Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Формирование способов словообразования 7 страница






— Поиграем словами. Я начинаю, а вы продолжаете:

Валя — То... (-ля),

Юля — (Коля),

Галя — (Поля),

Виля — (Филя),

Варя — (Боря),

Ляля — (Леля),

горе — (море),

лекарь — (пекарь).

— Мы назвали много разных слов. Вспомните слова, в которых есть звук ль. (За каждое слово дети получают фишку. Определяют, у кого больше фишек. Этому ребенку аплодируют.)

— Послушайте: ль-ль-лев. Где стоит звук ль — в начале, середине или в конце слова? А в слове ль-ль-леопард? Маль-ль-лина? Моль-ль-ль?

— Назовите слова, в которых слышится звук рь.

За каждое слово дети получают фишку. Определяется победитель, которому аплодируют.

— Назовите слово, в котором звук рь слышится в начале, в середине, в конце слова.

— Рассмотрите предметы. (Достает поднос с предметами.) Назовите их так, чтобы четко слышался звук рь или ль.

В заключение проводится игра «Чего не стало?».

2-я половина дня

Проводятся игры «Чего не стало?», «Соблюдай порядок».

Какое слово спряталось?

(Занятие)

Программное содержание. Закрепить представление о многозначных словах. Учить выделять предметы, обозначаемые многозначным словом. Составлять небольшие рассказы-опи­са­ния в форме загадки.

Материал. Картинки (предметы): гребень (расческа), петух, гора, волна, крыша; кукла в шляпе, картофелина, павлин; иголка.

План. Воспитатель (выставляет картинки на панно: гребень (расческа), петух, гора, волна, крыша):

— Давайте рассмотрим картинки, которые я вам принесла. Назовите их. Догадайтесь, какое слово спряталось здесь, что есть и у петуха, и у горы, и у волны? (Гребень.) Попробуем придумать короткие предложения, чтобы в них были слова гребень, гребешок.

— У петуха на голове красный... (гребешок).

— Мама расчесывает дочку частым... (гребешком).

— Петушок взлетел на крышу, на самый ее... (гребень).

— Кораблик тихо покачивался на... (гребне волны).

— А здесь какое слово спряталось? (Достает куклу, картофелину, павлина.) Что есть и у куклы, и у картофелины, и у павлина? (Ответы детей.)

— Да, у куклы есть глазок. Глазок есть и у павлина, и у картофелины.

— А еще у куклы есть шляпка. Вспомните предметы, у которых есть шляпка. (Гриб, гвоздь.)

— У куклы есть ушко. Назовите, у кого или у чего есть ушко. (У животных, у иголки).

— У куклы есть ручки. Какие еще ручки вы знаете? (У двери, у кастрюли, плиты; ручкой пишут.)

— У кого или у чего есть ножки? (У куклы, у стола, у гриба, у рояля.)

— Кукла шьет иголкой. Какие еще иголки вы знаете? (Ме­ди­цин­с­кие, швейные, ежовые, сосновые.) Придумаем предложения со словом иголка:

— У сосны и елки зеленые... (иголки).

— У ежика тело покрыто... (иголками).

— Мама вышивает... (иголкой).

— Для шприца нужна медицинская... (иголка).

— Вспомните загадки, в которых говорится об иголках. (От­ве­ты детей.) Придумайте свои загадки о предметах и картинках, которые вы видите. Опишите их, не называя. (2–3 желающих.)

— А еще, ребята, есть такое же удивительное многозначное слово натереть. Что можно натереть? (Ответы детей.) Я вам подскажу.

— Я шел и натер на ноге... (мозоль).

— Мама на терке натерла... (яблоко).

— Полотеры натерли паркетные... (полы).

— Натереть мозоль — значит поранить ногу. Натереть полы — сделать их... (гладкими, блестящими). Натереть яблоко — значит его... (измельчить). Послушайте стихотворение об этом удивительном слове. («Полотер». О. Григорьев.)

О наиболее высоком уровне свидетельствует наличие в общении детей взаимосвязанных высказываний в форме сопряженных циклов, возникновение обсуждений и рассуждений, аргументированных высказываний.

Средний уровень. Ребенок при выполнении задания в основном ориентируется на взрослого, но эпизодически ориентируется и на партнера-сверстника, инициативно к нему обращается, отвечает на его высказывания в основном практическими действиями. Комментирует свои действия и действия партнера. Общение доброжелательное.

