Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Марксистский подход к исследованию социальной реальности.






К. Маркс – крупнейший немецкий мыслитель, основатель диалектического и исторического материализма, политэкономии. Сформулировал принцип зависимости общественного бытия (социальной материи) – системы социально-экономических отношений от уровня развития производительных сил общества. Согласно ему эти отношения объективны и только объективны, они ни прямо, ни косвенно не зависят от индивидуального и общественного сознания и детерминируют каждую историческую ступень развития общества. В социально-гуманитарном познании наиболее значимым с точки зрения Маркса является диалектический метод научного исследования (метод восхождения от абстрактного к конкретному). Маркс разрабатывал и применял диалектический метод в анализе ключевого для политэкономии понятия стоимости, что позволило объяснить природу прибавочной стоимости.

Метод восхождения от абстрактного к конкретному есть для Маркса лишь способ при помощи которого мышление усваивает в себе конкретное и воспроизводит его как духовно конкретное. Конкретное потому конкретно, что есть синтез многих определений, следовательно, единство многообразного.

Маркс демонстрирует эту мысль на примере рассуждения из области политэкономии. На первый взгляд кажется правильным начать с реального конкретного, данного нам в ощущения – населения, которое есть основа и субъект всего общественного производства. Но при ближайшем рассмотрении население это абстракция, если не рассматривать классы, из которых оно состоит, классы в свою очередь абстракция без основ на которых они покоятся, наемного труда, капитала. Последние в свою очередь предполагают разделение труда, цены, деньги, стоимость. Таким образом начав с населения оказалось бы что это лишь хаотическое представление о целом и только путем более детальных определений можно было бы аналитически подходил бы к детальным определениям и затем пришлось бы двигаться обратно к конкретному целому, но уже как к некоторой богатой совокупности многочисленных определений и отношений. Маркс в своих рассуждениях предлагает зафиксировать абстрактные понятия – труд, разделение труда, потребность, меновая стоимость и затем двигаться к конкретным целостностям – к государству, международному обмену, мировому рынку.

Далее можно рассмотреть, что понимание определения меновой стоимости рабочим временем. Для превращение различных видов труда в эквивалент необходимо произвести следующие процедуры: труд как эквивалент должен рассматриваться не как труд различных субъектов, а напротив различные индивиды лишь органы труда (усредненного, который выполняет некий усредненный индивид). Затем конкретный труд должен рассматриваться как проявление своей противоположности – абстрактного труда (портной и ткач создают лишь некую стоимость – в этом смысле их конкретный труд – проявление абстрактного). Третья особенность эквивалентной формы – частный труд становиться формой своей противоположности общественного труда. (я бы не стала об этом говорить).

Общим результатом своих рассуждений Маркс формулирует следующим образом. В общественном производстве своей жизни люди вступают в определенные, необходимые от их воли независящие отношения – производственные отношения, которые соответствуют определенной ступени развития материальных производительных сил. Совокупность этих производственных отношений составляют экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания. Способ производства материальной жизни обуславливает социальный, политический и духовный процессы жизни. По мнению Маркса, ен сознание определяет бытие, а бытие определяет сознание.

Т.о. марксистский подход к исследованию социальной реальности заключается в том, чтобы исходя из материального производства непосредственной жизни рассмотреть действительный процесс производства, понять связанную с ним и порожденную им форму общения – т.е. гражданское общество, как основу всей истории. Затем необходимо изобразить деятельность гражданского общества в сфере общественной жизни, а так же объяснить из него все различные теоретические порождения и формы сознания, религию, философию, мораль…необходимо проследить процесс их возникновения, на основе производственных отношений. Не критика, а революции по мнению Маркса является движущей силой истории, религии, философии и всякой иной теории. Игнорирование этого фактора или рассмотрение его как побочного, вынуждало писать историю, руководствуясь лежащим вне ее масштабом. Из истории исключалось отношение людей к природе, чем создавалась противоположность между природой и историей. Кроме того при изображении другой эпохи история вынуждена была разделять иллюзию этой исторической эпохи






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.