Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Формирование способов словообразования 5 страница






Выслушать желающих. Побуждать детей выслушивать высказывания своих товарищей, не перебивая.

— У кого-нибудь ежик жил дома? Чем его кормили? Где он спал?

— Прошлым летом я жила в деревне. Как-то вечером я гуляла на лужайке. Вдруг слышу — что-то шуршит. Пошла я на шорох, вижу — ежик. Необычный ежик, ушастый. Увидел он меня, свернулся клубком и зашипел, мол, иди своей дорогой, а я пойду своей. Серьезный такой. Не стала я его трогать. Отошла подальше. Ежик развернулся и снова зашуршал, заспешил по своим делам.

— Каких еще животных вы встречали в лесу, на лугу, у реки? Расскажите.

Выслушать высказывания детей. Побуждать детей слушать друг друга, не говорить одновременно.

— Хотите ли вы спросить о чем-нибудь Таню? (Ребенка, который только что рассказывал о своих встречах в природе. Если у детей нет вопросов, воспитатель сам задает 1–2 вопроса.)

— Послушайте, какая еще встреча произошла со мной.

Даю вам честное слово:

Вчера в половине шестого

Я встретил двух свинок

Без шляп и ботинок.

Даю вам честное слово.

— Не верите? Хотите сами сочинить такую же шутку? Я вам помогу, подскажу.

Воспитатель начинает фразу и показывает картинку-подсказку.

Даем вам честное слово:

Вчера в половине шестого

Мы увидели сорок

Без... (ботинок) и... (чулок)

И щенков без... (носков),

И синичек без... (тапочек) и... (рукавичек).

— Веселые шутки у нас получились? Давайте еще посочиняем.

Ча-ча-ча — нет зеленого... мяча.

Ча-ча-ча — была Таня у... врача.

Ча-ча-ча, дядя Степа... каланча.

Ча-ча-ча — на столе горит... свеча.

Ща-ща-ща — мы гуляем без... плаща.

Ща-ща-ща — поймал Левочка... леща.

Щи-щи-щи — ох и вкусные... лещи!

Ща-ща-ща — нет щетинки у... леща!

— Приглашаю вас посочинять свои шутки-чистоговорки. Кто хочет — я запишу их в альбом.

2-я половина дня

Проводятся дидактические игры «Угадай на ощупь», «Чего не стало?».

Программное содержание. Уточнить и закрепить правильное произношение звуков ч и щ (изолированно и в словах), различать эти звуки на слух. Образовывать формы существительных родительного падежа множественного числа.

Материал. Кузовок. Салфетка. Предметы и игрушки: мячи, ключи, ручки, свечи, щетки, клещи, щипцы.

План. Воспитатель вносит в группу кузовок, накрытый салфеткой. Предлагает заинтересовавшимся детям узнать на ощупь, что лежит в кузовке. Предмет ощупывается под салфеткой. Называется. (Если не угадали на ощупь, назвать вынутый предмет.) Воспитатель повторно называет предмет, выделяя звуки щ и ч, выставляет его на стол. Воспитатель:

— В словах «щипцы», «клещи» слышится звук... (щ). А в словах «ключи», «свечи» слышится звук... (ч). Я произнесу звуки, а вы слушайте. Если произнесу звук ч, хлопните в ладоши. А если звук щ — разведите руки вот так. (Показ: руки смыкаются ла­до­ня­ми вместе и разводятся в стороны.) Слушайте: щ, щ, ч, щ, ч, ч и т. д.

После этого воспитатель предлагает запомнить предметы и проводит игру «Чего не стало?». Детей можно усадить на заранее приготовленные стульчики или на ковре. Можно игру проводить вокруг сдвинутых вместе столов — по усмотрению воспитателя.

Дети в семье

Беседа

Программное содержание. Принимать участие в групповой бе­се­де: внимательно слушать, высказываться на темы из личного опы­та, обобщать имеющиеся знания, рассуждать.

Материал. Кукла-мальчик, кукла-ребенок, коляска.

