Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Педагогический процесс, его закономерности, принципы и структура.






Педагогический процесс – целенаправленное и организованное взаимодействие педагогов и воспитанников для реализации целей образования и воспитания в определенной педагогической системе (например, в школе, вузе, системе образования в целом).

Признаки:

· Целостность (в ПП осуществляется педагогическое воздействие на личность в целом – ее сознание, эмоции, поведение)

· Единство (в ПП воедино слиты процессы формирования, развития, обучения и воспитания личности вместе с условиями их протекания, методами и формами их реализации, образуя содержательное единство, подчиняясь единой цели)

· Общность (все компоненты ПП воздействуют на личность, сообща, комплексно, одновременно)

Модель включает в себя:

· Субъекты: ученики, преподаватели, администрация, родители, общественность.

· Связи: организационные, коммуникативные, функциональные, управленческие.

· Условия: внутренние (материально-технические, морально-психологические, гигиенические, эстетические и т.д.) и внешние (природно-географические, общественные, культурные и т.д.)

Закономерности ПП – объективно существующие, повторяющиеся, устойчивые, существенные связи ПП с другими явлениями:

· связь ПП и социальной системы;

· связь ПП и деятельности, активности самой личности;

· связь ПП и общения.

Принципы ПП – основные идеи, нормативные требования к организации и осуществлению ПП (формируются на основе закономерностей ПП):

· Принцип культуросообразности – передача и усвоение в ПП социально-исторического опыта конкретного народа и его культуры.

· Принцип природосообразности – создание в ПП условий для выявления и учета природных задатков, возрастных и индивидуальных особенностей развития личности.

· Принцип гуманизма – понимание личности как высшей ценности и уважение в ПП ее прав, потребностей и интересов.

· П -п целенаправлен-ти; п-п связи с жизнью; п-п научноси содержания; п-п доступности (учет индивидуальности и возраста); п-п последовательности; п-п сознательности и творчества учителя; п-п наглядности; п-п разумной требовательности; п-п осознанности результатов.

Последовательность (алгоритм) организации ПП:

1. Подготовительный этап (создание благоприятных условий для протекания ПП в нужном направлении и с нужной скоростью):

ЦЕЛЬ – мысленное представление о результате.

СОДЕРЖАНИЕ – часть общественного опыта, необходимого для усвоения.

· Целеполагание – обоснование и постановка цели – чего необходимо добиться?

Иерархия (соподчинение) целей образования:

1. цель-идеал – воспитание всесторонне (пропорционально) и гармонично (в соответствии с индивидуальными особенностями, в гармонии с природой, другими людьми, обществом) развитой личности;

2. общественный заказ, государственные цели, стандарт образования;

3. цели отдельных образовательных систем и этапов образования;

4. цели обучения отдельному предмету и воспитания в определенном возрасте;

5. индивидуальные цели личности.

· Начальная диагностика – изучение субъектов ПП, их связи и условия протекания ПП, причин, которые будут помогать или затруднять достижения результатов;

· Прогнозирование достижений – предварительная оценка возможных результатов в конкретных условиях;

· Проектирование и планирование хода ПП – точное определение того, кому, что (содержание), когда и как нужно делать.

2. Основной этап (осуществление ПП)

· Постановка и разъяснение целей и задач предстоящей деятельности участникам взаимодействия;

· Стимулирование (побуждение участников ПП к деятельности);

· Взаимодействие педагогов и учеников с использованием намеченных методов (как?), средств (с помощью чего?) и форм (в каком виде?) педагогического процесса;

· Обратная связь = текущая диагностика – получение информации о протекании ПП для качественного управления им.

3. Заключительный этап (подведение итогов ПП):

· Обобщающая диагностика (получение информации о результатах ПП);

· Анализ достигнутых результатов (чего удалось добиться в ПП);

· Оценка результатов ПП (в какой мере они соответствуют поставленной цели);

· Планирование коррекционной работы (для исправления допущенных ошибок).

