Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные закономерности психического развития






Развитие каждой психической функции, каждой формы по­ведения подчиняется своим особенностям, но психическое раз­витие в целом имеет общие закономерности, которые проявляют­ся во всех сферах психики и сохраняются на протяжении всего он­тогенеза. Говоря о закономерностях психического развития, име­ют в виду описание и объяснение не случайных фактов, а главных, существенных тенденций, определяющих ход этого процесса.

Во-первых, для психического развития характерны нерав­номерность и гетерохронностъ. Каждая психическая функция обладает особым темпом и ритмом становления. Отдельные из них как бы «идут» впереди остальных, подготавливая другим почву. Затем те функции, которые «отставали», приобретают приоритет в развитии и создают основу для дальнейшего ус­ложнения психической деятельности. Например, в первые ме­сяцы младенчества наиболее интенсивно развиваются органы чувств, а позднее на их основе формируются предметные дей­ствия. В раннем детстве действия с предметами превращаются в особый вид деятельности - предметно-манипулятивную, в ходе которой развиваются активная речь, наглядно-действен­ное мышление и гордость за собственные достижения.

Периоды, наиболее благоприятные для становления той или иной стороны психики, когда обостряется ее чувствительность к определенного рода воздействиям, называются сензитивными. Функции развиваются наиболее успешно и интенсивно. Таковым для овладения родным языком является возраст с 2 до 5 лет, когда малыш активно расширяет свой словарный запас, усваивает за­коны грамматики родного языка, переходя в итоге к связной речи.

Во-вторых, психическое развитие протекает стадиально, имея сложную организацию во времени. Каждая возрастная стадия обладает своим темпом и ритмом, не совпадающим с темпом и ритмом времени и изменяющимся в разные годы жиз­ни. Так, год жизни в младенчестве по своему объективному зна­чению и происходящим преобразованиям не равен году жизни в отрочестве. Наиболее быстро психическое развитие происхо­дит в раннем детстве - с рождения до 3 лет.

Стадии психического развития определенным образом сле­дуют одна за другой, подчиняясь своей внутренней логике. Их последовательность нельзя перестроить или изменить по желанию взрослого.

 

Любая возрастная стадия вносит свой неповторимый вклад, а поэтому имеет свое непреходящее значение для кого развития ребенка, имеет собственную ценность, важно не ускорять, а обогащать психическое развитие, расширять, как подчеркивал А.В.Запорожец, возможности i в присущих данному возрасту видах жизнедеятельности. Ведь только реализация всех возможностей данного возраста

обеспечивает переход к новой стадии развития.

Ребенок определенного возраста занимает особое место в системе общественных отношений. И переход от одного этапа развития к другому есть прежде всего переход к новой, качественно более высокой и глубокой связи ребенка и общества, частью которого он является и без связи с которым не может жить (А.В.3апорожец).

Характеристиками стадий психического развития выступают социальная ситуация развития, основные новообразования и ведущая деятельность.

Под социальной ситуацией развития понимается соотношение внешних и внутренних условий развития психики (Л.С.Выготский). Она определяет отношение ребенка к другим людям, предметам, вещам, созданным человечеством, и к самому себе.

В качестве возрастных новообразований выступают новый тип строения личности и ее деятельности, психические изменения, возникающие в данном возрасте и определяющие преобразования в сознании ребенка, его внутреннюю и внешнюю жизнь. Это те позитивные приобретения, которые позволяют перейти к новой стадии развития.

Каждому возрасту присуща ведущая деятельность, которая обеспечивает кардинальные линии психического развития именно в этот период (А.Н.Леонтьев). В ней наиболее полно представлены типичные для данного возраста отношения ребенка со взрослым, а через это и его отношение к действительности. Ведущая деятельность связывает детей с элементами окружающей действительности, которые в данный период являются источниками психического развития. В этой деятельности формируются основные личностные новообразования, происходит перестройка психических процессов и возникновение новых видов деятельности. Так, например, в предметной деятельности в раннем возрасте формируются «гордость за собственные достижения», активная речь, складываются предпосылки для возник­новения игровой и продуктивных видов деятельности, возникают

 

 

элементы наглядных форм мышления и знаково-символической функции.