План. Воспитатель привлекает к себе внимание детей, организуя на столе игрушечную детскую комнату. Предлагает сесть вокруг стола.

— Нравятся вам игрушки? Это мальчик по имени Лемеле и его младшая сестренка. Послушайте, что с ними произошло. (Читает стихотворение Л. Квитко «Лемеле хозяйничает».)

Мама уходит,

Спешит в магазин:

Лемеле, ты

Остаешься один.

Мама сказала:

«Ты мне услужи:

Вымой тарелки,

Сестру уложи.

Дрова наколоть

Не забудь, мой сынок,

Поймай петуха

И запри на замок.»

Сестренка, тарелки,

Петух и дрова...

У Лемеле только

Одна голова!

Схватил он сестренку

И запер в сарай.

Сказал он сестренке:

«Ты здесь поиграй!»

Дрова он усердно

Помыл кипятком,

Четыре тарелки

Разбил молотком.

Но долго пришлось

С петухом воевать —

Ему не хотелось

Ложиться в кровать.

— Да, много забот у Лемеле из-за маленькой сестренки. А у вас есть сестренки и братишки? У кого есть? У тебя кто? А у тебя? Кто из вас старше?

— Много забот с маленькими? Как мама ухаживает за малышами? Почему с ними столько хлопот? (Они совсем беспомощные, ничего не умеют делать сами.) Что уже умеет делать твой брат?

— А знаете ли вы, что у новорожденных малышей нет зубов? Как узнать, что зубы прорезаются? (Чешутся десны, ребенок все тянет в рот, новый зуб стучит о ложечку.)

— А как учатся малыши ходить? (Сначала их держат за руку, потом они ходят, держась за стены.)

— Мой маленький сын научился ходить так. Он добрался, держась за стены, до двери в прихожую. Увидел у противоположной стены велосипед, очень заинтересовался, отпустил дверь и пробежал через всю прихожую к велосипеду. После этого он начал ходить самостоятельно и не держался за стены.

— А у некоторых детей есть манеж. Такое ограждение для ребенка. Тогда малыш учится ходить, держась за стенку манежа. (Во время разговора воспитатель показывает отдельные действия с куклой: как она ходит, как ложечкой проверяют, есть ли зубы.)

— А что едят совсем маленькие? (Ответы детей.)

— А еще новорожденные малыши не умеют разговаривать. Как же их можно понять? (По улыбке, по плачу.) Послушайте сти­хо­тво­ре­ние Ш. Галиева. Оно так и называется «Братик плачет».

Братик плачет в колыбели...

«Ну, уймись ты, в самом деле!»

Я качаю — убаюкиваю,

Погремушкою постукиваю:

«Ты не плачь, дорогой,

Разговаривай со мной.»

«Бесполезны речи эти, —

Мама усмехается. —

В люльке не словами дети —

Плачем объясняются.»

Если братик плачет,

Что-то хочет, значит.

«Соску, что ли, дать тебе?

Уложить иначе?»

Стал я думать — сочинять

И придумал все же:

Чтоб друг друга нам понять,

Я... заплакал тоже.

— А у кого из вас есть старшие братья или сестры? Расскажите о них: сколько им лет, где они учатся? Как вы дружите? Как помогаете маме по хозяйству? (Высказывания детей.)

— Как вы думаете, интереснее иметь старшего брата (сестру) или младшего? Почему? (Высказывания детей.)

2-я половина дня

Воспитатель разговаривает о братьях (сестрах) с детьми, которые не успели высказаться раньше. Читает стихотворение О. Сердобольской «Все в порядке»:

Мама приходит с работы,

Мама снимает боты,

Мама приходит в дом,

Мама глядит кругом.

— Был на квартиру налет?

— Нет.

— К нам заходил бегемот?

— Нет.

— Может быть, дом не наш?

— Наш.

— Может, не наш этаж?

— Наш.

Просто приходил Сережка,

Поиграли мы немножко.

— Значит, это не обвал?

— Нет.

— Слон у нас не танцевал?

— Нет.

— Очень рада.

