Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понимание соотношения науки и массовой культуры в философии экзистенциализма К. Ясперса.






Современная наука основана на душевной направленности библейской религии: истинность любой ценой (Бог требует истины, поэтому познание – благородное дело, серьезное, самое важное); мир сотворен Богом (мир – совершенное, упорядоченное, остальное – ничто, раз все сделал Бог – все достойно познания; однако и познаваемое и познанное – бытие второго ранга, поскольку сам Творец есть – до конца постичь нельзя, бытие мира указывает на что-то другое); действительность полна ужаса и страха (познание = дерзость; парадокс – оно нужно, но и посягает на тайну – эта борьба проявляется в борьбе самого исследователя со своими идеалами и ценностями, которые надо проверить). Такая борьба выражается в стремлении исследователя найти противника (упадок науки – желание найти лишь единомышленников).

3 признака науки: познавательный метод, достоверность знания и его общезначимость (единодушие). Современная наука 1.универсальная по духу (нет области, которая бы могла от нее отгородиться), 2.не завершена (у греков как бы все завершенное; современная наука все время меняется, преодолевает свои основания – оно знает, что никогда не достигнет бытия и что процесс бесконечен, т.е. это беспредельное движение, определяемое идеей прогресса – кажущаяся бесцельность, в отличие от определенности и структурированности греков); 3.ни к чему не относится равнодушно (любой факт интересен); 4.обращаясь к единичному стремится выявить всесторонние связи (единение наук, у каждой при этом свой предмет, своя точка зрения; в основе взаимосвязи – форма познания, т.е. метод; систематичность приводит не к картине мира, а к проблеме системы наук – подвижна, многообразная система); 5.постановка радикальных вопросов (конкретное познание, а не всеобщие идеи); 6.наличие определенных категорий – категория причинности – универсальность в разработке категорий и методов; 7.научная позиция – вопросы к любому предмету, исследования, проверки – свобода познаваемого в науке.

Сейчас все считают себя причастными к науке, многие данные просто принимаются, наука смешивается с ненаукой. Наука доступна немногим.

Одно из ложных следствий понимания науки – представление о том, что мир не может быть познан, а что он уже познан – стремление с помощью знания упорядочить мировое устройство. Отсюда (идея, что рассудку доступна вся истина) некритичность в принятии выводов (без учета методов), абсолютное доверие к науке. Однако как только суеверие это сменяется разочарованием – презрение к науке, все беды связываются с ней. Границы действительно есть (врач и сейчас не все может вылечить). Наука должна осознавать свои границы (тогда подобного противоречия между ненавистью и суеверия можно избежать).

Кризис в науке: естественные науки нецелостны; гуманитарные – лишены гуманитарного этоса. Знание лишено целостности. Кризис не в науке, а в человеке: свободное исследование превратилось в научное предприятие (куда каждый может попасть) – много точек зрения и друг друга люди понимать перестают. Сейчас смысл – не познание, искажение смысла науки – власть техники (которая обеспечивает порядок), а техника держится на науке, но верят в результаты (знания) науки (суррогатная вера), подлинное знание это еще и знание о методе и границах науки.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.