Низкий уровень. Ребенок пытается решать познавательную задачу, не обращая внимания на партнера. Действует молча либо комментирует свои действия, ни к кому прямо не обращаясь. Не отвечает на высказывания партнера либо может вступать с ним в конфликтные отношения.

 

Найди звук «С»

(Вариант № 1)

Цель. Выяснить уровень овладения детьми диалогическим общением.

Материал. 20 открыток (сюжетных и предметных) с изображением действующих лиц и предметов, в названиях которых есть звук с (собака, снеговик везет детей на санках, сахарница, слон едет на автомобиле и т. п.).

Игровые действия. Рассмотреть открытки, вместе с товари­щем выбрать те, в названиях которых есть звук с.

Ход игры. Воспитатель напоминает, что наша речь состоит из слов, слова звучат, в них есть звуки.

— Какие звуки вы знаете? (Ответы детей.) Есть звуки а, у, ш. А еще есть звук с. Произнесите его. (С-с-с.) Сейчас мы будем отыскивать звук с в словах. Вот картинки. На них изображены разные предметы. Найдите на открытках предметы, в названиях которых есть звук с. Найдите как можно больше картинок. Но делать это надо вместе. Обязательно вместе.

Далее воспитатель отдает детям открытки, наблюдает, как они выполняют задание, и фиксирует результаты наблюдения в протоколе, затем оценивает уровень овладения детьми диалогическим общением по критериям, приведенным выше.

В конце игры воспитатель проверяет правильность выполнения задания. Сначала рассматриваются открытки, отобранные детьми. Воспитатель просит назвать слово со звуком с. Вы­делить этот звук в произношении (подчеркнутое произношение). Затем все рассматривают открытки, отвергнутые деть­ми. Воспитатель задает наводящие вопросы: «Что это? Как называ­ются эти птицы? Это посуда для сахара, как она называется? Есть ли в слове снегирь звук с?» И т. п.

Найди звук «С»

(Вариант № 2)

Цель. Обучать диалогическому общению: ориентироваться в игре на партнера, соблюдать очередность при выполнении задания, обосновать согласие или несогласие с действиями товарища.

Материал. См. вариант № 1.

Игровые действия. См. вариант № 1.

Игровое правило. Действовать в следующем порядке. Сна­ча­ла первый играющий рассматривает первую открытку и определяет, есть ли в названии предмета звук с. Второй играющий должен согласиться или не согласиться и объяснить по­че­му (подчеркнуто произнести звук в слове). При следующем ходе поменяться ролями.

Ход игры. Воспитатель объясняет детям содержание игры и игровые правила. Предлагает первому играющему начать игру, задает ему наводящие вопросы:

— Что изображено на картинке? Есть в этом слове звук с? (Ответы детей.)

Затем обращается к партнеру:

— Ты согласен? Проверь. (Вместе с ребенком произносит слово с выделением заданного звука.) Теперь твой ход. Что это? Есть в этом слове звук с?

К партнеру:

— Согласен? Проверь.

— А теперь играйте самостоятельно.

Очень важно, чтобы дети самостоятельно менялись ролями и аргументировали свое согласие или несогласие. Если они забывают это делать, взрослый включается в игру и подсказывает очередное действие.

Кактус

(Разрезные картинки, вариант №1)

Цель. Исследовать уровень овладения детьми диалоги­чес­ким общением.

Материал. 20 маленьких картинок с изображением разнооб­разных кактусов, разрезанных по диагонали на две части; две большие картинки с изображением кактусов, сложно разре­занные на шесть неравных частей. (Возможна замена на ана­ло­гичные изображения цветов и пр.)

Игровые действия. Вместе с товарищем сложить все разрезные картинки.

Ход игры. Воспитатель знакомит детей с содержанием игры:

— Посмотрите, здесь разрезные картинки. Это кактусы. На­до сложить из частей целые картинки.

Воспитатель наблюдает за действиями и общением детей и фиксирует результаты наблюдения в протоколе.

По мере складывания картинок воспитатель подтверждает правильность выполнения задания либо советует быть внимательнее, обращает внимание на несовпадение рисунка. В том случае, если дети не могут догадаться сами, подсказывает, на какие признаки следует обратить внимание, чтобы по срезу можно было сложить целое изображение.

Кактус

(Разрезные картинки, вариант № 2)

Цель. Обучать детей диалогическому общению: ориентироваться на партнера по игре, обращаться к нему адресованно (по имени), доброжелательно (используя вежливые слова и интонации).