Оказалось,

Я напрасно волновалась.

Шутки-чистоговорки

(Игры со звуками и словами)

Программное содержание. Уточнить и закрепить правильное про­изношение звуков с и ш, учить различать их на слух. Произносить скороговорку в разном темпе, с разной силой голоса, изменять интонацию. Играть звуками и рифмами. Закрепить знание о многозначном слове «иголка».

План. Воспитатель приглашает детей сесть на диван и кресла (полукругом). Предлагает отгадать загадки.

Что же это за девица:

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год.

(Сосна)

— Какие еще иголки вы знаете? (Еловые, ежовые, швейные, медицин­ские.) (Если дети молчат, воспитатель подсказывает начало слова.)

Верещунья, белобока,

А зовут ее... (сорока).

(В. Кремнев)

С неба падают зимою

И кружатся над землею

Легкие пушинки,

Белые... (снежинки).

— С-с-сосна, с-с-сорока, с-с-снежинка — какой звук слышится в этих словах? Назовите еще слова, в которых слышится звук с. (Следить, чтобы дети не называли слов со звуком сь, исправлять ошибки.)

Сижу верхом,

Не ведаю на ком.

(Шапка)

Твой хвостик

Я в руке держал,

Ты полетел —

Я побежал.

(Воздушный шар)

— Ш-ш-шапка, ш-ш-шар — какой звук слышится в этих словах? Назовите еще слова, в которых слышится звук ш. Можете вспомнить имена мальчиков и девочек. Послушайте скороговорку:

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

— Скажите ее медленно и тихо. А теперь немного быстрее. Совсем быстро. А теперь спросим: «Шла Саша по шоссе? И сосала сушку?». Ответим: «Шла Саша по шоссе и сосала сушку».

— Сейчас поиграем в игру «Эхо». Я буду произносить звук, а вы его повторите, как эхо: с, с, ш, ш, с, ш. (Произносит звуки, прикрыв рот листом бумаги.)

— Давайте сочиним шутки-чистоговорки со звуками с и ш.

Ша-ша-ша, шубка очень... хороша.

Ши-ши-ши, груши тоже... хороши.

Са-са-са, к нам летит... оса.

Са-са-са, вот бежит... лиса.

Су-су-су, встретил волк... лису.

Сы-сы-сы, шуба у... лисы.

Сы-сы-сы, у осы... усы.

2-я половина дня

Проводится русская народная игра «Бабушка Маланья».

Цель. Соотносить слово и выразительные движения рук и пальцев. Закрепить правильное произношение звуков с и ш.

Как осел петь перестал

(Игра-драматизация по итальянской сказке)

Программное содержание. Внимательно слушать сказку. Харак­теризовать героя сказки (глупый, хвастливый) и его действия (по­спешил, поторопился). Учить коротко передавать суть происходящего в сказке.

План. Воспитатель привлекает внимание детей телеграммой от Старика Годовика с приглашением в комнату сказок. Рассказывает сказку:

«В давние времена осел, как рассказывает сказка, пел луч­ше тенора.

Однажды собрались все звери на совет, и лев, который был у них царем, спросил:

— Кто из вас самый красивый?

— Я, йя! — сразу же закричал осел.

— Хорошо, ты самый красивый. А кто самый сильный?

— Я, йя! — закричал осел, раньше, чем остальные звери успели раскрыть рты.

— Ладно, — сказал лев. — А кто здесь самый глупый?

— Я, йя, йя! — второпях заревел осел, испугавшись, как бы его не опередили.

Все звери так и покатились со смеху, а бедняга осел со стыда потерял свой красивый голос.

С тех пор он только и умеет реветь: «Я, йя, йя!».

— Понравилась сказка? Как случилось, что осел потерял свой красивый голос? Расскажите.

— Какой осел в этой сказке? (Глупый, торопливый, хвастливый, хвастун, зазнайка.)

— Осел поторопился выкрикнуть: «Я». Как об этом можно сказать по-другому? Назовите слово, близкое по смыслу слову «по­то­ро­пил­ся». (Поспешил). Не зря говорится: поспешишь — людей насмешишь.

