Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Образование и различение приставочных глаголов (приехать- уехать).






 

Формирование грамматических форм:

 

1.Согласование существительного с числительным в роде, падеже (5 зубров).

2.Согласование существительного с прилагательным в роде, числе (голубые озера).

3.Практическое усвоение притяжательных местоимений «мой», «моя» в сочетании с существительным муж. И жен. Рода (моя страна).

4.Практическое употребление предлогов «из», «на», «под», «без», «у», «с», «в».

 

Развитие связной речи:

1.Составление рассказа по сюжетной картинке, по серии картинок.

2.Пересказ текста по вопросам, с опорой на серию сюжетных картин.

3.Развивать умение пересказывать текст по предложенному плану.

4.Составление рассказа из личного опыта.

5.Составление сложносочиненного предложения с союзом «а» (в реке вода холодная, а в озере теплее).

6.Составление описательного рассказа по опорной схеме, с опорой на образец.

Игровые упражнения:

«Что перепутал художник?», «Назови какой», «Подбери признак» (страна какая?), «Где ты живешь?» (назвать страну, город, улицу), «Путешествие» (в какую страну, на каком транспорте), «Четвертый лишний».

 

Тема: «Минск – мой город».

 

Задачи:

1.Уточнить и закрепить знания детей о Минске.

2.Минск – это главный город, столица нашей Родины.

3.Учить детей называть основные части города, что такое город, его особенности, какие учреждения есть в городе и для чего они нужны, кто их строит.

4.Знать название города, главных улиц, площадей, парков, основные достопримечательности, важнейшие предприятия.

5.Обратить внимание, на то в честь какого назван город, чем он знаменит, рассказать о наиболее важных событиях.

6.Уточнить домашний адрес, на каком виде транспорта дети едут в детский сад.

7. Напомнить о необходимости соблюдения правил дорожного движения.

 

Примерный словарь: Предметный:

Город, столица, деревня, поселок, улица, тротуар, бульвар, проспект, дорога, площадь, парк, перекресток, светофор, машины, метро, электричка, троллейбус, дети, люди, заводы, кинотеатр, цирк, магазин, школа, институт, памятник, фонтан.

 

Глагольный:

Строить, ходить, переходить, смотреть, видеть, гулять, выступать, работать, жонглировать, бить, ездить, приезжать, учиться, заниматься, развлекаться, наблюдать, убирать, чистить.

 

Качественный:

Красивый, зеленый, высокий, многоэтажный, чистый, тихий, низкий, замечательный, добрый, трудолюбивый, старый, роскошный, древний, прекрасный, прочный, благоустроенный.

Словарь наречий:

Тихо, быстро, осторожно, нарядно, весело, красиво, шумно,

Словоизменение, словообразование:

1.Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных (город-городок).

2.Образование глаголов совершенного и несовершенного вида (едет - съехал).

3.Образование сравнительной степени прилагательных (красивый – красивее).

4.Образование приставочных глаголов (съехал, поехал, приехал, проехал).

5.Изменение глаголов по числам, лицам (едет – едут).

 

Формирование грамматических форм языка:

 

1.Согласование существительного с прилагательным в роде, числе (чистый город).

2.Согласование существительного с числительным (два завода).

3.Употребление предложных конструкций (в институте, на заводе).

4.Употребление предлогов в речи (в, на, у, под). Уметь изменять окончания существительных в зависимости от предлога.

Развитие связной речи:

1.Составление сложносочиненного предложения с союзом «а» (В нашем городе деревья высокие, а в нашем городе еще выше).

2.Рассказ по опорным, предметным картинкам «Дети на прогулке».

3.Составление рассказа-описания «Городок» по опорным, предметным картинкам.

4.Составление рассказа (из личного опыта) «Дорога в детский сад».

5.Составление рассказ – описания по образцу, по вопросам, по плану-схеме.

 

Игровые упражнения:

«Распутай предложение», «Что у нас, а что у вас?» (усвоение степеней сравнения прилагательных), «Путешествие по городу» (рассказывают об увиденном), «Где ты живешь?», «Нарисуй картинку (Мой город)», «Подбери признак» (город какой, улица какая), «Назови какой» (дом многоэтажный).

 

Тема: «Дом, где я живу. (Дом и его части)».

 

Задачи:

1.Уточнить знания детей о видах домов.

2.Закрепить названия некоторых частей дома, как строят дом, для чего он нужен, понятия многоэтажный, одноэтажный.

3.Уметь дифференцировать многоэтажные и одноэтажные дома.

4.Уметь определять назначение комнат в доме по принадлежностям.

5. Учить по описанию (мебели) определять комнату, знать точное назначение мебели.

 

Примерный словарь:

Предметный: дом, (городской, загородный), многоэтажный, одноэтажный, крыша, окно, дверь, потолок, стены, балкон, пол, лестница, лифт, ступенька, комната, труба, вход-выход, кирпичный, деревянный, спальня, кухня, гостиная, ванная комната, туалет, диван, табурет, стол, стул, кресло, буфет, кровать, шкаф,.

