Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Исход 20






Как христианам понимать и применять десять заповедей?

Закон Моисея Библия называет заветом, который Бог заключил с Израилем (Иер 31: 31, 32). Новый Завет настаивает на том, что христианин «не под Законом, но под благодатью» (Рим 6: 14). Но ни те, ни другие слова не означают, что десять заповедей не имеют отношения к христианам. Это — обобщенные нравственные принципы, четко и ясно сформулированные. Они многое говорят о нравственности Бога, Который дал их. Кроме того, в них открывается тот образец добродетели, в котором ясно указано, чего ожидает Бог не только от Своего иудейского народа, но и от всех людей, которые живут в личных взаимоотношениях с Ним.

Несмотря на то, что заповеди изложены в форме отрицания — «Не убивай; не кради» — каждая из них несет ясное положительное значение, которое дает нам практическое руководство, как поддерживать правильные взаимоотношения с Богом и с окружающими нас людьми.

Заповедь:

1. Да не будет у тебя других богов пред лицеем Моим (20: 3).

2. Не делай себе кумира (20: 4-6).

3. Не произноси имени Господа. Бога твоего, напрасно (20: 7).

4. Помни день субботний, чтобы святить его (20: 8).

5. Помни отца твоего и мать твою (20: 12).

6. Не убивай (20: 13).

7. Не прелюбодействуй (20: 14).

8. Не кради (20: 15).

9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего (20: 15).

10. Не желай чужого (20: 17).

Ее положительное значение:

Бог ценит нашу абсолютную преданность. Мы всецело посвящаем себя только Ему Одному. Во всей вселенной нет ничего, что могло бы олицетворять Бога или заменить Его место в наших сердцах. Никогда не допускайте даже и мысли о том, что Бог – это пустое, ничего незначащее слово. Бог реально существует, и мы должны постоянно осознавать этот факт, и верить в то, что Он действительно в нашей жизни. Выделите время для поклонения Богу, для богопочитания, для того, чтобы вспоминать о Нем. И для того чтобы отдыхать.

Оказывайте уважение своим родителям, когда они молоды, и когда состарятся. Относитесь к каждому человеку, как к важной и ценной личности, и активно защищайте и охраняйте жизнь друг друга.

Будьте верными вашим супругам и тому завету, который вы заключили с ними, посвятив себя только одному человеку.

Проявляйте заботу от окружающих, защищая их материальные права. Не используйте других ради собственной материальной выгоды.

Проявляйте такую же заботу о репутации окружающих вас людей, как вы заботитесь о сохранности их жизни и имущества.

Цените людей, а не вещи. Пусть окружающие будут для вас более важны, чем то, что у них есть. Или то, чего у вас нет.

 

Исход 20: 8

Не нарушают ли христиане заповедь «помнить день субботний»

(еврейскую субботу) тем, что поклоняются Богу в воскресенье?

Несмотря на то, что принципы, изложены в остальных девяти заповедях, отчетливо повторяются в Новом Завете, в нем ничего не сказано о том, что христиане должны поклоняться Богу в субботу. Напротив, совершенно ясно, что субботу заменило воскресенье, которое стало днем христианского поклонения Богу. И хотя первые обращенные из евреев в христианство продолжали поклоняться в субботу, мы видим, что вскоре первый день недели, воскресенье, стал соблюдаться христианами, как святой день (Деян 20: 7; 1 Кор 16: 2). Как объяснить этот переход? В Ветхом Завете суббота тесно связана с сотворением мира (Исх 20: 11), в то время как в воскресенье напоминает нам о воскресении Иисуса Христа (Мф 28: 1; Мк 16: 2; Лк 24: 1; Ин 20: 1). Это событие, стоящее в центре христианства заняло первое место в церковной мысли, поэтому день поклонения был изменен с тем, чтобы отражать новую реальность. В одном документе III в. по Р.Х., озаглавленном «Учение апостолов» (The Teaching of the Apostles— прим. пер.), сказано, что «и далее апостолы выбрали» первый день недели, как день богослужения, «потому что в первый день модели наш Господь восстал из мертвых, и в первый день Он вознесся на небо, и в первый день недели Господь явится при конце с ангелами небесными».

Исход 20: 13

Как могут некоторые христиане ратовать за войну и высшую меру наказания, если в шестой заповеди сказано: «Не убивай»?