Материал. Материал тот же, что и в варианте № 1. Он поровну делится меж­ду двумя играющими в случайном порядке.

Игровые действия. См. вариант № 1.

Игровое правило. Попытаться собрать разрезные картинки из имеющегося материала. В случае необходимости вежливо обращаться к партнеру по имени с просьбой дать недостающую деталь. Так же вежливо делиться с товарищем, отвечая на его просьбу.

Ход игры. Воспитатель поровну делит между играющими материал (Саше — Пете, Саше — Пете и т. д.). Объясняет содержание и правила игры.

Дети играют самостоятельно. Воспитатель при необходимости напоминает играющим, что надо обращаться друг к другу вежливо, называть партнера по имени, употреблять вежливые слова. Готовые картинки убирают в конверт.

Три медведя

(Рассказывание сказки, вариант № 1)

Цель. Обследовать уровень диалогического общения.

Материал. Набор открыток по сказке Л. Н. Толстого «Три медведя» (15 штук).

Игровые действия. Вместе с товарищем разложить картинки по порядку.

Ход игры. Воспитатель обращается к детям:

— Мы сегодня будем рассказывать сказку «Три медведя». Помните вы ее? Как начинается сказка? (Жила-была девочка Машенька. Пошла Машенька в лес по грибы, по ягоды и заблудилась.) Куда попала Машенька? (В избушку медведей.) Что было в первой комнате? (Столовая.)

Далее воспитатель рассказывает сказку вместе с детьми: подсказывает начало фразы, а дети ее завершают. Если дети хорошо знают содержание сказки, они ее рассказывают самостоятельно или с небольшой помощью.

— А сейчас рассмотрим открытки по сказке. Что делает здесь Машенька? А здесь? (Выборочно рассматривают вместе 4–5 открыток, отражающих узловые моменты сказки: Маша входит в избушку медведей, пробует кашу из большой чашки, сломала Мишуткин стульчик, спит на Мишуткиной постели, убегает в окно.)

— Разложите открытки по порядку. Только делайте это вместе. (Дает детям открытки, сложенные в случайном порядке.)

Далее дети работают самостоятельно. Воспитатель наблюдает за общением детей и фиксирует результаты наблюдения в протоколе. После того, как дети разложат картинки, проверяется правильность выполнения задания. Воспитатель вместе с детьми рассказывает сказку еще раз. Если встречаются перестановки, взрослый подсказывает, на каком месте должна стоять картинка и почему.

Три медведя

(Рассказывание сказки, вариант № 2)

Цель. Обучать диалогическому общению: ориентироваться на высказывания партнера, соблюдать очередность в рассказывании, доброжелательно обращаться к товарищу с побуждающими высказываниями.

Материал. См. вариант № 1. (Открытки лежат по порядку.)

Игровые действия. Рассказать сказку по набору открыток совместно с товарищем.

Игровое правило. Рассказывать по очереди: сначала один по одной открытке, потом другой по следующей. Если к какому-то эпизоду нет картинки, то можно рассказывать по памяти.

Ход игры. Воспитатель знакомит детей с содержанием и правилами игры. Спрашивает, кто начнет рассказывать. Передает ход партнеру.

Затем предлагает детям рассказать сказку самостоятельно. Не так важно, чтобы дети воспроизвели содержание сказки со всеми деталями. Важнее, чтобы они делали это совместно и са­мо­стоятельно регулировали очередность высказываний, вно­си­ли в них при необходимости коррективы.

Угадай на ощупь

(Выделение звука с в слове)

Цель. Обучать диалогическому общению: ориентироваться в игре на действия партнера, выслушивать его высказывания, соблюдать очередность ходов; обращаться к товарищу доброжелательно, обосновывать согласие или несогласие с его действиями.

Материал. Кузовок. Салфетка. Предметы и игрушки, в названиях которых есть звук с (18 предметов); для контроля — предметы, в названиях которых нет ни свистящих, ни шипящих звуков (7 предметов).

Игровые действия. На ощупь угадать предмет, определить, есть ли в его названии звук с. Вместе с товарищем разделить предметы на те, в названиях которых есть звук с, и на те, в которых его нет.

Игровое правило. Действовать по очереди. Отвечая на действия партнера согласием или несогласием, обосновывать свой ответ (проверять правильность выполнения задания, выделяя в произношении заданный звук).

