Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сопротивление.






Сопротивление является одним из общепризнанных клинических феноменов, сопровождающих любой консультативный процесс. Отказ от старых и выработка новых форм поведения, осознание причинно-следственных связей, изменения установок, смыслов, ценностей и отношений - все это может сопровождаться противодействием со стороны клиента. Это противодействие носит название «сопротивление».

Сопротивление - это импульсивное действие, направленное на защиту привычной идентичности и знакомого мира от того, что воспринимается как угроза. В глубинной работе с клиентом, в работе, направленной на глубокие личностные изменения, сопротивление - это способы, с помощью которых клиент избегает состояния истинного субъективного присутствия-открытости и экспрессивности. Сопротивление проявляется в том, что клиент сопротивляется погружению в глубинную работу.

Часто практическому психологу приходится сталкиваться с тем, что имеют место серьезные «жизнеограничивающие» процессы, которые удерживают клиента от погружения в самого себя. Сопротивление для человека может быть типичной формой жизненного поведения. Человек часто выхолащивает мир до тех пропорций, внутри которых чувствует себя защищенным.

Разнообразные проявления сопротивления и работа с ним первоначально были изучены и разработаны в психоанализе.

В разных направлениях акцентируются следующие характеристики сопротивления:

1. Сопротивление - здоровая и неизбежная реакция на изменения.

2. Сопротивление не осознается клиентом.

3. Психолог должен уметь обнаруживать сопротивление клиента и прорабатывать его путем расширения зоны осознавания клиента.

Начинающий психолог часто сталкивается с данным феноменом в своей работе, не идентифицируя определенные паттерны поведения клиента как сопротивление.

Формы сопротивления (по Р. Гринсону):

1. Клиент молчит. Это распространенная форма сопротивления клиента. Если клиент молчит, нужно выяснить причины молчания. Психолог с помощью вопросов пытается выяснить, что именно мешает клиенту говорить: «Что мешает Вам говорить?», «Что заставляет Вас отказываться от работы?».

2. Клиент в какой - то момент рассказа останавливается и сообщает консультанту, что он не может больше говорить. Необходимо выяснить, что мешает ему продолжать рассказ: «Что мешает вам говорить?», «Вы не можете рассказывать именно мне?».

3. Клиент постоянно говорит, сессия заполнена его нескончаемым монологом. Если это не кризисная ситуация, когда клиенту просто необходимо выговориться, а повторяющееся из сессии в сессию поведение («монополизация» терапевтического процесса), психологу необходимо обращать на него внимание клиента: «Для чего я Вам нужен? В течение 40 минут я не смог вставить ни слова.», «Я хочу Вам помочь, но Вы просто не даете мне шанса». В работе с такой формой сопротивления иногда приносит пользу директивная остановка клиента и прояснение целей, мотивации, проблемы, которую он хочет разрешить.

4. Клиент использует слова как «дымовую завесу»:

a) Речевые клише («она мной манипулирует»; «хочется повысить эффективность нашего взаимодействия»).

b) Психологические или специальные термины («мое бессознательное мне подсказало»).

c) Жаргонные слова или сленг («сидим в чате, с чайником по аське болтаем»).

d) Слова - преувеличения или преуменьшения (чуть-чуть, совсем немного на него повысила голос; слегка ее ударил; принес огромный-преогромный торт моей подруге; я честно-пречестно ничего не сделала; мы действительно были очень-очень близки друг другу).

e) Слова «как будто бы» реальности (я как бы хотела остаться с ним).

Психолог может использовать прояснение («я не понял ваших слов», «поясните еще раз»), уточнение («что вы имели в виду, говоря о вашем бессознательном?») и другие.

5. Неконгруэнтность между рассказом и поведением клиента: очень сильные чувства в обычной ситуации; неуместные эмоциональные реакции.

6. Отношение к психологу. В случае сильной идеализации или сильных негативных чувств к психологу можно предположить наличие сопротивления. Психолог может заметить, что клиент все время смотрит мимо него, не слышит его слов, перебивает, забывает или признается в любви, говорит комплименты, приносит подарки, хочет стать другом психолога. Сопротивление может проявляться в том, что клиент неожиданно для психолога проявляет враждебность, злость, гнев или ярость в его адрес, испытывает чувство раздражения. Психолог должен обращать внимание клиента на подобные проявления.

7. Клиент говорит о внешних, несущественных событиях: о политике, погоде, кинофильме; переводит разговор на другую тему, как только речь заходит о важных событиях.

8. Фиксация клиента в определенном времени. Клиент все время говорит о прошлом или о будущем.

9. Избегание определенных тем. Клиент может говорить только об одной области своей жизни (семейной, профессиональной), и отказывается расширять контекст. Клиент может избегать темы смерти, смысла жизни и других экзистенциальных тем, темы секса, выражения агрессии и другие.

10. Телесные проявления: одеревенелость позы, жестов, движений, оцепенение, «ригидность» телесных проявлений или чрезмерная расторможенность, подвижность (клиент не может усидеть на месте).

11. Клиент соглашается со всем, что говорит психолог, быстро и успешно продвигается «по пути к здоровью», и клиент хочет закончить терапию раньше времени под предлогом того, что с ним уже «все хорошо». Такое сопротивление, проявляющееся через «бегство к здоровью», позволяет пациенту прервать терапию, не изменяясь и сохранив неизменными неадаптивное поведение, установки, отношения.

12. Клиент ничего не получает от консультирования: не изменяется, все в его жизни остается по-прежнему.