Глагольный: строить, ломать, заходить, выходить, подниматься, спускаться, открывать, закрывать, убирать, красить, клеить, заливать, класть, сидеть, лежать, спать, отдыхать, умываться, весить, стирать, мыть, пылесосить, вытирать.

 

Качественный: кирпичный, деревянный, каменный, новый, старый, маленький, высокий, многоэтажный, красивый, бревенчатый, деревянный, железный, кожаный, удобный.

Словарь наречий: аккуратно, уютно, удобно, красиво, тепло, быстро, вверх, вниз, чисто, грязно, выше, ниже, быстро, медленно.

Словоизменение, словообразование:

1.Подбор однородных сказуемых к слову дом (строят, ломают).

2.Подбор прилагательных к слову дом (большой, маленький).

3.Образование и различение приставочных глаголов (идти – зайти – выйти).

4.Подбор синонимов (уютный, удобный).

5.Образование притяжательных прилагательных (папино кресло).

6.Образование глаголов от существительных (стройка – строить).

7. Образование относительных прилагательных (диван из кожи – кожаный).

8.Образование наречий от прилагательных (высокий – высоко).

Формирование грамматических форм языка:

 

  1. Согласование существительных с числительными в роде, падеже (этажей).
  2. Усвоение категории творительного падежа с предлогами «с» и «со» (дом с крышей, со стенами).
  3. Практическое усвоение предлога «для» (ножки нужны для стола, стула, кресла.
  4. Согласование существительных с притяжательным местоимением «мой», «мое», «моя» в роде, числе.

 

Развитие связной речи:

1.Составление предложений по образцу, с предъявлением картинки.

2.Составление предложений с однородными членами.

3.Составление сложносочиненного предложения с союзом «а», «и» (В гостиной шкаф высокий, а в детской комнате низкий).

4.Пересказ короткого текста по плану.

5. Рассказ «как дом родился»

Игровые упражнения:

«Что нужно домику?», «Что есть в домике?», «Какой – какая?» (дом какой – бревенчатый), «Соберем домик», «Назови, какой…» (шкаф из дерева – деревянный),

«Назови какой дом» (одноэтажный), «Четвертый лишний» (мебель),

 

 

Тема: «Зимующие птицы»

Задачи:

1.Учить различать и называть зимующих птиц.

2.Знать основные части тела птиц, способы передвижения, чем питаются, где живут.

3.Уметь устанавливать сходство и различие птиц, сравнивать по величине, цвету оперенья.

4.Знать, как люди заботятся о зимующих птицах, почему они не улетают на юг.

 

Примерный словарь:

 

Предметный: птицы, воробей, снегирь, клест, синица, голубь, ворона, галка, дятел, кормушка, корм, туловище, лапка, хвост, крыло, клюв, голова, перья, голод, холод, хлебные крошки, зерно, рябина, забота, помощь, жилище людей, сова.

Глагольный: прыгать, перелетать, подметать, махать крыльями, сидеть, голодать, подкармливать, насыпать, воровать, чирикать, каркать, ворковать, трещать, долбить, лечить, утащить, зимовать.

 

Качественный: черный, проворный, белобокая, пестрая, сизокрылый, серый, задорный, веселый, голодный, зимующие.

Словарь наречий: голодно, холодно, жалко, высоко, низко, мало, далеко, близко.

Предлоги: С, НА, НАД, К, ОТ, ПОД, ИЗ-ПОД, ВОЗЛЕ, ОКОЛО.

 

Словоизменение, словообразование:

1.Образование множественного числа существительных Им, Р.п.

(снегирь – снегири – много снегирей)

2.Изменение глаголов по числам и лицам (поет – поют).

3.Образование уменьшительно-ласкательных форм существительных (голубь – голубок).

4.Образование наречий от прилагательных (голодный – голодно).

5.Образование и употребление глаголов в прошедшем, настоящем, будущем времени (летела – летит – будет летать).

6.Образование прилагательных от существительных (птица – птичий).

7.Образование притяжательных прилагательных (вороний глаз).

8.Образование сложных прилагательных (красногрудый снегирь).

9.Закрепление представлений о многозначности слов (хвост птицы, хвост у девочки, хвост самолета).

10.Подбор родственных слов (снег – снегирь –снегирек – снежок).

Формирование грамматических форм:

1.Согласование глаголов прошедшего времени (сорока летела, дятел летел).

2.Согласование существительного с числительным в роде, числе (две вороны, пять синиц).

3.Образование формы Творительного падежа (над дубом, под березой), Родительного падежа (с ветки, от дерева), Предложного падежа (о голубях, про снегирей).

4.Согласование существительного с прилагательным в роде, числе, падеже (крупная черная ворона, голубиное перо).

5.Практическое употребление существительных в косвенных падежах.

 

Развитие связной речи:

1.Составление распространенного предложения с предлогом (На кормушку прилетели воробьи, синицы, сороки).

2.Составление распространенного предложения с определениями (голодные маленькие синички клевали крошки).

3.Пересказ небольших текстов с опорой и без опоры на картинки, по плану, по вопросам.

