Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Теоретические положения.






Имя З. Фрейда приобрело известность в 1895 году. 3. Фрейд является автором теории трехкомпонентной структуры личности:

1. Ид («оно») - примитивные, инстинктивные и врожденные аспекты личности: эрос (стремление к удовольствию, жизни, сексуальному удовлетворению) и танатос (стремление к разрушению, агрессии, угасанию, смерти).

2. Эго («я») - компонент психического аппарата, ответственный за принятие решений. Стремится выразить и удовлетворить желания Ид в соответствии с ограничениями, налагаемыми внешним миром. Эволюционирует из Ид и заимствует часть энергии из Ид.

3. Суперэго («сверх - Я») - интернализованная версия общественных норм и стандартов поведения - система ценностей, норм и этики, разумно совместимая с теми, что приняты в окружении. Приобретается в процессе социализации, которая трактуется как процесс формирования суперэго.

З. Фрейд является автором топографической модели личности:

1. Бессознательное. Ид и давящая на него часть Суперэго располагаются в бессознательном.

2. Предсознательное. То, что в обычных условиях не осознается, но при наличии определенных условий может быть осознано. Здесь находятся части Эго и Суперэго.

3. Сознание, контакт с внешним миром. Здесь представлены компоненты Эго и Суперэго.

Цель психоаналитического консультирования по 3. Фрейду: «Где было Ид, там будет Эго», т.е. психические процессы, протекающие на бессознательном уровне, должны быть максимально глубоко раскрыты и представлены сознанию для интеграции в экзистенциальную организацию.

Человек должен договориться с реальностью. Как только клиент осознал подсознательные процессы и научился воздействовать на них, считается, что он способен изменяться и решать проблемы.

Один из продуктивных путей проникновения в мировоззрение клиента - это распознание его повторяющихся эмоциональных и поведенческих стереотипов. Задача консультанта - научиться распознавать повторяющиеся паттерны поведения, которые могут проявиться в наборе защитных механизмов. Эти механизмы действуют на подсознательном уровне.

Основные защитные механизмы:

1. Отрицание - информация, которая тревожит и может привести к внутреннему конфликту, не воспринимается.

2. Вытеснение - истинные, но неприятные мотивы вытесняются, отвергаются «цензурой» на пороге сознания с тем, чтобы их заменили другие, приемлемые с точки зрения общества. Вытесненный мотив создает эмоционально-вегетативное напряжение, которое субъективно воспринимается как состояние неопределенной тревоги, страха.

3. Проекция - бессознательное приписывание другому лицу собственных чувств, желаний, влечений, в которых человек не хочет себе сознаться, понимая их социальную неприемлемость.

4. Идентификация - бессознательный перенос на себя чувств и качеств, присущих другому человеку, но желательных для себя. У детей это простейший механизм усвоения норм социального поведения и этических ценностей. Благодаря идентификации достигается символическое обладание желаемым, но недосягаемым объектом. Идентификация в широком смысле слова - неосознаваемое следование образцам, идеалам, позволяющее преодолеть собственную слабость, чувство неполноценности.

5. Рационализация - псевдоразумное объяснение человеком своих желаний, поступков, в действительности вызванных причинами, признание которых грозило бы потерей самоуважения. В частности, рационализация связана с попыткой снизить ценность недоступного («кислый виноград») или преувеличить ценность имеющегося («сладкий лимон»).

6. Включение - значимость травмирующего фактора снижается за счет того, что прежняя система ценностей помещается как часть в новую, глобальную систему. Относительная значимость травмирующего фактора понижается на фоне других, более мощных. Примером защиты по типу включения является катарсис (греч. - очищение) - облегчение внутреннего конфликта при сопереживании драматическим ситуациям других людей, более тягостным и травмирующим, чем собственные.

7. Замещение - перенос действия, направленного на недоступный объект, на действие с доступным объектом.

8. Изоляция (отчуждение) - обособление внутри сознания травмирующих человека факторов. Неприятным эмоциям блокируется доступ в сознание, так что связь между каким-либо событием и его эмоциональной окраской не отражается в сознании. Утрачивается эмоциональная связь с другими людьми. С этим защитным механизмом связаны феномены дереализации, деперсонализации, расщепления личности (множественность «Я»).

