Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сюжеты и герои ранней романтической прозы М. Горького.






Общая характеристика раннего творчества Алексея Максимовича Горького (1868-1936): сочетание реалистического элемента (критика " свинцовых мерзостей" российской жизни, социально-типические образы " босяков": " Челкаш" ( 1894), " Супруги Орловы", " Коновалов" и др.) – с романтическим. Мечта о сильном и красивом человеке будущего, который одновременно является возвращением к героическому человеку прошлого вранних произведениях писателя – " Макар Чудра" ( 1892), " Песня о Соколе" (1895), " Старуха Изергиль" ( 1895),) " Песня о Буревестнике" (1901). Споры о предназначении человека, пафос активного отношения к жизни в ранних рассказах писателя.

 

Вопросы к творчеству Максима Горького:

1.Каковы основные черты характеров романтических героев Горького (Данко, Ларра, Радда, Зобар, Челкаш и др.)?

2.Как соотносится романтизм и реализм в рассказе " Старуха Изергиль"?

3.Каков смысл противопоставления Данко и Ларры? Для чего они живут?

4.В чем смысл жизни старухи Изергиль?

5.В чем, по-вашему, состоит философски-символическая связь трех персонажей рассказа " Старуха Изергиль" – Ларры, Данко, самой старухи Изергиль?

6.Какие ценности воплощаются М. Горьким в полулегендарных персонажах Лойко Зобаре и Радде?

7.Какую роль в композиции ранних произведений писателя, построенных по рамочному принципу (" рассказ в рассказе"), играет образ рассказчика?

38. Люди " дна": характеры и судьбы (по пьесе М. Горького «На дне».

Своё понимание человека и его жизненного предназначения отразилось в пьесе М. Горького «На дне» (1902). Жизнь босяков, мир отверженных (костылевская ночлежка, похожая на пещеру, – прибежище людей с разными характерами, выходцами из разных общественных слоёв). Отдельные реплики персонажей позволяют увидеть их судьбы. Сатин, Актёр, Васька Пепел, Анна, жена Клеща, Настя, Наташа, сестра Василисы, жены хозяина ночлежки, – все изображены с глубоким состраданием автора к ним. Автор подчёркивает проявление истинной человечности в узниках " дна", но в то же время обличает их бессилие, неспособность что-либо изменить, идти дальше простого негодования.

Автор заканчивает пьесу словами Сатина: " Эх… испортил песню… дурак! " – которые он произносит в ответ на известие о смерти Актёра. Актёр перестал бороться за жизнь, смирился и ушёл от проблем.

По мысли автора, только вера человека в свои собственные силы и его мужество смогут изменить окружающий мир.

Вопросы:

1.Причины " падения на дно" жизни героев пьесы (кого погубило пристрастие к алкоголю? почему Бубнов, бывший скорняк, оставил мастерскую? за что попал в тюрьму Сатин, в прошлом телеграфист? почему в ночлежке оказался Барон?

2. Почему Васька Пепел, выходец из " воровской династии", говорит: " Мой путь – обозначен мне! "?

3.О чём мечтает Клещ, Пепел, Настя?

4. Что давала ночлежникам ложь Луки? Почему эта ложь из жалости к ним привела к трагическому концу узников " дна"?

5.Справедливо ли мнение Бубнова о том, что не следует что-то пытаться изменить в жизни, нужно смириться со злом и плыть по течению?

6.Чьи мысли о жизни, о том, что спасение человека в нём самом вы–сказывает в пьесе Сатин? (" Че-ло-век! Надо уважать человека! Не жалеть… не унижать его жалостью… уважать надо! ")

7.Есть ли ответ в пьесе на вопрос: что лучше – жестокая правда или утешительная ложь?

 

39. Тема революции и гражданской войны в творчестве М. Шолохова, А.А. Фадеева, М. Булгакова, И. Бабеля (по любому произведению).

Изображение гражданской войны как трагедии народа в романе-эпопее " Тихий Дон" Михаила Александровича Шолохова (1905-1984). Судьба Григория Мелехова как путь поиска правды жизни.