Ход игры. Воспитатель знакомит детей с содержанием и правилами игры. Предлагает первому ребенку отгадать предмет на ощупь и сказать, есть ли в его названии звук с. Партнеру предлагается высказать свое согласие или несогласие.

Затем дети играют самостоятельно. Важно, чтобы они не только решали интеллектуальную задачу, но самостоятельно регулировали очередность ходов, умели аргументированно выразить свое согласие или несогласие с действиями партнера. Взрослый побуждает их к этому взглядами, жестами, краткими замечаниями (Ну?... Теперь?... Согласен? и т. д.).

Что попало к нам в роток, что попало на зубок?

Цель. Ориентироваться на партнера. Обращаться к нему с высказываниями-побуждениями, вопросами. Вежливо выражать (в случае необходимости) несогласие. Поддерживать короткий диалог.

Материал. Тарелка. Блюдо с овощами и фруктами. Вилка, нож, салфетка.

Игровые действия. Определять фрукт (овощ) на вкус. Обратиться к партнеру с командой: «Открой рот, закрой глаза». Положить в рот ломтик еды. Спросить, что это — овощ или фрукт? Подтвердить правильность отгадки. Вежливо выразить несогласие в случае необходимости. Поменяться ролями с партнером.

Игровое правило. Соблюдать последовательность игровых и речевых действий. Действовать поочередно.

Ход игры. Воспитатель расстилает на столе салфетку. Ставит блюдо с овощами и фруктами. Рассматривает с детьми плоды.

— Что это? Это овощ или фрукт?

По мере рассматривания отрезаются небольшие ломтики, которые выкладывают на тарелке.

— Посмотрите, как будем играть. Ваня, открой рот, закрой глаза. Что попало в роток, что попало на зубок? (Ответ.) Это овощ или фрукт? (Это овощ.)

— А теперь бери сам вилку. Скажем Яну: открой... (рот, закрой глаза). Что попало в роток?

И так далее. При необходимости взрослый шепотом подска­зы­вает очередность игровых и ре­че­вых действий.

Запомни и нарисуй

(Овощи)

Цель. Свободно общаться в процессе выполнения совместного рисунка.

Материал. 8–10 картинок с изображением овощей. Листы бумаги. Фломастеры.

Игровые действия. Рассмотреть картинки. Постараться запомнить как можно больше овощей. Нарисовать их вместе с товарищем.

Ход игры. Воспитатель демонстрирует по одной картинке. Дети называют изображенное. Если затрудняются, воспитатель подсказывает. Картинки выкладываются перед детьми в ряд.

— Где растут эти растения? (На огороде.)

— Как назвать их одним словом? Это... (овощи). Назовите еще раз овощи на картинках. Запомните их. (По мере называния переворачивает картинки изображениями вниз.)

— Нарисуйте вместе на этом листе все овощи, которые вы запомнили. (Выдает бумагу и фломастеры.)

В процессе рисования дети переговариваются, комментиру­ют свои действия и действия партнера, обращаются друг к другу с вопросами (Что бывает коричневым? Что бывает фиолетовым? Бывают ли желтые помидоры? Какого цвета репка? и т. п.).

После окончания работы взрослый рассматривает рисунки детей, исправляет ошибки.

Хитрая лиса

(Род. падеж мн. числа; с — з)

Цель. Научиться аргументированно высказываться, ориентироваться на действия партнера. Вежливо выражать несогласие (в случае необходимости).

Материал. Картинки: собака, заяц, лиса; сапоги, колеса, стулья, листья, кусты, сливы (6 картинок, изображающих группы предметов, в названиях которых есть звук с); зонт, ваза, звездочка, роза, береза, козы (5 картинок с предметами в единственном числе и одна группа во множественном, в названиях которых есть звук з).

Игровые действия. Группировать предметы по разным основаниям: один — много; в названии есть звук с или з.

Игровое правило. Отвечать по очереди. Несогласие выражать вежливо.

Ход игры. Воспитатель:

— В лесу произошел случай. Решили подружиться собака и заяц. У нас, говорят, все будет вместе, все поровну. Все для друга. А хитрая лиса не верит. «Вот вам, — говорит, — картинки. Разделите их поровну». Собака говорит: «Будем делить так: что одно — тебе, а чего много — мне».

— Чего тут много? Посмотрим. Отберем. Называйте картинки по очереди. Один... (зонт). (Демонстрирует картинку.) Зонт кому? (Зайцу.) Много чего? (Стульев.) Стулья... (собаке).

