Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Уровня сформированности компетенций






 

Задание 1. Какими из перечисленных правил вы стали бы руководствоваться в общении и почему?

1. Основа отношения собеседника к нам закладывается в первые 15 секунд общения с ним.

2. Если вам сделали комплимент, его необходимо тут же вернуть, сделав его больше и цветистее.

3. Для того чтобы люди захотели с вами общаться, вы сами должны этого хотеть, и собеседники должны это видеть.

4. Говорите с другим человеком о себе, и он будет слушать вас часами.

5. Улыбка ничего не стоит, но много дает. Она обогащает тех, кто ее получает, не обедняя при этом тех, кто ею одаривает. Никто не богат настолько, чтобы обойтись без нее, и нет такого бедняка, который не стал бы от нее богаче. Она длится мгновение, а в памяти остается порой навсегда.

6. В разговоре как можно реже нужно упоминать имя собеседника.

7. В разговоре надо стремиться как можно искреннее внушать собеседнику сознание его значительности.

8. Указывайте на ошибки других прямо, а не косвенно.

9. В общении главное правило: делать подарки «Ребенку» и не дразнить «Родителя» своего собеседника.

10. Главное в общении – побольше говорить, поменьше слушать и не допускать в разговоре пауз.

 

Задание 2. Как известно, манипуляторские психологические игры препятствуют честным, доверительным и откровенным взаимоотношениям. Кроме того, они препятствуют установлению эффективных деловых отношений. Ниже приведены описания некоторых из них.

-Какие психологические причины обусловливают их применение?

-Какие индивидуальные и возрастные особенности демонстрируют манипуляторы?

-Можно ли манипулятора «вывести на чистую воду» и привести к убеждению отказаться от них и если да, то каким образом?

А. Игра «меня рвут на части». Любители этой игры охотно берут много поручений, чтобы иметь возможность сослаться на перегруженность. При этом некоторые люди искренне верят в свою перегруженность, считают, что они «сгорают на работе».

Б. Игра «святая простота». Приверженцы такой роли стараются нарочито наивно рассуждать. У собеседника при этом возникает естественное желание учить и, следовательно, частично или полностью решать за исполнителя проблему. Если игрок – женщина, она может, широко пользуясь афоризмом «Сила женщины – в ее слабости» и апеллируя к рыцарству своих консультантов, полностью переложить на них свои обязанности.

В. Игра «казанская сирота». Используется целый ряд приемов:

1) сотрудник держится подальше от руководства, чтобы потом иметь возможность сказать, что он был заброшен и его действиями не руководили;

2) заявляет, что ему не помогают ни руководство, ни коллеги;

3) ссылается на отсутствие прав – «Никто меня слушать не хочет»;

4) указывает на непосильность задачи для него («Я – не профессор», «Академий не кончал», «Я – слабая женщина»);

5) может напроситься на грубость или спровоцировать незаконные действия, что дает возможность занять позицию обиженного и избавиться от служебного контроля;

6) слыть дураком и вызывать сочувствие.

 

Задание 3. Принятие позиции «Ребенка», «Взрослого» или «Родителя» может характеризоваться рядом физических признаков. Определите, какую позицию в общении занимает ваш собеседник, если он:

1) выражает себя по большей части не словами, а проявлениями чувств; похлопывает собеседника по плечу; кусает ногти; шмыгает носом; смотрит на собеседника открытым взглядом; поджимает губы; легко плачет, поднимает вверх указательный палец; сдержан; смущается; хмурит брови; хихикает; надувает губы; поднятием руки спрашивает разрешения что либо сказать; часто вспыхивает от раздражения; вздрагивает от испуга; хнычет; внимателен; уверен в себе; цокает языком; строит глазки; пожимает плечами; ставит руки на бедра; скрещивает руки на груди; держит руки пирамидой вверх; потупляет взор; изображает на лице ужас; дразнит; восторгается; смеется; «ломает» руки; тяжко вздыхает; снисходительно кивает головой; криво усмехается;