Александр Александрович Фадеев (1901-1956). Роман " Разгром". Идея романа – переделка " человеческого материала" в ходе революции под руководством коммуниста-организатора. Становление личности в борьбе за революцию в партизанском отряде на Дальнем Востоке в 1919 году.

Роман " Белая гвардия" Михаила Афанасьевича Булгакова (1991-1940). Основная тема романа – трагическая судьба русской интеллигенции в годы революции и Гражданской войны на примере русского офицерства – белой гвардии. Драматические события в Киеве на переломе 1918 и 1919 годов. Семья Турбиных. Сохранение дома, родного очага во всех перипетиях революции и гражданской войны – лейтмотив романа. Социологически точное отображение массовых движений в гражданской войне, ненависти крестьянства к офицерству, к белым, выразившееся в петлюровщине.

Исаак Бабель (1894-1938). Рассказы из цикла " Конармия". Взгляд главного героя произведения Кирилла Лютова на красноармейцев армии Буденного – отражение взгляда самого Бабеля. Цель писателя – не запечатление побед и поражений Первой Конной, а отображение самой жизни, в которой безобразное и прекрасное, жесткость и героизм, жажда справедливости и душевная неразвитость, необузданность страстей и правдоискательство теснейшим образом переплелись.

 

Вопросы к роману М.А. Шолохова " Тихий Дон" (1928-1940):

1.Какие сцены и судьбы романа более всего взволновали вас?

2.В каких эпизодах романа автор любуется природой и людьми?

3.Каким вы представляете себе хутор в начале и в конце романа?

4.Почему солнце в конце романа стало " черным"?

5.Какой выбор в ходе романа совершают его герои и почему он не приводит к счастью?

6.Почему Григорий и Аксинья неотделимы друг от друга?

7.В чем причины трагедии Григория Мелехова?

 

Вопросы к произведению Александра Фадеева " Разгром" (1927):

1.Какие качества Левинсона позволяют ему быть командиром партизанского отряда?

2.Справедливо ли обвинять Левинсона в жестокости (эпизод с Фроловым, эпизод у корейской фанзы)?

3.Чем вызвана неприязнь Морозки к Мечику? Изменился ли Морозка на протяжении романа? (Эпизод с кражей дынь и пьянством).

4.Почему " беспутный" Морозка становится героем, а " сознательный" Мечик предателем?

5.Как реализуется в романе идея об оправдании любых средств " конечной целью"?

Вопросы к произведению М.А. Булгакова " Белая Гвардия" (1923-1924):

1.К каким драматическим событиям обращается писатель в своем первом романе?

2.По каким приметам мы узнаем в произведении Киев? Почему писатель дает ему абстрактное название?

3.Что является лейтмотивом романа? Для чего М.А. Булгаков запечатлел в произведении родной дома на Андреевском спуске как дом семьи Турбиных?

4.Какое значение имеют детали быта семьи Турбиных: часы, играющие гавот, лампа под зеленым абажуром, кремовые шторы, печка, сервиз?

5.Как показана в романе неразбериха, сумятица, царящие в Городе?

6.Как отразились события на переломе 1918-1919 гг. на судьбе Турбиных?

7.Как относится сам автор к героям произведения – Елене Турбиной, Тальбергу, Алексею Турбину, Николке, Мышлаевскому, Шервинскому, Лариосику, Най-Турсу и другим персонажам?

8.По каким нравственным законам живут Турбины?

9.Кто из персонажей, кроме Турбиных, сберег свою честь, сохранил человечность и чувство долга в это смутное время?

10.Кто из персонажей романа противопоставлен близким автору героям?

Вопросы к рассказу И. Бабеля " Соль" («Конармия», 1923):

1.Чем явилась для русского народа гражданская война?

2.Одинаково ли откликнулись писатели (какие?) на это событие? От чего зависел их отклик?

3.Почему с тяжелыми обвинениями против произведения И. Бабеля выступил Семен Буденный, командарм Первой Конной? Кто встал на защиту писателя?

