сочетание личных и общественных интересов.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.