2) употребляет следующие слова и выражения: «хочу»; «на мой взгляд»; «никогда в жизни…»; «давай пойдем»; «запомни раз и навсегда!»; «что»; «где»; «самый (большой, высокий, лучший, самый самый)»; превосходные степени сравнения; «только попробуй…», «не буду»; «заруби себе на носу!»; «сынок (варианты: милок, голубчик, деточка, мой дорогой)»; «сколько можно тебе повторять?!»; «какой бестолковый»; «мам» я пошел…»; «подумаешь, какой…»; «когда вырасту и стану большим…»; «ужасный»; «ну ну»; «идиотский»; «чушь»; «почему»; «я полагаю»; «неверно»; «вероятно»; «возможно»; «когда»; «кто»; «как»; «по сравнению с…»; «справедливо»; «иначе говоря…»; «сколько»; «каким образом»; «неизвестно»; «действительно»; «правильно ли я понял, что…».

 

-Кто автор и в чем заключается содержание теории сочетания в структуре личности позиций «Ребенка», «Родителя» и «Взрослого»?

-Какие позиции эффективны в межличностном общении?

-Какие позиции наиболее эффективны в обучении?

-Какие позиции наиболее эффективны в профессиональной деятельности?

 

Задание 4. Определите средства невербального общения (экстралингвистика, просодика, кинесика, такесика) по следующим характеристикам.

1. Понятие, используемое для обозначения различных движений человека: жесты, мимика, позы, взгляд, походка, а также экспрессия лица и фигуры человека, обусловленная самим строением лица, черепа, туловища, конечностей.

2. Общее название ритмико‑ интонационных сторон речи: высоты, длительности, громкости, тембра голоса; темпа, интонации речи, ударений.

3. Включение в речь пауз, а также плача, смеха, вздоха, кашля.

4. Физический контакт (прикосновения, поглаживания, похлопывания, поцелуи) и расположение тела в пространстве.

 

Задание 5. Ниже приведен список утверждений. Оцените их с точки зрения психологической правильности и неправильности. Аргументируйте свой ответ.

1. В большинстве случаев человек выбирает свою социальную роль добровольно.

2. Достижение человеком власти чаще всего зависит от обстоятельств или даже от случая, а не от его внутренних качеств..

3. Эффект ореола состоит в том, что, усмотрев в человеке какое‑ то главное (по нашему мнению) качество, мы склонны видеть у него и другие качества, гармонирующие с этим качеством.

4. Мы склонны чаще объяснять поведение другого человека внешними, а не внутренними причинами.

5. Стереотип – это сравнительно объективное представление о группе людей, с которой у нас были ограниченные контакты.

6. Установки «выкристаллизовываются» в период от 12 до 30 лет, и впоследствии изменить их очень трудно.

7. В случае когнитивного диссонанса мы всячески стараемся обосновать свой выбор.

8. Авторитетная личность менее подвержена предрассудкам, чем прочие люди.

 

Задание 6. Определите стили руководства по характеристикам, приведенным ниже. Какие стили руководства более эффективны? Какие индивидуальные особенности общения проявляются в стилях руководства.

А. Руководитель жестко контролирует деятельность подчиненных, оставляя малую возможность для проявления их инициативы и самостоятельности. Все вопросы стремится решать сам, без обсуждения с активом и членами коллектива. Пользуется командным языком, часто проявляет невыдержанность, отсутствует такт в обращении с подчиненными. Критика и похвала отдельных работников и коллектива носят в основном субъективный характер.

Б. Руководитель постоянно опирается на актив коллектива, считается с мнением специалистов, широко привлекает членов коллектива к обсуждению различных производственных вопросов, к разработке и принятию решений. Работа коллектива строится на принципах критики недостатков «сверху вниз» и «снизу доверху». При этом, хотя руководитель и представляет подчиненным возможности для проявления самостоятельности, однако не идет у них на поводу. В отношениях руководителя к своим подчиненным наблюдаются уважение, стремление прийти на помощь, умение сдерживать себя в конфликтных ситуациях. Данный стиль способствует возникновению атмосферы взаимопонимания и взаимного доверия.

