Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методы, формы, средства и технологии воспитания.






Методы воспитания -способы взаимосвязанной деят-ти воспит-ей и воспит-ов, направленной на решение задач воспитания (путь достижения заданной цели воспит-ия). Эмпирически выделены и наиболее изучены 5 методов: убеждение, упр-ие, пример, поощрение, наказание. 3 группы методов: 1. методы форм-ия познания (убеждение): рассказ, объяснение, разъяснение, лекция, этич беседа, увещевание, внушение, диспут, инструктаж, доклад, пример. 2. методы организации деят-ти, опыта поведения (упр-ие): упр-ие, приучение, пед требование, обществ мнение, поручение, воспитыв ситуации. 3. методы стимулирования (мотивация): соревнование, поощрение, наказание.

Приемы -часть общего метода, отдельное действие, конкретное улучшение (напр, создание эмоц настроя с помощью музыки при проведении беседы с учениками, переход на “вы” с учеником, когда ему делают замечание).

Средства воспит-ия -относительно независимые исочники форм-ия личности. К ним относят виды деят-ти (труд, игра), предметы, вещи (игрушки, ЭВМ), произведения и явления духовной и материальной культуры (искусство, обществ жизнь), природа. Такие конкретные мероприятия и формы воспит работы (вечера, собрания).

Сейчас можно говорить только об элементах технологизации воспит-ия, использование которых делает воспит процесс более эффективным: 1) процесс воспит-ия имеет целостный хар-р. Воспит воздействия осуществ-ся не по последовательно-параллельной схеме, а комплексно; 2) крайне осторожно и взвешенно должен решаться вопрос о привлечении к воспит-ию лиц, владеющих отдельными “технологическими операциями” -методикой форм-ия отдельных качеств. Воспитатель поставлен перед необходимостью вести технологический процесс от начала до конца. Индивидуальное мастерство, опирающееся на общую технологию; 3) за технологией в области воспит-ия остаются общие для всех воспит-лей этапы, кот необходимо преодолеть на пути форм-ия всесторонне и гармонически развитой личности. При технологическом решении проблем воспит-ия, каждый воспит-ль обязан пройти канонический путь достижения цели, контролируя и корректируя результаты в заранее определ “узловых точках”. Между этими точками каждый действует творчески, в зависимости от конкретных условий и имеющихся возможностей.

Современные технологии воспит-ия осуществляют комплексный подход, выполняя обязательные требования: 1. Воздействуют на воспит-ка по трем направлениям -на сознание, чувства и поведение; 2. Положительный результат достигается при органичном слиянии воспит-ия (внешнего пед воздействия) и самовоспитания личности; 3. Единство и координация усилий всех имеющих отношение к воспит-ию соц институтов и объединений (СМИ, лит-ры, искусства, семьи, школы и тд); 4. Заданные качества личности форм-ся через систему конкретных воспит-ых дел; 5. Системный подход к процессу воспит-ия и управлению им. Учитыавются внешние и внутренние факторы (сложившийся образ жизни школьника, улсовия жизни, СМИ, уровень развития и условия жизни коллектива, нормы взамоотношений, индивидуальные и личностные особенности воспитанника).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.