— Давайте поиграем в эту сказку. Кто хочет быть ослом? Львом? (Разыгрывается сказка.)

— Давайте разучим смешной стишок об ослике.

Ослик был сегодня зол:

Он узнал, что он осел.

— Прочтем стишок тихо и медленно. А теперь погромче и побыстрее. А сейчас совсем быстро. Прочтите стишок очень выразительно.

2-я половина дня

Воспитатель рассказывает детям рассказ:

«В Соединенных Штатах Америки живет маленький ослик по кличке Леденец. Он знаменит своими победами в состязаниях как самый брыкучий осел. Ни один наездник не может усидеть у него на спине всего восемь секунд. Зато на чемпионе неукротимости может без всякой опаски покататься любой малыш, если тренер предварительно раскроет ему секрет укрощения Леденца. Оказывается, для этого достаточно шепнуть ему на ухо магическую формулу: «Фокус-покус, абракадабра, соленый помидор». (Сюжет из журнала «Вокруг света».)

После рассказа воспитатель спрашивает, кто из детей видел ослика, какой ослик по внешнему виду, по характеру. Почему про человека, который упрямится, говорят: упрям, как осел? Вспоминают смешной стишок про ослика. Можно рассмотреть картинку с изображением ослика.

Встреча с белочкой

(Рассказ из опыта)

Программное содержание. Побуждать детей к общению на темы из личного опыта. Учить слушать друг друга, задавать вопросы. Уточнить и закрепить правильное произношение звуков ц и ч, различать их на слух и при произнесении. Составлять творческий рассказ по картинке по плану воспитателя. Подбирать синонимы к слову. Образовывать названия детенышей животных и их мам.

Материал. Открытки (заяц, белочка, другие предметы и объек­ты, в названиях которых есть звуки ц и ч — чайник, ча­сы, чаш­ка, блюд­це, черепаха, чайка, бабочка, цыплята, цапля, яйцо, кольцо и т. п.)

План. Воспитатель вносит кузовок с картинками. Делит детей на подгруппы (часть детей занимаются с другим педагогом). Пред­ла­га­ет отгадать загадку:

Что за зверь лесной

Встал, как столбик,

Под сосной

И стоит среди травы —

Уши больше головы?

(Заяц)

— Опишите, какой заяц? (Трусливый, боязливый, чуткий, быстрый, пушистый.)

— У зайца длинные уши, он какой? Длинно... (-ухий). Что умеет делать заяц? (Бегать, прыгать, скакать, грызть. А в Уголке Дурова заяц умеет барабанить в барабан.)

— Когда заяц убегает от лисы, он не просто бежит, а... как сказать по-другому? (Несется, мчится, летит, скачет, улепетывает, удирает.) Да, он мчится; как угорелый... (несет­ся); как стрела... (летит).

— О ком загадка?

Хожу в пушистой шубе,

Живу в густом лесу,

В дупле на старом дубе

Орешки я грызу.

(Белочка)

— Вот белочка. (Показ картинки.) Какими словами можно описать белочку, какая она? (Пушистая, рыжая, легкая, воздушная, проворная, юркая.)

— У белочки острые зубы, она какая? Остро... (-зубая).

— У нее черные глазки, она... (черноглазая).

— Что умеет делать белочка? (Скакать, грызть орешки, собирать и сушить грибы, прятаться, перелетать с ветки на ветку.)

— Какими словами можно рассказать, что белочка прыгает с ветки на ветку? Подберите слова, близкие по смыслу слову «прыгает» (скачет, перелетает, порхает).

— Кто из вас видел живую белочку? (Дети наперебой делятся воспоминаниями.)

Выбрать ребенка, у которого рассказ поинтереснее, и вызвать его в центр круга.

— Ребята, Таня хочет рассказать про белочку. Послушаем ее. (Рассказ ребенка.)

— Вы хотите спросить Таню про ее встречу с белочкой?