 

Содержание образования в педагогике. Н.П.А.

Содержание образования - это конкретный объем знаний, умений и навыков по той или иной учебной дисциплине, который отбирается из соответствующих областей знаний на основе имеющихся дидактических принципов.

Отобранная информация передается обучающимся при помощи определенных средств обучения, источников информации (слово обучающего, учебное пособие, наглядные и технические средства).

Существуют следующие общие принципы формирования содержания школьного образования:

1) гуманистичность, обеспечивающая приоритет общечеловеческих ценностей и здоровья человека, свободного развития личности;

2) научность, проявляющаяся в соответствии предлагаемых для изучения в школе знаний последним достижениям научного, социального и культурного прогресса;

3) последовательность, заключающаяся в планировании содержания, развивающегося по восходящей линии, где каждое новое знание опирается на предыдущее и вытекает из него;

4) историзм, означающий воспроизведение в школьных курсах истории развитее той или иной отрасли науки, человеческой практики, освещение в связи с изучаемыми проблемами деятельности выдающихся ученых;

5) систематичность, предполагающая рассмотрение изучаемых знаний и формируемых умений в системе, построение всех учебных курсов и всего содержания школьного обучения как систем, входящих друг в друга и в общую систему человеческой культуры;

6) связь с жизнью как способ проверки действительности изучаемых знаний и формируемых умений и как универсального средства подкрепления школьного образования реальной практикой;

7) соответствие возрастным возможностям и уровню подготовленности школьников, которым та или иная система знаний, умений предлагается для освоения;

8) доступность, определяемая структурой учебных планов и программ, способом изложения научных знаний в учебных книгах, а также порядком введения и оптимальным количеством изучаемых научных понятий и терминов.

Содержание образование представлено:

Государственный образовательный стандарт - нормативный документ, в котором определен образовательный минимум (что должен знать и уметь выпускник) для каждой ступени образования.

Учебный план - сертификат учебного заведения, в котором определяется перечень учебных предметов, последовательность их изучения и количество учебного времени.

Учебная программа - нормативный документ, определяющий содержание и логику изложения учебного материала по каждому предмету, объем времени на его изучение в целом.

Учебники и учебные пособия - средства обучения, основные источники информации и организации самостоятельной работы обучаемых по каждому учебному предмету.

Содержание учебного процесса определяется учебными планами, учебными программами по предметам и фиксируется в учебных книгах, электронных накопителях информации (видеодисках, видеокассетах, компьютерных программах, аудиокассетах).

Учебный план - это сертификат учебного заведения, определяющий: 1) продолжительность учебного года, длительность четвертей и каникул; 2) полный перечень предметов, изучаемых в данном учебном заведении; 3) распределение предметов по годам обучения; 4) количество часов по каждому предмету за все время обучения и на изучение предмета в каждом классе; 5) количество часов в неделю на изучение каждого предмета; 6) структуру и продолжительность практикумов, лагерных сборов и т. п.

Стр-ра: 1. Линейная (последовательная), 2.концентрическая (повтор с добавлением), 3. Смешаная, 4. спиральная

7. Система образования Республики Беларусь.

Согласно Закона Республики Беларусь «Об образовании» главной целью обучения и воспитания в Республике Беларусь выступает становление и развитие образованной, творческой, национально сознательной, нравственной и физически здоровой личности, передача фундаментальных основ национальной и мировой культуры. Реализация данной цели осуществляется в рамках национальной системы образования.

Образование это процесс обучения и воспитания в интересах человека, общества, государства, направленный на сохранение, приумножение и передачу знаний новым поколениям, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном, нравственном, физическом развитии, на подготовку квалифицированных кадров для отраслей экономики.

Система образования – совокупность образовательно-воспитательных учреждений и органов управления ими, функционирующих в том или ином государстве, связь между ними и те общие принципы, на основе которых эти учреждения строятся и работают.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.