В. Характеризуется минимальным вмешательством руководителя в деятельность коллектива. Этот стиль возможен тогда, когда цели коллективной деятельности ясны и работа подчиненных имеет индивидуализированный творческий характер. Здесь подчиненные самостоятельно планируют свою деятельность, поэтому они обращаются к руководителю за помощью и указаниями лишь в случаях особой необходимости. При таких условиях руководитель прежде всего контролирует и стимулирует деятельность подчиненных.

 

Задание 7. Приведённые ниже структурные элементы педагогических способностей проранжируйте по степени их значимости для педагогического общения. Аргументируйте свой ответ.

1.Педагогическое воображение - способность педагога предугадывать поведенческие реакции учащихся.

2.Педагогическая наблюдательность - способность педагога предполагать

тенденции развития знаний, качеств и свойств личности учащихся.

3.Требовательность в отношении к себе и другим.

4.Педагогический такт - подход, проявляемый во взаимоотношениях между

педагогами и учениками.

5.Распределение внимания – внимание и его проявление в процессе обучения и воспитания к каждому учащемуся.

6.Организаторские способности - составная часть педагогических способностей, которая необходима в процессе обучения и в проведении различных мероприятий.

Задание 8. Ориентируясь на психологические особенности партнера, напишите максимальное количество рекомендаций по оптимизации межличностного взаимодействия в каждой ситуации:

а) В коммунальной квартире проживает множество людей, среди которых женщина, отличающаяся такими чертами как раздражительность, сварливость, недовольство окружающими. Из-за ее вспыльчивости ежедневно возникают конфликты с соседями.

б) С начала семестра студент субъективно предполагает неприязнь со стороны преподавателя, который игнорирует его на семинарах, занижает оценки за ответы. Студент беспокоится о предстоящем экзамене.

в) Начинающий сотрудник фирмы считает, что начальник не доверяет ему серьезных дел, скептически относится к его предложениям, иногда позволяет себе грубые высказывания в его адрес.

 

Задание 9. Проанализируйте предложенную педагогическую ситуацию, определите ценностные основания в деятельности педагога.

 

Задание 10. Опираясь на знание нормативно – правовой документации и уровней управления образовательными системами, покажите на примере, как осуществляется управление системой образования в Российской Федерации. Раскройте государственно-общественный характер управления системой образования.

Задание 11. Проведите SWOT – анализ развития одного из уровней(среднее профессиональное или высшее образование) современной системы профессионального образования в РФ

 

Задание 12. Ознакомьтесь с предложенным планом проведения занятия – экскурсии, проанализируйте его и определите:

- в какой степени могут быть достигнуты входе занятия поставленные цели и задачи?

- как проявляются образовательная, воспитывающая и развивающая функции процесса обучения в рамках предложенного занятия?

 

Задание 13. Исходя из предложенных текстов, характеризующих современные научные теории отбора содержания образования, сделайте выписки по следующим направлениям:

- исторический период возникновения теории,

- суть теории,

- достоинства,

- недостатки.

 

Задание 14. Используя предложенные для анализа педагогические ситуации, определите, какие принципы целостного педагогического процесса реализованы в каждом отдельном случае? Аргументируйте Ваш ответ.

 

Задание 15. Располагаясь в контексте культуры, педагогическое требование принимает формы, соответствующие нормам культуры. Используя предложенные Вам вербальные требования, перечислите их по принципу усиления меры принуждения. Определите наиболее универсальную и традиционную форму педагогического требования из предложенных Вам.

Формы требований: совет, рекомендация, приказ, просьба, деловое распоряжение.

 

Задание 16. Исходя из сущности педагогического управления и его функций:

1. сопоставьте принципы педагогического управления в структуре образовательного учреждения с принципами управления в иной структуре (производственной, экономической, корпоративной, частной - на Ваш выбор), найдите сходства и различия.