Если дети задают вопросы все вместе, придерживать их, напоминая, чтобы говорили по очереди. Если молчат, воспитатель задает вопросы сам: «Где ты видела белочку?», «Бе­лочка была далеко или подпустила к себе близко?», «Тебе уда­лось покормить белочку?», «Чем кормили белочку в парке?» и т. д.

— На этих открытках белочка и заяц. (Показ.) Придумайте и расскажите о них историю, что с ними случилось в лесу. Полина, выбери себе открытку и расскажи: когда это было? Откуда у зверей в лесу качели, музыкальные инструменты? Как веселились звери? Что было потом? (Самостоятельные сочине­ния 1–2 детей по желанию.)

— Заяц и белочка принесли нам открытки. Назовите предметы так, чтобы в названиях слышны были звуки ц и ч.

Раздает открытки. Добивается интонационного выделения и вычленения звуков, напоминает: «Произнесите слово так, чтобы слышался звук. Какой звук слышится в слове?».

— Поднимите открытки, в названиях которых слышится звук ц. (Собирает заяц).

— А теперь поднимите открытки, в названиях которых слышится звук ч. (Открытки собирает белочка).

— Заяц и белочка хотят загадать вам загадки:

Всех прилетных птиц черней,

Чистит пашню от червей.

Взад-вперед по пашне вскачь.

А зовется птица —... (грач).

 

На шесте — дворец,

Во дворце — певец,

А зовут его... (скворец).

 

У грача — грачонок,

У скворца —... (скворчонок).

 

Никакой он не цыпленок:

Мама — цапля,

Сын —... (цапленок).

(А. Шлыгин.)

— А кто мама у лисят? У зайчат? У львят? У тигрят?

2-я половина дня

Проводится дидактическая игра «Молчанка».

Воспитатель:

— Поиграем в игру со звуками. Слушайте внимательно. Если скажу звук ц, хлопните в ладоши, а если звук ч, приложите палец к губам. Вот так. (Показывает.) Начали: ц, ц, ч, ч, ц, ч и т. д.

 

Цо-цо-цо, снесла курица яйцо.

Це-це-це, сидит Ваня на крыльце.

Ца-ца-ца, нет усов у молодца.

Чи-чи-чи, продаются кирпичи.

Чок-чок-чок, рот закрыли на крючок и молчок.

 

Кто заговорит или улыбнется, платит фант. Фанты потом разыгрываются. Дети выполняют шуточные поручения: покукарекать, посвистеть и т. п. Придумывают поручения сами.

Ребята и зверята

(Беседа)

Программное содержание. Развивать диалогическое общение, умение слушать, инициативно высказываться, реагировать на высказывания собеседника, задавать вопросы.

Материал. Панно с картинками, на которых изображены животные, обитающие в городской квартире: черепаха, попугай, собака, кошка, рыбки, морская свинка, хомячки и т. п.

План. Воспитатель выставляет панно. Дети подходят к нему. Беседа начинается, когда дети еще стоят стайкой, затем дети рас­саживаются на заранее приготовленные места. Воспитатель:

— Вы, конечно, узнали обитателей уголка природы. Вспом­ни­те, какие еще животные могут жить рядом с человеком и дружить с детьми. (Ответы детей.)

— Дети нередко подбирают на улице и приносят в дом разных птичек, зверушек — галок, ворон, ежей, кошек, собак. При­ходилось ли вам приносить в дом кого-нибудь? Быть может, жуков, лягушек, бабочек? Расскажите. (Высказывания детей.)

— Вы рассказывали о животных, которые живут у нас в городе. А вот в других странах водятся животные, которых мы можем увидеть только в зоопарке. Каких животных вы видели в зоопарке? (Высказывания детей.) Можете ли рассказать о них что-то интересное? Что вы знаете о медведях, львах и обезьянах? (Высказывания детей.)

— В журнале «Природа и человек» я прочитала удивительную историю: «Один человек в Намибии (это такая страна в Африке) дрессировал обезьяну по кличке Бой, мальчик. После пяти лет обучения Бой научился помогать своему хозяину накрывать на стол, подавать завтрак и ужин, убирать в квартире и даже пылесосить. Бой одевается, как положено прислуге, он носит джинсовые брюки и фланелевую рубашку. Вот только не любит ботинок и ходит босиком».