И т. д. По мере называния картинки выкладываются в два ряда так, чтобы было очевидно, что у собаки картинок больше, чем у зайца.

— Увидела собака, что забрала себе слишком много картинок, и ей стало стыдно. «Прости меня, — говорит. — Давай де­лить по-другому. Мне картинки со звуком с. Я — с-с-собака, мне — с-с-с. А тебе — со звуком з. Ты — з-з-заяц. Тебе — з-з-з».

— Помогите зверям поделить картинки. Это... (зонтик). Первый звук... (з-з-з). Кому? (Зайцу.) Это... (с-с-сапоги). Слышится звук... (с-с-с). Кому? (Собаке.)

И так далее. Каждый раз воспитатель поворачивается в сто­ро­ну одного из детей по очереди, мимикой приглашая самостоятельно выполнить задание.

— Поровну получилось? (Проверяют.) Молодцы. Поделили поровну. Спасибо. Теперь лиса поверит в дружбу, когда все поровну, все вместе, все для друга.

Разложи полоски

Цель. Действовать и высказываться поочередно. Обосновывать свое согласие или несогласие с действиями партнера.

Материал. Десять разноцветных (полосатых) полосок бумаги разной длины (поперечные разноцветные полоски помогают сравнивать длину).

Игровые действия. Вместе с товарищем разложить полоски по порядку (по возрастанию высоты).

Игровое правило. Действовать по очереди. Один выкладывает полоску, другой определяет, правильно ли найдено ее место. Свое согласие или несогласие объясняет. Потом меняются ролями.

Ход игры. Воспитатель рассматривает с детьми полоски. Они разного цвета (полосатые) и разной высоты.

— Разложите полоски по порядку, по возрастанию высоты, чтобы получилась лесенка. Раскладывать надо по очереди: сначала кладет Петя, а Сережа с ним соглашается или не соглашается. Потом Сережа кладет, а Петя соглашается или не соглашается.

— Клади, Петя. Сережа, согласен?

— Клади, Сережа.

И так далее. Взрослый контролирует правильность выполнения заданий. Помогает исправлять ошибки, задавая наводящие вопросы (Полоски лежат по порядку? Получилась лесенка? Эта полоска на своем месте? Куда ее положить?).

После завершения игры полоски снова перемешиваются, и дети выполняют то же самое задание полностью самостоятельно.

В процессе игры дети переговариваются, соглашаются или не соглашаются с действиями партнера, самостоятельно соблюдают очередность ходов.

Нанижем бусы

(Цвет, форма, величина)

Цель. Использовать в речи высказывания-побуждения и отвечать на них соответствующими действиями. Обосновывать (в случае необходимости) несогласие с действиями партнера.

Материал. Геометрические формы (из картона, фанеры или другого материала): маленькие круги — красные, синие, коричневые; большие круги — красные, синие; маленькие квадраты — зеленые, желтые; большие квадраты — красные, синие; большие треугольники — красные, желтые. Фигурок должно быть по 2–3 штуки каждого вида, и в них должны быть отверстия, для нанизывания их на шнурок. Шнурок. Полоски бумаги со схемами. Схема содержит 10–12 позиций из трех чередующихся форм, различающихся по величине и цвету. Коробочка для форм.

Игровые действия. Совместно с товарищем нанизать на шнурок формы в соответствии со схемой.

Игровое правило. Действовать по очереди. Один нанизывает, другой проверяет. Затем поменяться ролями.

Ход игры. Воспитатель рассматривает с детьми схему, все вместе нанизывают фигурки на шнурок.

— Надо на шнурок нанизать фигурки, как показано на схеме, чтобы получились бусы. Сначала нанизывает Ася, а Маша сверяет со схемой и соглашается или не соглашается. Потом нанизывает Маша, а Ася соглашается или не соглашается. Начали.

По ходу игры воспитатель шепотом подсказывает очеред­ность действий. В конце игры проверяется правильность выполнения задания: называются форма на шнурке, например ма­ленький желтый квадрат, и соответствующая форма на схеме.

Диктант

(Цвет, форма, величина)

Цель. Ориентироваться на высказывания партнера. Уто­ч­нять информацию, задавая вопросы. Обсуждать причины непо­нимания с партнером.

Материал. См. игру «Нанижем бусы».