4.Работа с деформированным текстом.

5.Составление рассказа по серии сюжетных картин (2-3).

6.Составление сложноподчиненного предложения с союзом «потому что» (Птицам зимой голодно, потому что нет насекомых, лягушек, рыб).

7.Составление рассказа-описания по опорной схеме.

 

Игровые упражнения:

«Собери птичку из частей», «Угадай, чей хвост», «Угадай птицу по описанию», «Чьи следы», «Почему птицы не улетели на юг», «Кто улетел, а кто остался», «Накорми птиц», «Назови ласково», «Кто прилетел на кормушку», «У кого кто», «Посчитай-ка», «Живой – неживой», «Каких птиц много на дереве?», «Какой птички не стало», «Дятел» (координация речи с движениями), «Телефон».

Рассказы «Синичка», «Поможем птицам зимой», «Дятел».

 

Тема: «Дикие животные и их детеныши»

«Домашние животные и их детеныши»

«Животные Севера», «Животные жарких стран».

Задачи:

1. Закрепить в активном словаре названия домашних и диких животных, их детенышей.

2. Называть особенности внешнего вида, части их тела.

3. Знать способы питания, передвижения, место обитания, приспособления к условиям, жизни, их повадки, голоса, отличительные признаки (у лошади – грива, у ежа – иголки), какую пользу приносят, вред.

4.Знать профессии людей, которые ухаживают за животными, как люди заботятся о них.

5.Обогащение представлений о сезонных изменениях в окрасе и образе жизни диких и домашних животных.

6.Учить устанавливать сходство и различие изучаемых животных.

 

Примерный словарь:

Предметный: заяц, зайчонок, лиса, детеныши домашних животных, белка, волк, еж, медведь, лось (лосенок), кабан, нора, логово, берлога, дупло, корм, клык, рога, иголки, мех, шерсть, охотник.

Кот, котенок, собака, корова (теленок), лошадь (жеребенок), свинья, коза, овца, баран.. Туловище, брюхо, голова, морда, шея, хвост, копыта, рога, лапы, ноги, когти, зубы, клыки. Конюшня, свинарник, конура, дом, сарай, хлев, ферма. Пастух, доярка, свинарка, телятница, стадо, табун, отара, конюх, щетина.

Север, холод, лед, снег, медведь,. Морж, тюлень, пингвин, олень, ласты, кожа, жир, туловище, прорубь.

 

Лев, львенок, тигр, слон, жираф, обезьяна, крокодил, бегемот, песок, трава, солнце, жара, корм, окрас, шея, горб, бивни, клыки, хобот, панцирь, черепаха.

 

Глагольный:

Бегать, прыгать, скакать, лазать, спать, кормить, запасать, ловить, нападать, добывать (пищу), собирать, сушить, прятаться, дрожать, убегать, догонять, искать, выслеживать, сворачиваться (клубком).

 

Мяукать, лаять, мычать, ржать, хрюкать, жевать, блеять, щипать (травку), пить, лакать, грызть, кушать, поить, дразнить, доить, перевозить, пасти, сторожить, ловить, стричь, приносить (пользу), рыть, ухаживать.

 

Жить, лежать, плавать, нырять, ловить, греться, возить, помогать, ползать.

Бежать, прыгать, добывать, качать, купаться, греться, выслеживать (добычу), притаиться, рычать.

Качественный:

Дикие животные: дикий, хищный, слабый, сильный, хитрый, осторожный, быстрый, ловкий, трусливый, пугливый, пушистый, лохматый, бурый, косолапый, неуклюжий, страшный, злой, голодный, рыжий, серый, белый, короткий, длинный, заячий, беличий, медвежий, полезный.

 

Домашние животные: домашний, мягкий, пушистый, ласковый, сильный, быстрый, добрый, злой, глупый, умный, заботливый, кошачий, собачий, коровий, козий, лошадиный, полезный.

 

Животные Севера: белый, северный, холодный, теплый, глубокий, мелкий, сильный, быстрый, ленивый, неуклюжий, малоподвижный, блестящий, гладкий, толстый, тяжелый, густой.

Животные жарких стран: хищный, сильный, добрый, полосатый, пятнистый, высокий, низкий, длинный, тонкий, легкий, серый, коричневый, зеленый, чистый, кровожадный, жаркий, южный, медленный.

Словарь наречий: быстро, ловко, опасно, трудно, легко, холодно, страшно, впереди, позади, медленно, лениво, красиво, холодно,, глубоко, далеко, близко, низко, высоко, вверх, вниз, жарко.

Словообразование, словоизменение:

1.Образование существительных мн.ч И. Р.п. (щенки – щенок – много щенков).

2.Образование глаголов от звукоподражаний (мяу – мяукать).

3.Образование прилагательных от существительных (сила – сильный).

4.Образование наречий от прилагательных (быстрый – быстро).

5.Образование слов с ласкательным и увеличительными значениями (волк – волчок – волчище).

6.Образование притяжательных прилагательных (волчий хвост).

