Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Техники воздействия.






Некоторые психологи считают, что можно добиться успеха, используя только техники слушания. Однако это делает процесс долгим и утомительным. Когда психолог активно участвует в беседе, он может продуктивно влиять на скорость осознания клиентом характера своих проблем и способов их разрешения.

Воздействие - это активное вовлечение психолога в процесс разрешения актуальных жизненных проблем клиента. Все теории консультирования базируются на том, что психолог выступает как агент изменения и личностного роста. Своим присутствием он уже оказывает влияние на клиента. Когда психолог активно действует во время консультации, изменения могут произойти быстрее.

Техники воздействия тесно связаны с техниками слушания. При оказании воздействия на клиента и при его выслушивании психолог поддерживает визуальный контакт, использует невербальные сигналы (кивает головой, жестикулирует, изменяет пространственное расположение и др.).

Техники воздействия (влияния) (по А. Айви) подразделяют на серию микротехник коммуникативной практики: директива, конфронтация, интерпретация и самораскрытие.

Интерпретация - главный метод среди всех техник воздействия. Отправной точкой для интерпретации является психологическая теория, на которой базирует свою работу консультант. Интерпретация используется 2-3 раза за одну консультацию. Это вызов точке зрения клиента, поэтому «передозировка» ведет к сопротивлению клиента.

Директива - самая сильная из техник воздействия. При использовании директивы психолог говорит клиенту, какое действие ему следует предпринять. В рамках разных теорий используются разнообразные виды директив:

1. Свободные ассоциации: «Вспомните и расскажите, с какими моментами из Вашего детства ассоциируется это чувство».

2. Гештальт - метод работы с полярностями: «Представьте, что Ваша подруга сидит в этом кресле. Скажите ей все, что думаете и чувствуете. Теперь пересядьте в это кресло и ответьте себе от ее имени».

3. Фантазирование: «Представьте, что вы вернулись в прошлое, в свое детство. Перед Вами девочка 5-6 лет. Эта девочка - Вы. Подойдите к ней поближе. Посмотрите, во что она одета, как выглядит. Вы можете спросить ее о чем-то важном».

4. Парадоксальная инструкция: «В следующий раз, когда испытаете страх, не пытайтесь подавить его. Наоборот, усильте свой страх, расскажите о нем окружающим. Желательно, чтобы вы испытывали в день три приступа страха».

5. Релаксация: «Закройте глаза. Почувствуйте свое тело. Расслабьте мышцы лица».

6. Пожелание: «Сейчас я предлагаю сделать вам следующее».

7. Домашнее задание: «В течение недели Вы должны письменно каждый вечер отвечать на следующие вопросы…», «К следующей нашей встрече заполните этот опросник» и другое.

Психолог может давать указания клиенту, предлагая определенные изменения в поведении (тренировка поведенческих навыков), языковые замены («должен» на «хочу» и «не хочу»), вовлекая его в групповую работу (изменение пространственного положения членов семьи). Необходимо помнить, что использование директив возможно только после установления контакта психолог с клиентом.

Конфронтация - сложный метод, который включает в себя пересказ, интерпретацию и другие микротехники. При конфронтации клиент ставится перед фактом, что он говорит не то, что думает, и делает не то, что говорит. Важным для понимания конфронтации являются понятия «рассогласования» («инконгруэнтности»). Клиент дает двойные сообщения во время интервью. («Да…но»). В предложении клиент дает два посыла в одном предложении или фразе, демонстрируя смешанные чувства и мысли. Психолог указывает клиенту на эти двойные сообщения и ставит клиента перед лицом фактов. Цель консультирования - идентификация и конфронтация главных противоречий клиента. Психологи часто используют следующее предложение: «С одной стороны вы думаете (чувствуете, поступаете) …, но с другой стороны вы думаете (чувствуете, поступаете…»). В этой модели - сущность конфронтации.

Самораскрытие - это техника воздействия, основанная на том, что психолог делится личным опытом и переживаниями либо разделяет чувства клиента. Она связана с техникой обратной связи и строится на «Я-высказываниях» психолога.

Различные системы психотерапии и консультирования используют различные микротехники в различных «пропорциях». Квалификация психолога складывается из понимания общей структурной модели консультирования и компетентности в микротехниках, умения применять все это с учетом индивидуальных и культурных особенностей клиента. До клиента должно «доходить» то, что передает ему психолог.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.