Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психическое развитие как усвоение общественно-исторического опыта






В отечественной психологии психическое развитие рассматривается как усвоение общественно-исторического опыта (А.Н. Леонтьев), в процессе чего происходит очеловечивание психики ребенка. У животных существуют механизмы поведения

двух типов. Во-первых, врожденные, наследственные меха­низмы, в которых зафиксировано само поведение, сам врожден­ный, видовой опыт. Во-вторых, механизмы приобретенного поведения, в которых зафиксированы способности к приобрете­нию индивидуального опыта.

У человека есть особый опыт, которого нет у животных, - это опыт общественно-исторический, который определяет в значи­тельной мере развитие ребенка. Дети рождаются разными по ин­дивидуальным особенностям в строении и функционировании организма и отдельных его систем. Для полноценного психичес­кого развития необходима нормальная работа коры головного мозга и высшей нервной деятельности. В случае недоразвития или мозговой травмы нарушается нормальный ход психического раз­вития. Но биологический фактор, включающий наследственные и врожденные особенности, составляет лишь предпосылку для психического развития. Врожденные особенности ребенок приобре­тает в процессе своей внутриутробной жизни. Изменения в функ­циональном и даже анатомическом строении зародыша могут быть вызваны характером питания матери, режимом ее труда и отдыха, заболеваниями, нервными потрясениями и пр.

Наследсгвенные особенности передаются виде определенной физико-биологической организации. Так, к ним относятся тип нерв­ной системы, задатки будущих способностей, особенности стро­ения анализаторов и отдельных участков коры головного мозга.

Как наследственные, так и врожденные особенности пред­ставляют собой лишь возможности будущего развития личности. Психическое развитие зависит во многом от того, в какую систему взаимоотношений будет включена та или иная унасле­дованная особенность, как будут к ней относиться воспиты­вающие его взрослые и сам ребенок.

Главную, определяющую роль в психическом развитии ре­бенка играет социальный опыт, зафиксированный в форме пред­метов, знаковых систем. Его он не наследует, а присваивает. Психическое развитие ребенка протекает по образцу, сущест­вующему в обществе, определяясь той формой деятельности, которая характерна для данного уровня развития общества. Поэтому дети в разные исторические эпохи развиваются по-разному. Таким образом, формы и уровни психического разви­тия заданы не биологически, а социально. А биологический фактор влияет на процесс развития не прямо, а опосредованно, преломляясь через особенности социальных условий жизни.

При таком понимании развития складывается и иное понимание социальной среды. Она выступает не как обстановка, не как вне развития, а как его источник., поскольку в ней заранее есть все, чем должен овладеть ребенок, как положительное, так и отрицательное, например некоторые асоциальные формы пения. Причем социальная среда не складывается только из непосредственного окружения ребенка. Она представляет собой взаимосвязь трех компонентов. Макросреду составляет общество, как определенную социально-экономическую, социально-политическую и идеологическую систему. В ее рамках протекает вся жизнедеятельность личности. Мезосреда включает национально-культурные и социально-демографические нести региона, в котором проживает ребенок. Микросреда - это непосредственная среда его жизнедеятельности (семья, соседи, группы сверстников, культурные, воспитательно-звательные учреждения, которые он посещает). Причем в разные периоды детства каждый из компонентов социальной среды неодинаково влияет на психическое развитие.

Условиями усвоения социального опыта выступают активная деятельность ребенка и его общение со взрослым.

Благодаря деятельности ребенка процесс воздействия на него социальной среды превращается в сложное двустороннее взаимодействие. Не только окружающее воздействует на ребенка, но и он преобразует мир, проявляя творчество. Предметы, находящиеся вокруг ребенка, способствуют формированию его оставлений (ручкой можно писать, иголкой шить, на пианино играть). Результатом освоения опыта выступает овладение этими предметами, а значит, формирование человеческих способностей и функций (письмо, шитье, музицирование). В самих предметах зафиксирован способ их употребления, который ребенок самостоятельно открыть не может. Ведь функции вещей не даны непосредственно, как некоторые физические свойства: цвет, форма и пр. Назначением предмета владеет а, и только он может научить малыша его использованию. Ребенок и взрослый не противостоят друг другу. Ребенок является изначально социальным существом, поскольку с первых дней рождения попадает в социальную среду. Взрослый, обеспечивая его жизнь и деятельность, использует при этом общественно выработанные предметы. Он выступает как посред­ник между ребенком и миром предметов, как носитель способов их употребления, направляя процесс освоения предметной деятельности.