Игровые действия. Нанизывать на шнурок узор из геометрических форм по словесной инструкции партнера, который должен давать команды в соответствии с заданной схемой.

Игровое правило. В случае затруднения задавать уточ­ня­ю­щие вопросы, добиваясь полной ясности.

Ход игры. Дети садятся с противоположных сторон стола напротив друг друга. Между ними перегородка (коробка, шир­ма и пр.).

— Сейчас будем играть в диктант. У тебя, Янек, геометрические фигурки разной величины и цвета. А у тебя, Денис, схема. Ты должен смотреть на схему и диктовать по ней Янеку, какую фигурку нанизывать на шнурок. Янек, если ты не по­нял, какого размера или цвета нужно взять фигурку, уточ­няй, какая она — большая или маленькая, желтая, синяя или зеленая. Начали.

После выполнения задания проверяют его правильность — со­по­став­ляют порядок расположения фигурок на шнурке и на схеме.

Чего не стало?

(Род. падеж мн. числа)

Цель. Ориентироваться на партнера. Обращаться к нему с вы­сказываниями-побуждениями, вопросами. Поддерживать ко­­роткий диалог.

Материал. Картинки с группами предметов: тапочки, сапоги, ботинки, кони, лоси, гуси, олени (6–7 групп).

Игровые действия. Запомнить картинки, назвать, чего не стало.

Игровое правило. Соблюдать в игре последовательность игровых и речевых действий: запомнить картинки; закрыть глаза; партнеру спрятать некоторые из картинок; игроку открыть глаза и сказать, чего не стало. Поменяться ролями с партнером.

Ход игры. Воспитатель предлагает поиграть в игру «Чего не стало?» Раскладывает картинки. Вместе их называют.

— Запомните картинки. Закройте глаза. Чего не стало? (Та­по­чек.) Снова закройте глаза. Чего не стало? (Оленей.)

— Теперь играйте сами. Петя прячет, а Сережа отгадывает. А теперь Сережа прячет, а Петя отгадывает. Так по очереди и играйте дальше.

По ходу игры в случае необходимости воспитатель подсказывает очередность действий, правильную грамматическую форму слова.

Бывает — не бывает

Цель. Рассуждать. Обосновывать свое согласие или несогласие с высказываниями партнера. Соблюдать очередность ре­чевых действий. Поддерживать диалог при составлении кол­лек­тивного рассказа.

Игровые действия. Внимательно слушать, замечать небылицы и исправлять их.

Игровое правило. Соблюдать очередность игровых и рече­вых действий.

Ход игры. Воспитатель объясняет содержание и правила игры.

— Внимательно слушайте, что я скажу. Если заметите небылицу, скажите, что так не бывает, и исправьте ошибку. Действовать надо по очереди. Сначала Аня соглашается или не соглашается со мной, потом Ася.

— Кот Васька стащил сметану. Так бывает? Съел кот сметану и довольный залаял: «Ав-ав-ав!». Так бывает? Почему? А как бывает? (Ответы Ани.)

— Услышал Ваську пес Арапка и замяукал: «И я хочу сметаны». Так бывает?

— Кот Васька любит рыбу. Залез на сосну и ловит в дупле окуньков. Окуньки сидят в гнездышке и пищат: «Пи-пи-пи». Папа-окунь учит окуньков летать. Окуньки летают быстро. А кот Васька летает еще быстрее.

— Пес Арапка любит поесть. Он охотится на мышей и крыс. Ляжет пес Арапка около норки и караулит. Мыши живут в печке. Они едят дрова и угольки. Мыши вылезают из печки такие беленькие, такие чистенькие. Пес Арапка ловит мышей на удочку и жарит в холодильнике.

— А теперь Аня с Асей расскажут свой рассказ про Арапку и кота Ваську и о том, что бывает и чего не бывает. Рассказывайте по очереди.

Хитрый мышонок

(Сочинение по серии картинок)

Цель. Свободно общаться в процессе рассматривания карти­нок. Рассуждать, аргументированно высказываться. Соблюдать очередность в рассказывании.

Материал. Серия картинок: кот гонится за мышонком; мышонок прячется в драном башмаке; кот ищет мышонка в башмаке, а тот убегает (наглядное пособие по логопедии).

Игровые действия. Определить последовательность развития сюжета, составить совместный рассказ.

Игровое правило. Обосновывать порядок расположения картинок; соблюдать очередность в рассказывании.