 

Задание 17. Исходя из логики педагогического проектирования, разработайте процедуру проектирования педагогических технологий, ориентированных на обучение рабочих, служащих и специалистов среднего звена, с характеристикой Ваших основных действий по следующим этапам:

А. Предварительный этап.

Б. Проектировочный этап.

В. Рефлексивный этап.

 

Задание 18. В современном образовании активно развиваются три основных вида проектирования:

- социально – педагогическое проектирование,

- психолого – педагогическое проектирование,

- образовательное проектирование.

Приведите по одному примеру каждого из названных видов проектирования и определите в них объект проектирования, целевую направленность и результат.

 

Задание 19. Заполните таблицу с учётом приведённых вариантов вопросов под буквенными обозначениями от " А" до " Д":

№п/п Вид урока А Б В Г Д
  Изучение новых знаний          
  Комбинированный          
  Лекция          
  Семинар          
  Зачёт          
  Практические занятия          

А) В.А. Сухомлинский в работе " 100 советов учителю" говорил: " Урок первого изучения материла должен быть особенным – в том смысле, что здесь приобретает особое значение эффективность самостоятельного умственного труда школьников" О каком виде урока говорил известный педагог?

Б) Для какого типа урока характерна следующая структура: организационный этап, этап проверки домашнего задания, этап всесторонней проверки знаний, этап подготовки к усвоению новых знаний, этап усвоения новых знаний, этап закрепления новых знаний, этап информирования учащихся о домашнем задании.

В) С. Т. Шацкий выдвинул ряд требований к ведению урока. К какому типу из перечисленных вариантов занятий относится его замечание: " Мерная текучесть речи унылого характера производит своё специфическое влияние: ученики начинают засыпать, они находятся под физическим воздействием речи…"

Г) Какой тип урока позволяет в большей степени реализовать совет С. Т. Шацкого: " Наша задача заключается в том, чтобы не только дать ребёнку познание окружающих вещей, но и научить его реорганизовывать, исправлять, сделать лучше."

Д) Для какого варианта учебного занятия подходит определение из работы Б. В. Горячева: " Управление лекционно – семинарской и зачётной системой": Эта форма развития учащегося, организации самообразования, самообучения проверки и контроля за знаниями, умениями и навыками"?

 

Задание 20. Проанализируйте серию предложенных тестовых заданий и определите особенности методики их составления. Выделите, как минимум, 4 основных типа вопросов, характерных для педагогического теста как метода педагогической диагностики.

Примеры вариантов тестовых заданий по общей и профессиональной педагогике:

1. Дополните предложение: " Профессиональная педагогическая деятельность – это такой вид деятельности, который осуществляется в………………..."

Ответ: специально организованных образовательных организациях.

2. Соотнесите уровень и функциональную направленность управления образованием в РФ:

а) первый уровень 1. местное управление

б)второй уровень 2. федеральное управление

в) третий уровень 3. управление субъектами федерации

 

3. Уточните правильное соотношение имиджа и репутации в профессиональной деятельности:

а) репутация есть часть имиджа

б) имидж есть часть репутации

в) репутация равна имиджу

 

4. К педагогическим традициям эпохи античности относятся (выберите несколько правильных ответов):

А) послушание и покорность

Б) ценностно-рациональный характер обучения и воспитания

В) преимущественная ориентация на развитие воли и разума

Г) утверждение в человеке индивидуального и творческого начал при гармонии с социумом

 

5. Установите правильную последовательность принадлежности историко – педагогической эпохе следующих известных мыслителей и педагогов:

А) Сократ

Б) И. И. Бецкой

В) В. А. Сухомлинский

Г) М. Монтень

Д) Я. А. Коменский

 

6. Принцип ………… ориентирует на сквозное рассмотрение историко – педагогических проблем в единстве с общими тенденциями развития человеческой цивилизации в целом (вставьте пропущенное слово).

Ответ: целостности, целостность

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.