 

 

При этом деятельность ребенка становится адекватной назначению предмета. Взрослый организует и на­правляет деятельность ребенка в соответствующие формы, с помощью которых он усваивает общественно-исторический опыт. С помощью предметной, бытовой, игровой, трудовой, продуктивной деятельности ребенок посредством общения со взрослым осваивает разные сферы деятельности. Происходит становление двух ее важнейших компонентов - мотивационно-целевого («Ради чего, зачем осуществлять действия?») и операционно-технического («Как делать, с помощью каких средств, способов?»). Носителем обоих компонентов выступает взрослый. В процессе психического развития происходит овладение ребенком той или иной стороной деятельности (Д.Б.Эльконин). Так, в младенчестве ребенок осваивает мотивационную сторону деятельности взрослого, в раннем возрасте способы действия с предметами, а в дошкольном вновь начинает получать ориентацию в более широкой сфере жизни и деятельности взрослых.

Главным механизмом психического развития человека яв­ляется механизм усвоения социальных, исторически сложивших­ся видов и форм деятельности. Освоенные во внешней форме протекания, процессы преобразуются во внутренние, умствен­ные (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, П.В.Гальперин и др.).

Общество специально организует процесс передачи ребен­ку общественно-исторического опыта, контролирует его ход, создавая специальные воспитательно-образовательные учреж­дения: детские сады, школы, вузы и пр.

Обучение - это процесс усвоения знаний, формирования умений и навыков. Подчеркнем, что обучаться ребенок начи­нает с момента рождения, когда попадает в социальную среду и взрослый организует его жизнь и воздействует на малыша с помощью созданных человечеством предметов. Детская деятель­ность бывает различной в зависимости от обстоятельств, при­меняемых педагогических воздействий и возраста, но во всех случаях имеет место обучение в широком смысле слова (А.В.Запорожец). Если же взрослый ставит перед собой сознательную цель научить ребенка чему-либо, отбирает для этого методы и приемы, то обучение приобретает организованный, системати­ческий и целенаправленный характер. При соответствующем обучении меняется характер отдельных психических процессов или функций, разрешаются одни противоречия и создаются новые.

 

Воспитание предполагает формирование определенных установок, нравственных суждений и оценок, ценностных ориентацией, то есть формирование всех сторон личности. Так же как и обучение, воспитание начинается сразу после рождения малыша, когда взрослый своим отношением к нему закладывает зовы его личностного развития. Воспитывают ребенка образ жизни родителей, их внешний вид, привычки, а не только специального составленные беседы и упражнения. Поэтому огромное значение имеет каждый момент общения со старшими, каждый,. даже самый незначительный, с точки зрения взрослого, элемент их взаимодействия.

В то же время, хотя психическое развитие определяется условиями жизни и воспитания, оно, как уже отмечалось, имеет свою собственную внутреннюю логику. Ребенок не подвергается механически любым внешним воздействиям, они усваиваются избирательно, преломляясь через уже сложившиеся формы мышления, в связи с преобладающими в данном возрасте интересами и потребностями. То есть всякое внешнее воздействие всегда действует через внутренние психические условия (СЛ.Рубинштейн). Особенностями психического развития определяют­ся условия для оптимальных сроков обучения, усвоения опре­деленных знаний, формирования тех или иных личностных ка­честв. Поэтому содержание, формы и методы обучения и воспитания должны выбираться в соответствии с возрастными, индивидуальными и личностными особенностями ребенка.

Развитие, воспитание и обучение тесно взаимосвязаны и выступают как звенья единого процесса. С.Л.Рубинштейн писал: «Ребенок не созревает сначала и затем воспитывается иобучается, т. е. под руководством взрослых осваивая то содержание культуры, которое создало человечество; ребенок не развивается и воспитывается, а развивается, воспитываясь и обучается, т. е. самое созревание и развитие ребенка в ходе обучения и воспитания не только проявляется, но и совершается».

Литература

Выготский Л. С. Проблема возраста//Собр. соч.: В 6 т. - М., 1984.- ТА- С. 244-268. -

Запорожец А.В. Основные проблемы онтогенеза психики// Избр. психолог, труды: В 2 т. - М., 1986. - Т.1. - С. 223-257. '

ЛеонтъевА.Н. Проблемы развития психики. - М., 1981.

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2т. - М., 1989.-Т.1.

ГЛАВА2






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.