7.Образование сравнительной степени прилагательных (быстрый – быстрее).

8.Образование сложных прилагательных (косоглазый, длинноухий, кровожадный).

9.Образование однокоренных слов (конь –конюх – конюшня).

10.Подбор многозначных слов (иголки у ежа, у сосны, у елки, для шитья).

11.Образование названий детенышей животных, существительных с суффиксом –ОНОК, ЕНОК, АТ, ЯТ (медведь – медвежонок).

12.Образование и правильное употребление окончаний глаголов мн.ч от глаголов ед.ч (грызет – грызут).

Формирование грамматических форм:

1.Согласование существительных с прилагательным в роде, числе (лисья морда).

2.Согласование существительных с числительным в роде, числе (2 слона, 5 слонов).

3.Падежные конструкции: образование формы Р. Д. ТВ. Пр.п. (на, в, с,. У). (Кабан защищается клыками).

4.Употребление в речи предлогов: у, из, на, с, в, по, над, перед, за, возле, из-за, из-под.

 

Развитие связной речи:

1.Составление предложений по опорным словам (конура, в, собака, живет).

2.Составление распространенного предложения с обстоятельством места (В конюшне живут кони).

3.Составление распространенного предложения с однородными членами (У хозяйки живут козы, коровы, собаки и кот).

4.Сосьтавление предложений с простыми предлогами (Медведь вылез из берлоги).

5.Составление сравнительных конструкций (Собака живет у хозяина, а волк в лесу).

6.составление рассказа по сложной картине, по серии картин.

7.Пересказ рассказа по плану, по опорным картинкам.

8.Составление сложносочиненного предложения с союзом «А», «И» (лиса – дикое животное, а кошка домашнее).

9.Составление сложноподчиненного предложения с союзами «потому что», «чтобы».

10.Составление рассказа-описания по игрушке, по предметной картинке, по опорной схеме.

 

 

Игровые упражнения:

«Кто где живет», «Кто о ком заботится», «Кто к кому идет»(телятницам к телятам), «Придумай кличку», «На ферме», «Кто у кого», «Найди маму», «Найди пару», «Чей хвост, чья голова», «Угадай животное по описанию», «Как звери зимуют», «Охотник и пастух», «Накорми животных», «Чем полезны, а чем вредны», «Разместим зверей в клетки», «Кого я видел в зоопарке», «Кто полосатый, а кто пятнистый», «Кто лишний», «Кто как голос падает», «Кто кем был?», «Кто кем будет?», «Назови членов семьи» (заяц – зайчонок – зайчиха), «Чьи детеныши?», «Найди ошибку», «Скажи правильно», «Зачем?».

Рассказ «Спор животных», сказка «Заюшкина избушка».

Обводка плоских изображений диких и домашних животных.

 

Тема: «Зима. Зимние забавы.

Праздник Новый год».

Задачи:

1.Учить детей называть и различать характерные изменения в природе и животном мире (замерзает вода в реках, выпадает снег, птицам голодно и холодно).

2.Называть основные свойства снега, подбирать эпитеты, синонимы, антонимы.

3.Знать последовательность времен года.

4.Называть зимние игры, забавы.

5.Различать и называть зимующих птиц.

6.Учить выбирать одежду соответственно сезону.

7.Называть и показывать новогоднюю атрибутику, усвоить особенности праздника (бывает зимой, наряжают елку, приходит Дед Мороз со Снегурочкой, приносят подарки, дети надевают маски и костюмы).

8.Познакомить с правилами поведения на горке, поговорить о профилактике травматизма на скользкой дороге.

 

Примерный словарь:

Предметный: зима, снег, снежинка, снегопад, лед, мороз, ветер, метель, холод. Иней, сугробы, сосульки, солнце, снеговик, снежная баба, снежки, горка, каток, санки, лыжи, коньки, хоккей, шайба, клюшка, зимние забавы. Новый год, елка, верхушка, шишка, гирлянда, бусы, хлопушка, мишура, фонарики, маска, дед Мороз, Снегурочка, хоровод, подарки, пора года, новогодний праздник, маскарад, пурга, пляски.

 

Глагольный: выпадать, дуть, мести, падать, кружиться, летать, блестеть, сверкать, скрипеть, трещать, таить, скользить, посыпать (песком дорожки), ударить (мороз), мерзнуть, греться, кататься, лепить, съезжать, дуть.

Качественный: пушистый, ледяной, белый, холодный, искристый, рассыпчатый, сверкающий, блестящий (снег), твердый, мягкий, прозрачный (лед), глубокий, липкий, теплый, морозный, крепкий, сильный, ветреный, пасмурный, зимний, ясный, добрый, новогодний, веселый, еловый, елочный, легкий, хрупкий, скользкий, гладкий, суровая, вьюжная, серебристый, серое (небо), колючий (ветер).

 

Словарь наречий: холодно, тепло. Морозно, нарядно, весело, дружно, красиво, сказочно, осторожно, тихо, быстро.

Словоизменение, словообразование:

1.образование уменьшительно-ласкательной формы существительного (снег – снежок).

