Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психическое развитие ребенка от 1 года до 3 лет






Социальная ситуация развития в раннем детстве представ­ляет собой ситуацию совместной деятельности ребенка со взрос­лым на правах сотрудничества и раскрывается в отношениях: ребенок-предмет-взрослый (Д.Б.Элькоиин, Л.Ф.Обухова). Со­держание совместной деятельности составляет освоение малы­шом социально выработанных способов употребления предме­тов. В конце младенчества ребенок выделил предметы как не­что постоянное, имеющее устойчивые свойства. Теперь он стре­мится научиться действовать с ними.

В возрасте 1-3 лет малыш как бы всецело поглощен предме­том и не может от него «оторваться». Погруженный в предмет­ное действие, он не видит тот факт, что за предметом всегда стоит взрослый. Взрослый создает предметы с определенным назначением и владеет способом их употребления. Малыш не может самостоятельно «открыть» функции предметов, потому что их физические свойства прямо не указывают на то, как их надо употреблять. Таким образом, социальная ситуация разви­тия содержит в себе противоречие. Способы употребления пред­метов принадлежат взрослому, только он может показать их малышу. Ребенок же выполняет индивидуальное действие. Но выполняться оно должно в соответствии с образцом, который дает взрослый, иначе невозможно достичь правильного резуль­тата. Поэтому ведущей деятельностью становится предметная, а ситуативно-деловое общение выступает средством ее осущест­вления. Предметная деятельность направлена на то, чтобы ре­бенок овладел назначением предметов, научился действовать с ними так, как принято в обществе, то есть в соответствии с соб­ственной логикой предмета, скрытой в нем функции.

 

По мнению Д.Б.Эльконина, предметное действие ребенка развивается в двух направлениях. Во-первых, это переход от совместного со взрослым исполнения к самостоятельному, что приводит к выделению взрослого как образца действия, с кото­рым малыш начинает себя сравнивать. Во-вторых, развитие средств и способов ориентации самого ребенка в условиях осу­ществления предметного действия.

Вторая линия приводит к овладению специфическим спосо­бом употребления предмета, а затем к переносу действия с одно­го предмета на другой и из одной ситуации в другую, а в итоге к обобщению действия и возникновению игрового действия. В результате распадается социальная ситуация развития, возни­кает предметное отношение к действительности, когда ребенок не только освоил назначение предметов, но и знает их функцию, а также к возникновению личного действия, осознанию «Я сам».

Ведущие достижения в раннем детстве в сферах деятельнос­ти, познания и личности:

- складывается предметная деятельность, развивается обще­ние со взрослыми, зарождается общение со сверстниками, возни­кают предпосылки игровой и продуктивной деятельности;

- формируется предметное восприятие как центральная по­знавательная функция, осваиваются наглядные формы мышле­ния (наглядно-действенное и наглядно-образное), возникает во­ображение и знаково-символнческая функция сознания, ребенок переходит к активной речи;

- возникает личное действие и личное желание, складывает­ся предметное отношение к действительности, главным новооб­разованием выступает гордость за собственные достижения, со­знание «Я сам».






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.