Еврейские язык проводит четкую границу между убийствами, совершенными людьми лично, и законными казнями и убийством на войне. В этой заповеди использовано слово, употребляющееся для обозначения тех убийств которые совершаются людьми лично. В Новой Международной Персии (New International Version — одном из современных английских переводов Библии с языка оригинала — прим. пер.) мы читаем: «Не совершай убийства» - это звучит правильнее, чем старый вариант «Не убивай». См. дальше ответ на вопрос по Быт 9: 6.

Исход 20: 14

Не являются ли многочисленные браки Ветхого Завета, как у Иакова, который имел четырех жен, нарушением заповеди о прелюбодеянии?

Как мог Бог благословлять, а Божий народ уважать человека, который всю свою жизнь прожил в прелюбодеяниях?

Взаимоотношения, которые Иаков имел с Рахилью, Лией, Валлой и Зелфой, был и легальными браками по законам и обычаям эры патриархов. Закон о прелюбодеянии — это закон о сексуальных внебрачных отношениях, и, следовательно, к Иакову он не применяется.

В действительности, в Ветхом Завете нет отчетливого запрета многоженства. Доводы о создании семьи, который приводит Иисус в Мф 19, вне сомнения, подразумевают моногамный союз, а появление в линии Каина многоженства (Быт 14: 19-23) ясно свидетельствует о том, что оно не было волей Божьей для человечества. Но было бы нечестно применять стандарт, который стал понятен людям только тысячелетия спустя, к человеку, который по нормам своего времени жил, как праведник.

Исход 21: 1

Как вы объясните установленный в законе Моисея обычай о продаже себя и своих детей в рабство? В Новой Международной Версии сказано: «слуга», но старые переводы более честны. Нельзя считать такого Бога, который узаконивает рабство, нравственным.

Этот сложный вопрос требует комплексного ответа. Во-первых, правила Ветхого Завета не узаконивают рабства. Они регулируют уже существующую систему. Если провести параллель с обычаями других культур, то мы увидим, что в Израиле раб имел намного больше прав и был лучше защищен законом. Например, хозяин должен был отпустить своего раба на свободу, если нанесет ему какое-то увечье, через семь лет раба нужно было отпускать — эти законы мы находим только в Ветхом Завете. Во-вторых, продажа детей в рабство нередко была экономической необходимостью. Родители продавали детей не для того, чтобы заработать на этом, а потому, что не имели средств, чтобы содержать их. В этом смысле рабство в Израиле часто служило спасительной инстанцией. В-третьих, рабство было одним из социальных механизмов, посредством которого закон Ветхого Завета сдерживал рост бедности в Израиле. Человек, оказавшийся в долгах, мог продать себя в рабство тому, кто был более успешен в своих делах. Вырученные за это деньги он употреблял для того, чтобы выплатить свой долг, а затем работал на своего хозяина еще семь лет. За это время он мог приобрести навыки, которые дали бы ему возможность зарабатывать самостоятельно. По окончании семи лет раба не только отпускали, но и давали ему необходимые средства для того, чтобы он смог начать жить заново (см. Исх 21: 2-11; Лев 25: 39-55; Вт 15: 1-18). Несмотря на то, что были случаи, когда рабы страдали от своих жестоких хозяев, едва ли рабство в Израиле можно назвать такой же жестокой системой, как у других народов или в Соединенных Штатах тысячелетия спустя.

Исход 21: 23-25

Библейский принцип «око за око» крайне примитивен и груб. Как можно предположить, что Бог, установивший этот принцип, — это Тот, Который через Иисуса Христа учит нас любить даже наших врагов?

Это так называемый lex talona, или «закон джунглей», является очень прогрессивным принципом, который был крайне необходим для того, чтобы поддерживать согласие и гармонию в израильском обществе.

В Израиле не было полицейских отрядов, тюрем или народных судов. Споры решались на местном уровне, старшими людьми в поселке. Преступления расценивались, как действия, совершенные против отдельных личностей, а не против государства. В наказание пострадавшей стороне возмещался ущерб, при этом старались, по возможности, восстановить то, что было отнято у человека. В случаях кражи возмещали не только тo, чего было украдено, но нередко за это выплачивали в два и три раза больше. Что уж говорить о случаях увечья!

Но многих обществах преступление считают делом, которое решается между жертвой и преступником. В результате развивается страшная междоусобная вражда. Один человек наносит вред другому: в гневе второй способен на ответный удар; и ужасный круг взаимных обид уже невозможно остановить. Принцип Ветхого Завета «око за око» останавливал этот цикл еще до его начала. Если кто-то нанес увечье ближнему, лишив его глаза, самое большее, что мог сделать пострадавший — это тоже лишить обидчика глаза. На самом деле, это означало, что пострадавшая сторона оценивала нанесенный ей ущерб, а городские старцы вели переговоры до тех пор, пока дело не было улажено, и не вносилась плата, приемлемая для обоих сторон. Принцип «око за око» означал, что пострадавшая сторона не имела права требовать возмещения, которое превышало бы Причиненный ей ущерб.

