Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности психического развития в раннем возрасте






Раннее детство - возраст от рождения до 3 лет - особый период для развития. Рассмотрим особенности данного перио­да (Н.М.Аксарина).

В раннем детстве развитие идет максимально быстрыми тем­пами, как ни в каком другом возрасте. Происходит наиболее интенсивное становление и развитие всех особенностей, свой­ственных человеку: осваиваются основные движения и дейст­вия с предметами, закладываются основы для психических про­цессов и личности.

Скачкообразность и неравномерность психического разви­тия в этом периоде выражена ярче, чем в другом возрасте. Мед­ленное накопление тех или иных особенностей стремительно сменяется наиболее быстрыми преобразованиями в психике. Причем темп и значение разных линий психического развития на разных возрастных этапах жизни ребенка неодинаковы. На­пример, в возрасте 2, 5-3 мес. ведущей линией развития психики является формирование зрительных и слуховых ориентировоч­ных реакций. С 3 до 5-6 мес. на основе развития зрительного сосредоточения совершенствуются движения руки, формирует­ся хватание, ребенок начинает манипулировать с предметами. Устанавливаются зрительные, слуховые, тактильные и двига­тельные взаимосвязи.

Ребенок, в отличие от детенышей животного, рождается с минимальным количеством врожденных рефлексов, но с бога­тым потенциалом жизненного развития. Практически все много­образие форм поведения, как положительных, так и отрицательных, складывается в процессе взаимодействия с социальной сре­дой. И даже само время возникновения определенных психи­ческих реакций может быть ускорено соответствующим влия­нием взрослого. Например, если он проявляет к ребенку добро­желательное внимание и заботу, ласково разговаривает, то улыбка у малыша появляется раньше.

 

Существенной особенностью раннего детства является вза­имосвязь физического и нервно-психического развития. Психи­ческое развитие во многом определяется состоянием здоровья малыша. Незначительное ухудшение здоровья влияет, на эмо­циональное самочувствие ребенка, болезнь может разрушить сформированные формы поведения. И наоборот, положитель­ные эмоции ускоряют выздоровление.

Психическое и физическое состояние ребенка в этом возрасте очень неустойчиво. Наблюдается большая физическая и психи­ческая ранимость. Дети быстро заболевают, легко утомляются, их настроение часто меняется.

Для детей раннего возраста характерна высокая пластич­ность всего организма, и в первую очередь психической и выс­шей нервной деятельности. Данная особенность создает, с од­ной стороны, огромные возможности для воспитания и обучения, а с другой - дает возможность компенсировать нарушенную функцию с помощью других функций и систем организма.

Несмотря на богатые возможности развития, формирую­щиеся умения и навыки малыша неустойчивы, незавершенны и при неблагоприятных условиях легко разрушаются. Так, у де­тей, посещающих ясли, после нескольких дней отдыха, прове­денных дома, приходится снова закреплять навык мытья рук. То есть в раннем возрасте складываются не столько сами уме­ния и навыки, сколько предпосылки для их дальнейшего усо­вершенствования.

У нормального здорового ребенка в первые три года жизни ярко выражены ориентировочные реакции. Они стимулируют развитие сенсомоторных потребностей в движениях и впечат­ления. Сенсорные потребности побуждают ребенка к двигатель­ной активности. И в свою очередь движения способствуют ин­теллектуальному развитию малыша. Если же дети ограничены в получении информации, то их психическое развитие значи­тельно задерживается.

Особое значение в психическом развитии имеет эмоциональ­ное состояние ребенка и его отношение к окружающему. Положительные

 

эмоции создают благоприятные условия не только для режимных процессов, но и для формирования поведения. Они влияют на установление социальных связей сначала со взрослы­ми, а затем со сверстниками, формирование предпосылок личности, поддержание и развитие интереса к окружающему. К тому же маленький ребенок легко заражается эмоциональным состоянием, настроением воспитывающего его взрослого.

Ведущая роль в психическом развитии ребенка раннего воз­раста принадлежит взрослому. Он обеспечивает малышу опти­мальные условия не только для выживания, хорошего состоя­ния здоровья и физического развития, не заботится и о психи­ческом развитии. Он не только ухаживает за малышом, но и знакомит его с окружающим, направляет и формирует его ак­тивность. А в ответ на заинтересованное, доброжелательное отношение взрослого у ребенка очень рано формируется потреб­ность в общении с ним.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.