2.Изменение глаголов по числам, лицам (падает – падают).

3.Образование существительных множественного числа в и. Р.п. (сугроб – сугробы –сугробов).

4.Образование глаголов совершенного и несовершенного вида (едет – съехал).

5.Образование прилагательных от существительных (зима – зимний, лед – ледяной), от наречий (холодно – холодный).

6.Образование сложных слов (снегопад, хоровод).

7.Образование однокоренных слов (снег – снеговик – снежный).

8.Подбор слов-синонимов (снег сверкает, блестит, переливается, искрится).

9.Образование сравнительной степени прилагательных (холодный – холоднее0.

10.Образование приставочных глаголов (съехал, поехал, проехал).

 

Формирование грамматических форм:

 

1.Согласование существительных с прилагательным в роде, числе (рыхлый снег).

2.Согласование существительного с числительным (2 снеговика).

3.Употребление предложных конструкций (на санках, на лыжах).

4.Употребление предлогов в речи «в, на, у, под). Уметь изменять окончания существительных в зависимости от предлога.

Развитие связной речи:

1.Распостранение предложения обстоятельством места с предлогом (Снег лежит на земле, на деревьях, на крышах).

2.Составление сложносочиненного предложения с союзом «А» (Катя лепит снеговика, а Саша лепит крепость).

3.Составление сложноподчиненного предложения с союзом и опорными словами «НО, потому что».

4.Составление рассказа по сюжетной, пейзажной картине.

5.Составление рассказа-описания по образцу, по вопросам, по плану-схеме.

6.Распространение предложений однородными членами (На санках, на лыжах, коньках катаются дети зимой), определениями (белый, мягкий, пушистый снег покрыл землю).

7.Составление предложений по со сравнительными оборотами (Снег лежит как белое покрывало).

8.Составление рассказов из личного опыта «Что я видел», «Встреча Нового года».

9.Составление описательного рассказа по образцу, по вопросам, по плану-схеме (о новогодней елке).

10.Пересказ коротких рассказов о зиме.

Игровые упражнения:

«Когда это бывает», «Бывает – не бывает», «Что холодное, и что теплое», «Почему растояла снежинка», «Украшение елки», «Отгадай, что в мешке (угадывание на ощупь подарков в мешке), «Кто больше слов назовет (подбор к слову определений, глаголов), «Исправь ошибку»(речевые подвижные игры «Снежинки», «Зимой».

Рассказ по серии картин «Зайка и морковка», «здравствуй, зимушка –зима», «Почемучка» -стихи, загадки о зиме.

 

 

Тема: «Домашние птицы и их птенцы»

Задачи:

1.Уточнить и расширить знания детей о домашних птицах и их птенцах, об отличии домашних птиц от диких, о пользе домашних птиц.

2.Учить узнавать и называть птиц по внешнему виду, показывать и называть части тела птицы, определять чем покрыто тело птицы, называть и показывать птенцов.

3.Знать и называть, как передвигаются птицы, чем питаются, где живут, какие звуки издают, какую пользу приносят.

4.Знать профессии людей, которые ухаживают за домашней птицей, как люди заботятся о них.

 

Примерный словарь:

Предметный: курица, цыпленок, петух, утка, селезень, утенок, гусь, гусенок, гусыня, индюк, индюшонок, туловище, голова, клюв, шея. Гребешок, бородка, крылья, перья, лапки, шпоры, перепонки, курятник, пруд, птица, птенец, птичница, двор, зерно, корм, скорлупа, яйцо, мясо, польза, хвост.

 

Глагольный: кудахтать, кукарекать, шипеть, крякать, гоготать, болботать, клевать, плавать, бегать, будить, нести (яйца), выводить (птенцов), высиживать, вылупляться, ухаживать

 

Качественный: пестрый, желтый, злой, водоплавающий, мокрый, сухой, куриный, утиный, индюшачий, птичий (двор), домашний, пушистый, маленький.

Словоизменение, словообразование:

1.Образование существительных множественного числа И. Р.п. (утка – утки – много уток).

2.Образование глаголов от звукоподражаний (кря – крякать).

3.Префиксальное образование глаголов (поклевать, склевать).

4.Образование относительных прилагательных (суп из курицы – куриный).

5.Образование притяжательных прилагательных (утиный клюв).

6.Образование сложных прилагательных (желтокрылый цыпленок).

7.Образование, подбор родственных слов (Гусь – гусыня – гусенок).

8.Образование названий птенцов (суффикс –ОНОК, Ат, ЯТ) (гусенок – гусята).

9.Образование существительных и прилагательных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов (желтенький цыпленок).

10.Подбор слов- антонимов (большой – маленький).

Формирование грамматических форм:

1.Согласование существительного с числительным в роде, числе (6 цыплят, 5 гусей).

2.Согласование прилагательных с существительным в роде, числе, падеже (утиное яйцо).

3.Образование формы Р.Д.ТВ.ПР.п. (дам зерно уткам, чистят перышки клювом, об утятах заботятся).