Подлинным содержанием психического развития является борьба внутренних противоречий, борьба между отживающи­ми формами психики и новыми нарождающимися (Л.С.Выгот­ский, А.Н.Леонтьев, СЛ.Рубинштейн и др.). Внутренние про­тиворечия выступают движущими силами психического разви­тия. Они отличаются в каждом возрасте и в то же время проте­кают в рамках одного, главного противоречия, между потреб­ностью ребенка быть взрослым, жить вместе с ним общей жиз­нью, занимать определенное место в жизни общества, прояв­лять самостоятельность и отсутствием реальных возможностей для ее удовлетворения. На уровне сознания ребенка оно высту­пает как несоответствие между «хочу» и «могу». Данное проти­воречие ведет к усвоению новых знаний, формированию уме­ний и навыков, к освоению новых способов деятельности, что позволяет расшириться границам самостоятельности и возрас­ти уровню возможностей. В свою очередь расширение границ возможностей приводит ребенка к «открытию» все новых и новых областей жизни взрослых, которые пока ему недоступ­ны, но куда он стремится «войти».

Таким образом, разрешение одних противоречий приводит к появлению других. В результате ребенок устанавливает все более разнообразные и широкие связи с миром, преобразуются формы действенного и познавательного отражения им действи­тельности. Основной закон психического развития Л.С.Выготский формулировал следующим образом: «Силы, движущие развитие ребенка в том или ином возрасте, с неизбежностью приводят к отрицанию и разрушению самой основы развития всего возрас­та, с внутренней необходимостью определяя аннулирование со­циальной ситуации развития, окончание данной эпохи разви­тия и переход к следующей, или высшей, возрастной ступени».

В-третьих, в ходе психического развития происходит диффе­ренциация и интеграция процессов, свойств и качеств. Диффе­ренциация обстоит в том, что они отделяются друг от друга, превращаясь в самостоятельные формы или деятельности. Так, память выделяется из восприятия и становится самостоятель­ной мнемической деятельностью.

Интеграция обеспечивает установление взаимосвязей меж­ду отдельными сторонами психики. Так, познавательные процес­сы, пройдя период дифференциации, устанавливают взаимосвязи друг с другом

на более высоком, качественно новом уровне. В частности, взаимосвязи памяти с речью и мышлением обеспечивают ее интеллектуализацию. Следовательно, эти две противоположные тенденции взаимосвязаны и не существуют друг без друга.

С дифференциацией и интеграцией связана кумуляция, пред­ающая накопление отдельных показателей, подготавливающих качественные изменения в разных областях психики ребенка.

В-четвертых, на протяжении психического развития происходит смена детерминант-причин, которые его определяют. С эй стороны, меняется взаимосвязь биологических и социальных детерминант. С другой, становится иным и соотношение разных социальных детерминант. На каждом возрастном этапе подготавливаются условия для освоения ребенком определенных видов деятельности, складываются особые взаимоотношения со взрослыми и сверстниками. В частности, по мере пения контакты с товарищами все больше начинают влиять на психическое развитие дошкольника. В пятых, психика отличается пластичностью, что дает вод­ность для ее изменения под влиянием каких-либо условий, различного опыта. Так, родившийся ребенок может петь любым языком, независимо от своей национальности, а в соответствии с той речевой средой, в которой он будетвоспитываться. Одно из проявлений пластичности состоит в компенсации психических или физических функций, в случае их вия или недоразвития, например при недостаткахзрения, слуха, двигательных функций. Другое проявление пластичности -- подражание. В последнее время оно рассматривается как своеобразная форма ориентировки ребенка в мире специфических человеческих видов деятельности, способов общения и личных качеств путем уподобления, моделирования их в собственной деятельности (Л.Ф.Обухова, И.В.Шаповаленко).

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.