Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Патриотическая тема в лирике А. Ахматовой.






Эпоха, входившая в ранние любовные сборники А.Ахматовой (первая Мировая война, революции) по-своему переиначивала её стихи, внося в них ноту тревог и печали, имевших более широкое значение, чем её собственная судьба. В лирике предреволюционных лет (сборник «Белая стая", 1917) уже звучат мотивы поиска нового смысла жизни, служения высшим интересам. В " Белой стае" много стихов, посвященных Музе, которая способна вывести человека из круга мелких интересов и страстей, подавленности и уныния. Всё более заявляла о себе в её поэзии тема Родины (" Молитва" – стихотворение, похожее на заклинание. Поэт молит судьбу о возможности принести в жертву России всё, что имеет).

Путь, пройденный Анной Ахматовой, – это путь постепенного отказа от замкнутости душевного мира. «Мне голос был…», 1917г. – своего рода итог пути, пройденного Ахматовой до революции. В стихотворении Ахматова выступила как страстный гражданский поэт яркого патриотического направления. В нём прозвучал голос той интеллигенции, которая сделала выбор: осталась вместе со своим народом. «Не с теми я, кто бросил землю…» (1917) – гражданское чувство поэта окрепло до степени окончательной уверенности и правоты.

Стихи сборников " Тростник" и " Седьмая книга" (30-е годы) – свидетельство расширения диапазона лирики Ахматовой. Репрессии 30-х годов, личная трагедия матери, у которой арестовали сына, – поэма «Реквием». Отражена крупнейшая общечеловеческая трагедия (иско–верканная судьба народа, миллионы безвинных жертв, нарушение основ–ных моральных основ).

Великая Отечественная война. Ленинград. Нежелание покидать любимый, теперь блокадный город. («Клятва», «Первый дальнобойный в Ленинграде», «Птицы смерти в зените стоят…», Ленинград, 1941г.). В эвакуации, в Ташкенте, – не переставала думать и писать о покинутом городе. (Стихи ленинградским детям " Постучись кулачком – я открою…" освещены простой человеческой лаской, материнскими слезами и сострадательной нежностью). («Мужество», 1942г.). Тяготение к эпосу. Торжественность стиля, чеканность строк. («Родная земля», 1961г.).

«Поэма без героя» (1962г.) – сложное философское произведение, над которым Анна Ахматова работала 20 лет. Это сплав важнейших тем и образов поэта. Герой поэмы – не отдельная личность, а эпоха, время, суд совести и суд памяти.

Вопросы:

1.В чём заключается сложность времени, в которое жила Ахматова?

2.В чём выражалась попытка Ахматовой расширить границы своей лирики? Что влияло на это желание? Какие исторические события?

3.Какими художественными средствами передаёт А. Ахматова невы–носимость общего страдания, затмевающего твоё, личное в стихотворении «Молитва»?

4.Почему А.А. Ахматова выбрала для своей поэмы «Реквием» такое название?

5.В каких строках видна почти библейская торжественность стиля, патетика, чувство собственного достоинства автора стихов, написанных в годы Великой Отечественной войны?

6.По словам современного поэта Юрия Кублановского, Ахматова «по главному счёту, самый народный послереволюционный поэт». Приве–дите аргументы в защиту этого утверждения.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.