4.Употребление предлогов в речи: у, из, на, с, в, перед, за, около, возле.

 

Развитие связной речи:

1.Составление предложений с предлогом «в» (куры живут в курятнике).

2.Составление распространенного предложения с однородными подлежащими, определениями.

3.Составление предложений по предметным картинкам, по опорным словам.

4.Составление сложных предложений с союзами «а», «и», «потому что» (утка большая, а утенок маленький).

5.Составление рассказа- описания по опорной схеме, по образцу, по вопросам.

6.Составление рассказа по серии сюжетных картин.

7.Пересказ рассказа с опорой на одну сюжетную картину, по цепочке.

8.Составление загадок-описаний по опорной схеме.

Игровые упражнения:

«Кто большой, а кто маленький», «Кто громче всех поет», «Подзови птицу», «Узнай птицу по голосу», «Кто как голос подает» (высота голоса), «Кто где живет», «Найди маму», «Кто уплыл», «Для чего нужны нам птицы», «Что я слышал и видел на птичьем дворе», «Кто с кем», «Кто у кого», «Кто о ком заботится», «Чей хвост, чья голова», «Один – много», «4-й лишний», «Назови ласково».

 

Тема: «Одежда. Обувь. Головные уборы».

Задачи:

1.Уточнить и расширить знания детей о предметах одежды, обуви, головных уборах., их назначении, о частях одежды и обуви.

2.Классифицировать одежду по сезонным признакам (летняя, зимняя, весенняя), по принадлежности (женская, мужская, детская).

3.Закреплять названия предметов, материала, из которых она сделана.

4.Познакомить с профессиями людей, которые изготавливают одежду (обувь).

5.Учить ухаживать за предметами одежды, обуви, головными уборами, сообщить взрослому о непорядке в одежде (грязная, порванная, мокрая), под контролем взрослого устранить непорядок.

6.Учить выбирать одежду соответственно сезону, погоде, обстановке (праздничная, повседневная), самостоятельно одеться (обуться) и раздеться.

7.Учить сравнивать предметы по длине, ширине, высоте.

8.Учить по описанию (времени) одежды и обуви устанавливать время года (устанавливать причинно-следственные связи).

 

Примерный словарь:

Предметный: одежда, майка, трусы, блузка, платье, юбка, сарафан, передник, пижама, шорты, брюки, костюм, свитер, носки, гольфы, колготки, плащ, пальто, комбинезон, шуба, шарф, шапка, платок, косынка, варежки, перчатки, воротник, капюшон, рукава, ремень, пояс, манжет, карман, галстук, застежка, молния, пуговица, петля, крючок, кнопка, ткань, нитки, иголки, ножницы, швейная машинка, ателье, швея, портной, шелк, ситец, лен, шерсть, хлопок, мех, дырка, капюшон.

Обувь: тапочки, босоножки, сандалии, туфли, кроссовки, чешки, кеды, сапоги, ботинки, подошва, носок, каблук, застежка, пятка, шнурки, липучка, узел, резина, кожа, железо, сапожник.

 

Глагольный: надевать (что- либо), одевать (кого-либо), завязывать, расстегивать, вешать, шить, носить, пришивать, обуваться, шнуровать, снимать, стирать, сушить, чистить, гладить, штопать, вязать, снимать мерку, жмет (обувь).

 

Качественный: взрослый, детский, осенний, короткий. Меховой, женская, нарядная, праздничная, повседневная, рабочая, спортивная, новая, старая, удобная, теплая, узкий, широкий, высокий, клетчатый, полосатый, шелковый, кожаный, железный, резиновый, пальтовая (ткань), обувной, голый, одетый, льняной.

 

Словарь наречий: аккуратно, небрежно, удобно, неудобно, комфортно, чисто, быстро, грязно, тесно, нарядно, красиво.

 

Словоизменение, словообразование:

1.Образование существительных множественного числа от существительных единственного числа (платье-платья).

2.Образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом (платье-платьице).

3.Образование относительных прилагательных (рубашка из ситца – ситцевая).

4.Образование возвратных глаголов с частицей – СЯ- (надеть – одеться).

5.Образование и различение приставочных глаголов (шить – вышивать, За, при).

6.Образование глаголов от существительных (мастер – мастерить).

7.Образование наречий от прилагательных (чистый - чисто).

8.Подбор синонимов (нарядный, красивый, аккуратный).

9.Подбор антонимов (длинный - короткий).

10.Образование сравнительной степени прилагательных (красивая – красивее).

11.Образование притяжательных прилагательных (Мамино пальто).

 

Формирование грамматических форм:

 

1.Согласование существительных с числительными в роде, падеже, (5 платьев).

2.Согласование существительного с прилагательным в роде, числе (полосатые брюки).

3.Учить пользоваться в речи личными местоимениями в косвенных падежах (у меня, у нее).

4.Формировать умение пользоваться исключительными существительными (пальто).

5.Практическое усвоение притяжательных местоимений «мой», «мое» в сочетании с существительными мужского и женского рода (мой шарф, моя шуба).