— А вы когда-нибудь видали в цирке дрессированных обезьян? Что они делали? (Высказывания детей.)

— Что умеют делать дрессированные звери? (Рассказы детей.)

— А сейчас вы можете спросить меня об интересующих вас животных, и я постараюсь ответить.

2-я половина дня

Дети рассматривают иллюстрации с изображением разных животных. Воспитатель рассказывает о питоне (сюжет из журнала «Чудеса и приключения»):

«Один крестьянин подобрал в джунглях совсем крохотного питончика и принес его домой. (Питон — это такая змея.) С питоном подружился сын крестьянина Кирим. Он играл с ним с утра до вечера. Питон подрос и превратился в шестиметровую змею. Но Кирим продолжал с ним играть: обнимал его, мыл ему голову мылом в тазике. Родители стали опасаться за малыша, которому было всего три года, и отнесли питона обратно в джунгли. Но на следующий день питон вернулся и сразу подполз к тазику для принудительного умывания».

Чики, чики, чикалочки!

(Занятие)

Программное содержание. Побуждать к высказываниям из личного опыта. Уточнить и закрепить обобщающее наименование транспорт. Закрепить произношение звуков ч и ц. Различать их на слух. Произносить скороговорку в разном темпе, с разной интонацией и силой голоса.

Материал. Картинки: водный, воздушный и наземный транс­порт.

План. (Проводится по подгруппам). Воспитатель предлагает детям прослушать путаницу:

Чики, чики, чикалочки!

Едет гусь на палочке,

Уточка на дудочке,

Курочка на чурочке,

Зайчик на тачке,

Мальчик на собачке.

— Смешная путаница? Здесь мальчик едет на собачке. А в жизни на чем ездят мальчики? (На велосипеде, на самокате, на такси.) (Наводящие вопросы: На чем дети ездят по городу? Под землей? По железной дороге?)

— Как можно назвать одним словом велосипед, такси и поезд? Это... (транспорт). Какой транспорт ездит по нашим улицам? (Наземный.) Какой водный транспорт вы знаете? (Рассмотреть картинки.)

— Расскажите, на каком транспорте вам доводилось ездить.

— Кто из вас добирается до детского сада на транспорте? На чем вы добираетесь? (Спросить желающих.) Почему вы не идете пешком, а добираетесь на транспорте?

— А как вы думаете, лошадь — это транспорт? Почему вы так думаете? (Спросить 2–3 детей.)

— Животные, которые возят людей, разные грузы — тоже транспорт. Гужевой транспорт. Давайте с вами вместе про­чи­та­ем еще раз путаницу про то, кто на чем едет. Я буду на­чи­нать, а вы — добавляйте. (Читает, интонацией незавершенности побуждая детей вспоминать рифму.)

— А сейчас я узнаю, были ли вы внимательны. Какой звук чаще других встречается в этом стихотворении? (Звук ч.) Назовите слова, в которых слышится звук ч. Произносите слова так, чтобы звук ч хорошо слышался. (Интонационное выделение звука ч.)

— Сейчас мы поиграем в слова и звуки. Я буду называть звук или слово, а вы слушайте. Если услышите звук ч, сделайте вот так (подносит палец ко рту, жест «тихо»), а если звук ц — хлопните в ладоши. Начали: ч, ч, ц, ц, ц, ч, ц, ч, ч, курица, чеснок, пуговица, пуговичка, цыпленок, черепаха, белочка, цапля, солнце, солнечный, часы, цирк, цифра, мальчик, девочка, водица, водичка, блюдце, блюдечко.

— Давайте вместе скажем скороговорку:

Очень часто бьются у Танечки блюдца.

Произносится с разной скоростью и силой голоса.

— Произнесите эти слова сокрушенно, чтобы было понятно, что вам очень жалко разбитых блюдец.