9. Регрессия - форма психологической защиты, заключающаяся в возвращении к ранним, связанным с детством, типам поведения, переходом на предшествующие уровни психического развития. Актуализируются успешные в прошлом способы реагирования. Индивид возвращается к той стадии психического развития, на которой переживается чувство удовольствия.

10. Реактивноеобразование - человек защищается от запретных импульсов, выражая в поведении и мыслях противоположные побуждения. Социально одобряемое поведение при этом выглядит преувеличенным и негибким.

11. Сублимация - энергия инстинктов отводится по другим каналам выражения - тем, которые общество полагает приемлемыми. 3. Фрейд считал сублимацию - защитным механизмом, дающем возможность человеку в целях адаптации изменить свои импульсы так, чтобы их можно было выражать посредством социально приемлемых мыслей и действий. Он считал этот механизм единственным конструктивным защитным механизмом.

Техники психоанализа:

В рамках классического психоанализа разработаны и используются следующие методы для того, чтобы помочь клиенту достичь высокой степени эффективного функционирования:

1. Метод свободных ассоциаций. Клиент расслабляется, устраивается на кушетке или в кресле и проговаривает вслух все мысли и воспоминания, которые приходят ему в голову, безотносительно к тому, насколько тривиальными, абсурдными или нелогичными они могут показаться. Терапевт находится вне поля зрения клиента, чтобы у него уменьшилось напряжение. Обычно одна ассоциация влечет за собой другую, глубоко расположенную в бессознательном. Ассоциации, продуцируемые клиентом, интерпретируются как символическое выражение подавленных эмоций и чувств. Таким образом, свободные ассоциации вовсе не являются свободными. В процессе работы с клиентом методом свободных ассоциаций высвобождается психическая энергия, которую можно использовать в целях лучшей адаптации.

2. Интерпретация сопротивления. Клиент может неосознанно сопротивляться воспоминанию вытесненных конфликтов и импульсов. Необходимо помочь ему осознать уловки своего сопротивления, когда работа застопорилась.

3. Анализ сновидений. Их содержание раскрывает вытесненные желания. 3. Фрейд называл анализ сновидений «королевской дорогой к бессознательному». Сон - символическое удовлетворение желаний. В его содержании частично отражаются ранние детские переживания.

4. Анализ трансфера. Трансфер - замещение в процессе работы с клиентом, которое представляет собой защитный механизм. При этом неосознанный импульс разряжается на каком-нибудь человеке или объекте, но не на том, на которого он был направлен изначально. Пример: перенос на аналитика чувств любви и ненависти, которые изначально приписывались родителям. В трансфере отражается потребность человека найти объект, чтобы получить возможность выразить свое вытесненное чувство любви. Трансфер можно обнаружить в вербальных коммуникациях, свободных ассоциациях, содержании сновидений. Аналитик поощряет развитие трансфера до состояния «невроз трансфера», когда поведение клиента становится явно неадекватным. Данное состояние повышает вероятность появления у клиента инсайта (англ. - проницательность, понимание) - непосредственное постижение, «озарение». Клиент должен внезапно осознать свои прочно укоренившиеся способы переживаний, чувства и реакции на значимых людей начиная с первых лет жизни. Он должен осознать связь этих переживаний с нынешними актуальными трудностями.

5. Эмоциональное переучивание. На завершающих этапах работы с клиентом используется поощрение его к использованию новых для него интеллектуальных озарений в повседневной жизни. Например, клиент, который осознал, что потратил большую часть жизни на то, чтобы досаждать своими выборами потенциальных невест и поведением своему отцу, должен начать относиться к нему, исходя из реалий сегодняшнего дня, функционировать независимо от родителей и строить более зрелые межличностные отношения.

6. Интерпретация - разъяснение неясного или скрытого для клиента значения некоторых аспектов его переживания или поведения. При этом неосознанные феномены должны стать осознанными. Интерпретация включает следующие процедуры: идентификация (обозначение); разъяснение (собственно толкование); перевод толкования на язык повседневной жизни клиента. Основные правила интерпретации: идти от поверхности вглубь; интерпретировать то, что клиент уже готов принять; прежде чем интерпретировать то или иное переживание клиента, необходимо указать ему на защитный механизм, лежащий в его основе.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.