6.Упражнять в употреблении форм р. Д. в. ТВ. П.п. имен существительных (платье с длинными рукавами).

7.Практическое употребление предлогов: «из», «на», «под», «без», «у», «с», «в».

 

Развитие связной речи:

1.Упражнять в составлении предложений по выполняемому действию, по опорным словам.

2.Распространение предложения обстоятельством места (платье висит в шкафу), однородными членами (Таня надела пушистую, теплую кофту).

3.Составление рассказа по сюжетной картине, по серии картин.

4.Пересказ текста по вопросам, с опорой на серию сюжетных картин.

5.Составление сложносочиненного предложения с союзом «а» (Катя надела платье, а Оля – сарафан).

6.Составление описательного рассказа из личного опыта.

8.Развивать умение пересказывать текст по предложенному плану.

9.Соотнесение вопросов «чей?», «чья?», «чьи? С соответствующими местоимениями: мой, моя, мои.

 

Игровые упражнения:

«Назови детали своей одежды», «Что оторвалось?», «Расскажи, что у тебя в шкафу», «Оденем Олю на прогулку», «Какая бывает одежда», «Из чего шьют одежду?», «Кто шьет одежду», «Что сошьем из этой ткани», «Ателье», «Как делают одежду», «Помоги портнихе» (выбрать предметы, необходимые для шитья), «Посчитай одежду», «Обувной магазин», «Что случилось с башмачком», «Почини сапожки», «Что перепутал художник», «4-й лишний», «Подбери по размеру», «Зашнуруем обувь», «Что из чего?», «Чье это?», «Волшебный мешочек» (узнавание фактуру ткани), «Что у кого?», «Скажи наоборот», «Исправь ошибку».

Пересказ рассказа «Зайчишкино пальто».

 

Тема: «Осень. Перелетные птицы»

Задачи:

1.Учить различать и называть основные признаки осени (похолодание, изменение окраски растений, опадание листьев, листопад, дожди, тучи, сбор урожая, птицы улетают на юг).

2.Учить называть характерные признаки каждого периода осени (ранняя, золотая, поздняя).

3.Знать порядок чередования времен года, названия и последовательность осенних месяцев.

4.Устанавливать связь между временен года и трудом людей, между признаками осени и изменениями в жизни растительного и животного мира.

5.Учить различать и называть перелетных птиц.

6.Учить показывать и называть части тела птицы, чем покрыто тело птицы, способы передвижения, чем питаются, где живут, почему осенью они улетают.

7.Соотносить характерные признаки, изображенные на пейзажной картине, с определенным периодом осени.

 

Примерный словарь:

Предметный: дождь, осень, погода, небо, тучи, листья, листопад, кусты, деревья, цветы, трава, ветер, туман, заморозки, урожай, овощи, фрукты, сельчане, грибники, стая птиц, утки, гуси, лебеди, журавли, ласточки, грачи, аисты, скворцы, кукушки, части тела, перья, гнездо, клин, вереница, поодиночке, корм, юг.

 

Глагольный: наступить, желтеть, опадать, осыпаться, шелестеть, кружиться, вянуть, засыхать, идти, лить, моросить, дуть, убирать, собирать, заготавливать, увядать, краснеть, улетать, щебетать, ходить, прыгать, махать, летать.

 

Качественный: ранняя, золотая, поздняя, серое (небо), унылый, желтый, зеленый, разноцветный, сухой, мокрый, хмурый, пасмурный, осенний, грязный, голые (деревья), грустный, холодный, теплый, дождливый, солнечный, теплые (края), перелетные (птицы), короткий, длинный, мелкий, багряный, дивная (пора), ясный.

 

Словарь наречий: сыро, холодно, мокро, пасмурно, тепло, красиво, чисто, ветрено, дождливо.

Словообразование, словоизменение:

1.Образование множественного числа существительных от существительных единственного числа (дерево – деревья).

2.Образование глаголов прошедшего времени (падает – падал), единственного и множественного числа (летит – летят), совершенного и несовершенного вида (вянут – завяли, собирает – собрал).

3.Образование глаголов с помощью приставок (улетают, вылетают, перелетают).

4.Образование относительных прилагательных (дождь – дождливый).

5.Образование сложных прилагательных (желто-зеленый лист, длинноногий аист).

 

Формирование грамматических форм:

 

1.Согласование прилагательных с существительным единственного и множественного числа (желтый лист – желтые листья).

2.Согласование числительного и наречия «много» с существительным в роде, числе (много листьев, 5 журавлей).

3.Упражнять в употреблении форм Р. Д. В. Пр. падежей имен существительных, отработка падежных окончаний.

4.Закреплять в речи употребление предлогов: «на, с, в, из, по, над, под».

5.Согласование существительного с прилагательным.

Развитие связной речи:

1.Учить составлять предложение из 4-5 и более слов с опорой на предметную картинку, по демонстрации действия, на поставленный вопрос, по опорным словам, с недостающими словами.

2.Составление предложений с использованием предложных конструкций (лист летит над землей. Лист упал на землю).

3.Распрстранение предложения определениями (красивый желтый легкий лист падал на землю).