— Спросим: очень часто бьются у Танечки блюдца? Ответим. (Очень часто.) Очень часто бьются у Танечки блюдца? Ответим. (У Танечки.) Очень часто бьются у Танечки блюдца? Как ответим? (Блюдца.) Передайте вопрос друг другу. (Если дети не понимают инструкцию, воспитатель направляет: Полина, спроси Надю. Надя, ответь. Спроси теперь Андрея. Что тебя интересует: у кого что-то бьется? или что бьется? И так далее.)

2-я половина дня

Играют в народную игру «Корчага».

Программное содержание. Закрепить правильное произношение звуков ч и ц в словах.

Материал. Расписной платок. Картинки с изображением предметов, в названиях которых есть звуки ч, ц: щипцы, цыпленок, цапля, циркуль, пинцет, часы, свеча, чеснок, расческа, чепчик, спички, синичка, черника, чайник, чашка и т. п.

План. Воспитатель приглашает детей в физкультурный зал и предлагает поиграть в народную игру «Корчага». Объясняет, что корчага — это глиняный сосуд для хозяйственных нужд. Воспитатель:

— Сначала выберем Корчагу по считалочке:

Подогрела чайка чайник,

Пригласила в гости чаек,

Прилетели все на чай!

Сколько чаек? Отвечай!

— Ты — Корчага, ты будешь сидеть накрытый платком. (Накрывает.) А дети будут разными вещами. Садитесь в круг. Ты — кто? (Обра­ща­ется к ребенку, подавая ему картинку и приглашая назвать ее.) А ты? (Детей не называют по имени, чтобы Корчага не знал, у кого какая картинка).

— Сейчас Корчага должен угадать, кто до него дотронулся. Чеснок, прикоснись к Корчаге, только подползай тихо-тихо. Ползи на место. Кто тебя осалил, Корчага? (Снимает с Корчаги платок.) Кто чеснок?

— Правильно, чеснок — Полина. Теперь Полина будет Корчагой. Садись. (Накрывает Корчагу платком). Поменяйтесь картинками. Назовите себя. (Проходит по кругу и выслушивает детей, которые называют свои картинки.) Синичка, осаль Корчагу. (И так далее.)

Игра повторяется несколько раз по желанию детей.

Наши щенки

(Сочинение)

Программное содержание. Побуждать детей делиться впе­чат­лениями из своей жизни, использовать их при сочинении рассказов. Уточнить и закрепить правильное произношение звуков сь, щ, различать их на слух.

План. (Проводится по подгруппам). Воспитатель загадывает загадки:

Красные лапки, длинная шея,

Щиплет за пятки, беги без оглядки.

(Гусь)

В воде купался,

Сухим остался.

(Гусь)

Я в красной шапочке расту

Среди кустов осиновых,

Меня узнаешь за версту,

Зовусь я... (подосиновик).

— Гусь-сь-сь, подось-сь-синовик — какой звук слышится в этих словах? (Сь).

Глазищи, усищи, хвостище,

А моется всех чище.

(Кошка)

— Глазищ-щ-щи, усищ-щ-щи, хвостищ-щ-ще — какой звук слышится в этих словах?

— Поиграем звуками. Когда услышите звук щ — сделайте так (показ: знак «тише» — поднести палец к губам), а если звук сь— хлопните в ладоши. Будьте внимательны: щ, щ, сь, щ, сь, сь, щ, сь, щ, щенок, плащ, лось, осень, ящик, сережки, сено, ящерица, щипцы, клещи, сирень, василек, синичка.

— Вспомните и назовите слова, в которых есть звук сь. (Если дети называют слова со звуком с, исправлять: «Здесь слышится звук с, а надо сь».)

— Назовите слова со звуком щ.

— Скажем скороговорку.

У осы не усы, не усищи, а усики.

Произносится в разном темпе, с разной силой голоса; очень выразительно.

— Послушайте, что я скажу:

Два щенка щека к щеке

Грызли щетку в уголке.