4.Откуда у писателя было полное представление о Первой Конной армии С. Буденного? Как это связано с его судьбой?

5.Можно ли утверждать, что фигура Кирилла Васильевича Лютова, от лица которого ведется повествование в большинстве новелл (" Берестечко", " Гедали", " Смерть Долгушева", " Костел в Новограде" и др.), автобиографична?

6.Кто является автором повествования в рассказе " Соль"?

7.Является ли Никита Балмашев, " солдат революции", красноармейцем Первой Конной?

8.Как отнеслись казаки-красноармейцы к " женщине с ребенком" вначале? Какие чувства ими двигали?

9.В чем проявилась жестокость бойцов и что явилось ее причиной?

10.Для чего в новелле " Соль" И. Бабель прибегает к форме письма? Выражает ли речь автора письма точку зрения на мир тех самых простых людей, с которыми Бабель прошел боевыми дорогами Первой Конной?

40.Трагедия личности, семьи, народа в поэме А.А. Ахматовой «Реквием».

Поэзия Анны Андреевны Ахматовой (Анны Горенко) – (1889-1966гг.) – неотъемлемая часть русской и мировой культуры.Родилась под Одессой. Роль Царского Села в жизни А. Ахматовой. 1910 г. – венчание с Н.С. Гумилёвым. 1912 г. – «Вечер», 1914 г. – «Чётки». (Сочетание нежности с твёрдостью характера, шёпота любви и прямого языка страсти, интонация отчаяния и веры, молитв и проклятий, – всё это отозвалось в её стихах о любви). Новаторство А.Ахматовой – краткость, пунктирность поэтической речи, психологизм, глубинный подтекст, обыденность разговорных полу–обрывочных фраз – это приметы и поэзии, и прозы ХХ века. Её стихи о любви похожи на запись в дневнике, на новеллы, на лирический роман-миниатюру, где несколькими строчками передаётся история любви. («Как велит простая учтивость», «Сжала руки под тёмной вуалью», «Песня последней встречи»). Любовь в ранней лирике предстаёт как пытка, страдание, смута. Чаще всего описан миг прощания, разрыва

Любовь к родине, к России – отклик на события первой Мировой войны, на то, что происходило в России в 20-30-е годы. «Мне голос был. Он звал утешно…», «Не с теми я, кто бросил землю…» – отношение к эмигрантам, желание остаться в своей стране. (" Я была тогда с моим народом/ Там, где он, к несчастью, был…").

30-е годы – «Реквием», оплакивание погибших, где образы Матери и казнимого Сына соотносятся с сюжетами евангельскими. (Опубликована поэма была у нас в стране в 1988г.). В ней семейная беда перерастает в народную драму.

Годы Великой Отечественной войны – " Мужество", " Клятва". В лирике Ахматовой военных лет главенствует широкое " мы". Родиной для А.Ахматовой оказались не только воспетый ею Петербург, но и вся огромная страна.

В 1964 г. – международная премия " Этна Таормина", 1965 г. – при–своена степень доктора литературы Оксфордского Университета. Столетний юбилей Анны Андреевны Ахматовой в 1989 году был широко отмечен не только нашей всей страной, но и во всём мире.

 

Вопросы:

1.Обозначьте время, в которое творила А.Ахматова.

2.С каким поэтом XIX века сходна ранняя поэзия Анны Андреевны Ахматовой, где любовь изображается как " поединок роковой", борьба двух сердец, из которой проигравшим всегда выходит тот, кто любит сильнее?

3.Какой великий русский поэт был всегда спасением для Ахматовой? С его образом связана и часть биографии поэтессы (её детство и юность)?

4.Какая главная тема стихотворения «Молитва» (1915)? Как проявляется патриотизм А. Ахматовой в тексте стихотворения?

5.Почему в поэме «Реквием» Ахматова просит поставить ей памятник " …здесь, где стояла я триста часов /И где для меня не открыли засов…"?

6.Какие страшные личные трагедии, связанные с эпохой, произошли в жизни Ахматовой?

7.Почему Анну Андреевну Ахматову можно назвать народным поэтом?






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.