13. У клиента есть тайна, которую он не готов раскрыть психологу, и много энергии тратится на то, чтобы удерживать эту тайну в целости и сохранности.

14. Клиент часто опаздывает, пропускает сеансы, забывает платить. Каждый раз, когда проявляется такой поведенческий паттерн, терапевт должен обсудить его с клиентом. Полезным может явиться пересмотр контракта.

15. Клиент сопротивляется принятию теневых аспектов собственной личности, отказывается признавать, что проецируемые черты, влечения, мотивы принадлежат ему. Клиент не готов принимать отторгаемые части себя. Он не признает собственную зависть, агрессию, вину, обиду.

Существует ряд рекомендаций, содержащих специальные техники, стратегии и приемы работы с сопротивлением, включающие степень самораскрытия и аутентичности терапевта, характер работы с сопротивлением - интерпретация, конфронтация, преувеличение, проработка, поддержка и исследование ресурсной части сопротивления и другие.

Важные моменты, которые нужно учитывать психологу при работе с сопротивлением (по Д. Коттлеру): сохранение внутреннего спокойствия; проявление изобретательности и гибкости; терпение; выявление скрытой за сопротивлением информации; распознавание ловушек, мешающих прогрессу, и их избежание; заботливое отношение к клиенту, несмотря на его поведение; интерпретация происходящего, чтобы клиент мог увидеть скрытый смысл сопротивления и его побудительные мотивы; уверение клиента в том, что это нормальная реакция с учетом складывающихся обстоятельств; учет собственной роли в возникновении кризисной ситуации и принятие ответственности за ее нормализацию.

Психологу необходимо уметь анализировать свой вклад в сопротивление клиента. Он может вызвать сопротивление властными, агрессивными, провокативными, манипулятивными действиями. В терапевтической сессии важно удерживать в сознании оба фокуса: форму проявления сопротивления (как сопротивляется клиент) и содержание сопротивления (чему сопротивляется клиент).

Продуктивным способом работы является создание условий, позволяющих клиенту осознать собственное сопротивление, и восстановить способность клиента к движению в направлении достижения гармоничного и полного бытия в мире.

Способы работы с сопротивлением (по Дж. Бьюдженталю):

1. Отслеживание. Психолог идентифицирует для себя одну кажущуюся наиболее заметной и доступной осознанию клиента группу его ответов, выражающих сопротивление. Затем он снова привлекает к этому паттерну внимание клиента.

2. Разъяснение эффектов сопротивления. Психолог обращает внимание клиента на выделенный паттерн и показывает клиенту, как он снижает его эмоциональную вовлеченность, концентрацию на субъективности. Мотивация сопротивления будет раскрыта на поздних этапах. Разъяснение случайности. По мере осознания клиентом своего паттерна сопротивления нужно разъяснять ему, что подобное поведение является не просто плохой речевой привычкой или мимолетной небрежностью, а мотивированным действием.

3. Демонстрация альтернатив. Имеется в виду демонстрация альтернативного типичному поведения. Например, клиентке, которую смущение уводило от погружения в субъективность, рекомендуется задержаться на этом смущении, побыть в нем. Смущение начинает стимулировать в таком случае не уход от субъективности, а погружение в нее.

4. Разъяснение функций сопротивления - показ той пользы, которую приносит клиенту сопротивление.

5. Освобождение и перемещение. Клиент начинает сам идентифицировать свое собственное сопротивление, пробовать задерживаться внутри него, чтобы быть в контакте со своими внутренними переживаниями, даже при условии, что сопротивление активно работает. Получив возможность поиска ценности в сопротивлении, клиент начинает открывать в себе новые области.

6. Понимание глубинной цели сопротивления. По мере того как клиент знакомится с механизмами своих потребностей сопротивления, он учится видеть их как части самого себя, осознает, что у него есть возможность выбора и регулируемого контроля над их действием.

Условия успешного консультирования (по К. Роджерсу):

«Можно ли утверждать, что существуют необходимые и достаточные условия, способствующие позитивным изменениям личности, которые можно было бы четко определить и измерить?». Этот вопрос в 1974 году задал К. Роджерс, и сам дал ответ, назвав шесть условий:

1. Два лица находятся в психологическом контакте: клиент и консультант.

2. Клиент пребывает в состоянии психического расстройства, раним и встревожен.

3. Консультант активно участвует в общении.

4. Аутентичность консультанта - консультант не пытается «заигрывать» с клиентом, он эмпатичен, но не идентифицирует себя с клиентом. Он находится в контакте с клиентом и с самим собой, отслеживая и понимая собственные чувства.

5. Конгруэнтность - умение понять другого человека и принять его, каким бы он ни был. Это предполагает от консультанта включение некоей профессиональной субличности, которая может как бы «диссоциироваться», наблюдать за происходящим взглядом профессионала, не пытаясь «загнать» клиента в некое желаемое для консультанта состояние.

6. Эмпатия, но не идентификация - консультант умеет посмотреть на ситуацию глазами клиента, он принимает клиента, не пытается навязать клиенту какой-либо «путь развития». При этом он не включается эмоционально в ситуацию клиента, если психолог видит в ситуации клиента свою собственную жизненную ситуацию, - он сначала должен сам проработать ее, иначе это будет идентификация, которая помешает работе.

Никакие другие условия не обязательны. Если в определенный промежуток времени обеспечены данные шесть условий, этого достаточно. Позитивные изменения личности произойдут. Особенно важны 3-е, 4-е и 5-е условия, обеспечивающие достаточный для помощи консультативный контакт.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.