— Давайте пофантазируем. Как вы думаете, кто хозяин у этих щенков? Как звали щенков? Какие были щенки? (На­во­дя­щие вопросы: Большие или маленькие? Пушистые или гладко­шерст­ные? Какого цвета? Ловкие или неуклюжие? Какие по характеру?)

— Чем Сережа (имя хозяина) кормил щенков? Где они спали? Сочините, как щенки нашли щетку. Что они подумали о щетке? Что было потом?

— Кто хочет рассказать историю о щенках от начала и до конца? Попробуй ты, Катя.

Воспитатель в случае необходимости подсказывает ребенку начало фразы, опираясь на следующий текст:

«У маленького Сережи были два щенка: Кутя и Топа. Щен­ки были пушистые, неуклюжие, смешные. Сережа кормил их молоком, овсяной кашей и тертой морковью. Спали Кутя и Топа на коврике в прихожей. Как-то раз Сережа с мамой ушли в магазин, и щенки остались одни. Топа был порезвее, он отправился обследовать квартиру. Залез под шкаф и обнаружил там щетку. Что это такое? — удивился щенок. Стал он грызть щетку. Что-то странное! Кутя тоже заинтересовался и залез под шкаф. В это время вернулись мама с Сережей. Смотрят — нет щенков. А из-под шкафа доносится ворчанье. Заглянул Сережа под шкаф — а там два щенка щека к щеке грызут щетку в уголке. Увидели щенки своего хозяина. Вылезли. Сережа достал щетку — а щетка вся обглоданная. Ни на что не годится. Догадались мама с Сережей, что щенкам пора давать что-нибудь на зубок...»

2-я половина дня

Проводится дидактическая игра «Что для чего?».

Цель. Закрепить умение правильно произносить, интонационно выделять и различать на слух звуки с, щ. Активизировать глаголы в неопределенной форме, конструкции сложноподчиненного предложения.

Материал. Предметы домашнего обихода, названия которых содержат звуки с и щ: щетка зубная, щетка для ногтей, щипцы для сахара, щипчики для бровей, клещи, наперсток, спички, салфетка, солонка, клипсы, скрепка, ластик, стакан, свеча, поднос и т. п.

План. Воспитатель вносит в группу поднос с предметами. Дети заинтересовываются, окружают воспитателя. Все садятся за заранее составленный большой стол. Воспитатель:

— На подносе предметы, в названиях которых есть звуки с и щ. Давайте назовем предметы, выделяя эти звуки. Это... щ‑ щ‑ щетка — щ‑ щ‑ щ. (Поднимает предмет и называет его, интонационно выделяя звук.)

Таким образом рассматриваются и называются все предметы. Называть надо в темпе: щ-щ-щетка — щ, с-с-солонка — с, с-с-свеча — с и так далее. Отвечают хором.

— Сейчас поиграем. Я буду называть, зачем нужен предмет, а вы отгадывайте его название.

— Чтобы скреплять листы бумаги. (Скрепка.)

— Чтобы проталкивать иголку в ткань. (Наперсток.)

— Чтобы стирать написанное. (Ластик.)

— А теперь Таня загадает предмет.

Таня описывает назначение предмета, а дети отгадывают. Затем предмет загадывает следующий ребенок по желанию. И так далее. Игра повторяется по желанию детей, пока они сохраняют к ней интерес.

Как белка и заяц друг друга не узнали

(Якутская сказка. Занятие)

Программное содержание. Уточнить представления детей о весенних изменениях в природе. Побуждать детей делиться впе­чатлениями из своей жизни, использовать их при сочине­нии рассказов.

Материал. Картинки с изображением весеннего пейзажа; белки (серой и рыжей), зайца (серого и белого).

План. Выставляется картина «Весна». Воспитатель загадывает детям загадку.

Была белая да седая,

Пришла зеленая, молодая.

(Зима и весна)

Если дети сами не отгадают ее, подсказать: эта загадка о временах года. Наводящие вопросы: Какое время года белое, снежное? Какое время года сменяет зиму? Почему весна зеленая?

— Кто осенью спать ложится, а весной встает? (Медведь.)






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.