Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Технология коллективного дела






Сама форма воспитания — «дело» — серьезно противостоит мероприятию и игре. Дело предполагает преобразование действительности на пользу людям. С точки зрения технологии воспитания, здесь важны четыре главных начала: про­дуктивность, общественная значимость, коллективность, творчество.

Педагогические условия коллектив­ного дела:

1. Дело представляет собой самостоятельно (совместно с воспитателем и другими взрослыми) организованное событие, результатом которого станет по­ложительное социальное преобразование и самостроительство личности каждо­го воспитанника.

Коллективные дела могут выстраиваться в различных содержательных областях:

· трудовые — «Город мастеров», «Радость малышам»;

· общественно-политические — «Салют ветеранам», «Вахта памяти»;

· познавательные — «Защита фантастических проектов», «Турнир звездо­четов»;

· художественные — «Фестиваль народных талантов», «Золотая осень»;

· спортивные — «Снежная фантазия», «Веселая спартакиада».

2. Коллективное дело — это проявление гражданской творческой заботы. Любое дело должно проходить проверку определением: «На пользу кому?», «На радость кому?». Это могут быть незнакомые люди (пожилые пенсионе­ры), малыши в соседнем детском саду, родители, ровесники в сельской школе, зимующие в городе птицы, животные в зоопарке.

3. Коллективная организация деятельности участников дела. «Краеугольным камнем» технологии коллективного дела является работа микрогрупп. Механизм включения микрогрупп в коллективную деятельность достаточно прост: все, что затевается («разведка», анализ идей и проектов, пла­нирование, подготовка и проведение дела, коллективное обсуждение), начи­нается и заканчивается в микрогруппах. Каждая микрогруппа действует само­стоятельно, часто «по секрету» от других, но не изолированно.

4. Основное правило коллективного деда — «Все творчески — иначе зачем?!» Дело должно строиться на механизме импровизации, выдумки, поиска но­вого. Длительная подготовка, репетиции, официально разработанные сцена­рии здесь неприемлемы.

Атмосфера коллективного дела должна быть насыщена творчеством, сюр­призами, розыгрышами, шутками, здесь должны царить мажорное настрое­ние и готовность создать «радость по секрету».

Формы воспитания – это варианты организации конкретного воспитательного процесса, в котором объединены и сочетаются цель, задачи, принципы, закономерности, методы и приемы воспитания.

Выбор форм воспитательной работы определяется на основе научных принципов в зависимости от следующих факторов:

1. Цель воспитания.

2. Содержание и направленности воспитательных задач.

3. Возраст учащихся.

4. Уровень их воспитанности и личного социального опыта.

5. Особенности детского коллектива и его традиций.

6. Особенности и традиции региона.

7. Технические и материальные возможности школы.

8. Уровень профессионализма учителя.

Классификация форм воспитания:

1. По методу воспитательного воздействия:

· словесные – собрания, линейки, сборы, лекции, конференции, встречи;

· практические – походы, экскурсии, спартакиады, конкурсы, субботники и др.;

· наглядные – музеи, выставки, витрины, стенды и пр.

2. По количеству учащихся:

· индивидуальные;

· микрогрупповые;

· групповые;

· массовые.

3. По воспитательной задаче:

· формы управления и самоуправления школьной жизнью – собрания, линейки, митинги, совещания органов самоуправления;

· познавательные формы – экскурсии, походы, фестивали, газеты, тематические вечера, выставки и др.;

· развлекательные формы – утренники и вечера и др.

4. По времени подготовки и проведения:

· экспромт;

· относительно длительная предварительная подготовка.

5. По способу организации:

· организуемые одним человеком;

· организуемые группой участников;

· организуемые коллективно.

6. По характеру включения в деятельность:

· обязательное участие;

· добровольное участие.

7. По взаимодействию коллектива с другими коллективами и людьми:

· «открытые» (для других, совместно с другими);

· «закрытые» (для своего коллектива).

8. По направлению воспитательной работы или видам деятельности:

· организация познавательно-развивающей деятельности;

· нравственное воспитание;

· эстетическое воспитание;

· физическое воспитание.

Мероприятия – это события, занятия, ситуации в коллективе, организуемые педагогами или кем-либо для воспитанников с целью непосредственного воспитательного воздействия на них. Характерные признаки: созерцательно-исполнительская позиция детей и организаторская роль взрослых или старших воспитанников. Виды форм: беседы, лекции, диспуты, дискуссии, экскурсии, культпоходы, прогулки, обучающие занятия и т.п.

Дела – это общая работа, важные события, осуществляемые и организуемые членами коллектива на пользу и радость кому-либо, в том числе и самим себе. Характерные признаки: деятельно-созидательная позиция детей; их участие в организаторской деятельности; общественно значимая направленность содержания; самодеятельный характер и опосредованное педагогическое руководство. Виды форм: трудовые десанты и операции, рейды, ярмарки, фестивали, самодеятельные концерты и спектакли, агитбригады, вечера, а также другие формы коллективных творческих дел.

Игры – это воображаемая или реальная деятельность, целенаправленно организуемая в коллективе воспитанников с целью отдыха, развлечения, обучения. Характерные признаки: не несут в себе выраженной общественно полезной направленности, но полезны для развития и воспитания их участников; имеет место опосредованное педагогическое воздействие, скрытое игровыми целями. Виды форм: деловые игры, сюжетно-ролевые, игры на местности, спортивные игры, познавательные и др.

Для перечисленных типов форм можно привести следующие отличия: мероприятия проводятся кем-то для кого-то с целью воздействия. Дела делаются для кого-то или для чего-то, в них имеет место продуктивная деятельность. Игры же самоценны, как способ интересно и увлекательно провести время в совместном отдыхе или обучении.

В практике воспитательной работы имеет место такое явление, как «перерождение форм» из одного типа в другой при их реализации. Переход форм из одного вида в другой «по лесенке»: Мероприятия -> Игры -> Дела наиболее благоприятен с точки зрения возрастания воспитательных возможностей форм. Переход в обратном направлении неблагоприятен и нежелателен.

Таким образом, все типы форм работы имеют свое педагогическое значение, и каждый из них по-своему ценен в процессе воспитания.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.