Если понимать lex talona таким образом, то тогда он вообще не имеет никого отношения к закону джунглей. Это юридический принцип, цель которого —поддерживать гармонию в обществе, где люди несут ответственность за поступки, причиняющие вред окружающим, но где правит справедливость, а не месть. Между этим принципом и принципом взаимоотношений, о котором рассказал Иисус, нет никакого противоречия. Закон Ветхого Завета призывает к прощению и восстановлению гармонии после того, как жертва получила компенсацию понесенных ею убытков.

Исход 31: 18

В самом ли деле у Бога есть пальцы? Не подтверждают ли стихи, в которых употребляется антропоморфизм, что ветхозаветное представление о Боге примитивно и совершенно не согласуется с мнением Иисуса о том, что «Бог есть дух» (Ин 4: 24)?

Использование антропоморфизмов еще не говорит о примитивности представлений Боге. Еврейский язык очень красочен и часто использует конкретные образы в символическом значении. Люди во времена Моисея прекрасно понимали, что слова о том, что Бог написал Своим перстом законы на каменных табличках, означали не что иное, как то, что Бог лично передал эти слова Моисею.

В Ветхом Завете много примеров употребления антропоморфизмов, так что трудно поверить, что кого-нибудь может смутить это бессмысленное возражение. Например, если Бог низлагал что-то под Свою пяту, это означало полное подчинение. Говорить, что Его очи на чем-то или на ком-то, означило признавать Его бдительное присутствие. Встретить Бога лицом к лицу означало встретиться с Ним лично. А если какое-то! действие приписывалось могучей руке Божией, то это означало, что подействовала Его великая сила.

Ни один из этих или подобных примеров образного употребления лексики еврейского языка ни на секунду не заставляет нас предположить, что евреи представляли Бога как-то иначе, а не трансцендентным Духом, чью природу никогда невозможно будет передать человеческими образами (Исх 20: 4).

Исход 33: 11, 20

Очевидно, в этих стихах есть видимое противоречие. Иаков сказал, что «видел Бога лицом к лицу». А позже Бог сказал Моисею: «Лица Моего не можно тебе увидеть; потому что человек не может увидеть Меня и остаться в живых» (Исх 33: 20).

Ответ заключается в том, что слово лицо употребляется в Ветхом Завете в разных значениях. См. обсуждение этого вопроса в разделе Быт 32: 30.

 

Исход 34: 7

В этом стихе написано, что Бог наказывает «вину отцов в детях и в детях детей до третьего и четвертого рода». Можно ли назвать это нравственным? Кроме того, Иезекииль в Иез 18 отказывается признать данный принцип. Итак, даже сам Ветхий Завет не пытается защитить эту нравственно несостоятельную позицию.

Нет, этот стих совсем не рисует Бога каким-то мстительным карателем детей за вину отцов, а, напротив, подчеркивает одну важную истину. Решения, которые принимает человек, оказывают влияние не только на его или ее жизнь, но и на жизнь последующих поколений. Последствия нашего выбора отражаются в нашем потомстве поколение за поколением. Те кто в данном контексте отвергают и нарушают принципы, изложенные в десяти заповедях, разрушают нравственность своего потомства, делая его очень уязвимым для Божественного наказания за их собственные поступки.

В Иез 18 речь идет о другом. Во дни Иезекииля народ Иуды был абсолютно безразличен к Богу, утверждая, что от покаяния нет никакой пользы, потому что Бог решил наказать Иуду за грехи их отцов. Иезекииль № ясно говорит, что, напротив, даже во времена общенациональных бедствий нравственная устойчивость каждого отдельного человека очень им/к мл. Бог судит людей на основании их личных нравственных решений, м мо наказывает их за то, что делали их отцы и праотцы.

 

Левит

Левит

Кто написал эту книгу, и какие вопросы и темы в ней рассмотрены?

Эта третья книга Ветхого Завета была написана Моисеем (см. комментарий к Бытию). Эта книга рассказывает о порядке богослужения, дает подробные указания о том, как священники и левиты должны исполнять свои обязанности и, кроме того, объясняет народу, как поддерживать ритуальную и нравственную чистоту, необходимую для поклонения Богу.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.