Ход игры. Воспитатель раскладывает картинки в смешанном порядке и предлагает детям разгадать головоломку: определить, в какой последовательности должны лежать картинки и почему. Дети рассматривают картинки, высказываются, рас­кла­дывают картинки по порядку.

— Почему вы так разложили картинки? (Ответы детей.)

— За кем гонится кот? (За мышонком.) Куда спрятался мышонок? (В башмак.) Поймал кот мышонка? Почему? (Баш­мак оказался драный. Мышонок выскочил в дырку.)

— Расскажите о том, что нарисовано на этих картинках, что­бы получился рассказ. Денис начнет рассказ, а Олег продолжит. Олег расскажет по последней картинке, а Денис о том, что было дальше, без картинок.

По ходу рассказа в случае необходимости воспитатель подсказывает начало фразы и очередность рассказывания.

Найдите больше

(Многозначные слова)

Цель. Ориентироваться на высказывания партнера, дополнять новую информацию к уже известной.

Материал. Фишки.

Игровые действия. Назвать как можно больше предметов, обладающих определенным признаком.

Игровое правило. Уже сказанное не повторять.

Ход игры. Воспитатель показывает детям фишки.

— За правильный ответ получаете фишку. Вспомните, у кого или у чего есть ручки? (Ответы детей. За каждый правильный ответ ребенок получает фишку.)

Наводящие вопросы: У какой посуды (мебели, инструментов, электроприборов) есть ручки? Что вы держите в руках, когда едите (идете по улице, ходите в магазин, спасаетесь от дождя)?

После того, как ответы исчерпаны, взрослый объединяет фишки детей и говорит:

— Вот сколько разных ручек вы знаете. (Убирает фишки.) А теперь назовите, у кого или у чего есть ножки. У какой ме­­бели есть ножки? У каких растений, животных, игрушек?

— Вот сколько ножек вы знаете. (Соединяет вместе фишки детей.) А какие иголки вы знаете? У каких людей, животных, растений есть иголки? (И так далее.)

Воспитатель не сравнивает, у кого больше фишек, чтобы не обижать малоуспешных детей. Если ребенок плохо справляется с заданием, ему задаются вопросы-подсказки (Из чего ты пьешь чай? Есть у чашки ручка? Чем гладишь белье? Есть у утюга ручка? и т. д.).

Снеговики

(Размер, форма, цвет)

Цель. Свободно общаться в процессе совместной работы. Доброжелательно обращаться к партнеру с просьбой, обмениваясь материалами.

Материал. Две почти одинаковые аппликации «Снего­вик», составленные из разнообразных геометрических фигур разного цвета так, чтобы какие-то параметры не совпадали. Например, у одного снеговика глазки синие, у другого — черные; у одного ведерко на голове красное, у другого — оранжевое; пуговки большие синие — маленькие зеленые. Два конверта с геометрическими фигурками для составления аппликаций, подобран­­ные так, чтобы ни у одного из участников не было полного набора необходимых для изготовления снеговика форм. Например, в одном конверте все большие круги для туловища, в другом — все средние и маленькие; у одного игрока все маленькие кружочки для глаз, у другого — все большие кружки для пуговиц. В каждом конверте должны быть еще и лишние фигурки, которые не нужны для изготовления снеговика.

Игровые действия. Выложить аппликацию по образцу из имеющихся материалов; при нехватке вежливо обращаться за помощью к соседу.

Игровое правило. Обращаться друг к другу с просьбой по имени, используя волшебное слово «пожалуйста».

Ход игры. Воспитатель раздает детям конверты с материалами.

— Надо составить такие же аппликации. У вас в конвертах формы. Если чего-то не хватит, попросите друг друга о помощи, не забывайте про волшебное слово «пожалуйста».

В процессе работы дети свободно общаются, комментируют свои действия, обмениваются материалами. Если у них это не получается, воспитатель подсказывает, как правильно обратиться с просьбой к товарищу. В конце игры предлагает проверить друг у друга правильность выполнения задания и исправить ошибки.

Послушай мое слово и нарисуй

(Многозначные слова)

Цель. Свободно общаться в процессе совместного выполнения рисунка.

Материал. Листы бумаги, фломастеры.

Игровые действия. Отразить в рисунке понимание многозначного слова.

Ход игры. Воспитатель:

— Я буду называть разные слова, а вы представьте себе, что это такое, и нарисуйте.

— Ручка. Представили себе разные ручки? Нарисуйте.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.