4.Составление сложносочиненного предложения с союзами «А», «И» (Мы вышли на улицу, а зонт не взяли).

5.Пересказ короткого текста по плану, по вопросам.

6.Составление описательного рассказа по образцу педагога, по вопросам, по плану-схеме.

7.Учить использованию принятых норм вежливого речевого общения (внимательно слушать собеседника, задавать вопросы, строить высказывания кратко или распространенно).

8.Заучивание стихотворений, коротких рассказов об осени.

 

Игровые упражнения:

 

 

«Кто больше назовет осенних слов», «Чего не стало?», «Какой, какая, какое?», «С какого дерева упал листок?», «Бывает не бывает», «Какая бывает осень?», «Узнай по описанию», «Почему лес изменился», «Кто где спрятался», «Куда исчезли птицы», «Кто как готовиться к зиме», «Путаница», «как улетают птицы», речевые подвижные игры «Птички», «Листики», «Листопад», «Живой – неживой», (формирование понятий о живых организмах), «Что не подходит?», «Сначала и потом».

 

 

Тема: «Транспорт»

Задачи: 1.Уточнить и закрепить знания детьми видов транспорта.

2.Уточнить понятия: транспорт, наземный, подземный, грузовой, пассажирский, железнодорожный, легковой, воздушный, железнодорожный, специального назначения.

3.Сформировать представления о назначении транспорта, кто управляет транспортом.

 

Примерный словарь:

Предметный: автомобиль, автобус, трамвай, метро, поезд, мотоцикл, велосипед, самолет, корабль, грузовик, части машины (кузов, кабина, руль, колесо, фара, прицеп), самолета, машинист, пилот, летчик, водитель, вагоновожатый.

 

Глагольный: управлять, водить, тормозить, заводить, стоять, приземляться, открывать, заправлять, выезжать, отправляться, приземляться, взлетать, отплывать, приплывать, прилетать, улетать, встречать, провожать.

 

Качественный: большой, маленький, легкий, тяжелый, длинный, короткий.

Словарь наречий: быстро, медленно, удобно, комфортно, тепло, хорошо, мягко, твердо, высоко, низко.

 

Словообразование, словоизменение:

1.Образование прилагательных от существительных (колесо из резины – резиновое).

2.Образование существительных единственного и множественного числа в Им, и Р.п. (автобус-автобусы).

3.Правильное употребление приставочных глаголов (выезжает, подъезжает).

 

Формирование грамматических форм:

1.Согласование числительных с существительными (5 автобусов, 3 автобуса).

2.Согласование числительного и наречия «много» с существительным в роде (много автобусов).

3.Закреплять в речи глаголы с разными приставками.

4.Словообразование существительных путем сложения основ (само и лет – самолет).

5.Образование сравнительной степени прилагательных (самолет летит высоко, а ракета выше).

 

Развитие связной речи:

1.Состаление рассказа-описания по сюжетным картинкам.

2.Составление предложений с предлогами: «в, из, под, из-за, из-под, с, на, между».

3.Составление предложений с предлогом по двум опорным словам или картинкам.

4.Практическое использование в речи глаголов с разными приставками.

 

Игровые упражнения:

«Скажи наоборот», «Скажи правильно», «Подбери слова (автобус какой? Красивый, полный)», «Правильный ответ», «Путешествие», «Объясни слова», «Закончи предложение», «Подбери слово».

 

 

Тема: «Посуда».

Задачи:

1.Уточнить название посуды, ее составные части.

2.Учить называть и различать предметы посуды.

3.Учить классифицировать посуду, в зависимости от ее назначения.

Примерный словарь:

Предметный:

Посуда, кастрюля, сковорода, чайник, кувшин, чашка, кружка, блюдце, тарелка, миска, нож, вилка, ложка, половник, салатница, супница, конфетница, сахарница, сито, черпак, половник.

 

Глагольный: делать, проделать, продавать, покупать, ставить, расставлять, носить, чистить, выносить, сидеть, спать, убирать, вытирать (пыль), сушить, сполоснуть, перелить, разлить,

накрывать на стол, подавать, мыть, вытирать, протирать.

 

Качественный: большой, маленький, высокий, низкий, круглый, красивый, гладкий, блестящий, удобный, деревянный, кожаный.

Чайная, столовая, глубокая, мелкая, большая, маленькая, острый, длинный, железный, чистый, десертная, кухонная, кофейная, столовая, фарфоровая, керамическая, глиняная,

 

Словообразование, словоизменение:

 

1.Образовывать существительные Р.п. с уменьшительно-ласкательными суффиксами.(мисочек).

2.Образование единственного и множественного числа существительных Им. и Р.п.(кофейник – кофейников).

3.Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных (нож-ножичек).

4.Образование прилагательных от существительных (сковорода из чугуна – чугунная).

 

Формирование грамматических форм:

1.Согласование существительного с прилагательным (красивая чашка).

2.Падежные конструкции Д.п. (из-за, из-под), Тв, п. (с, за, под, над, перед).

3.Формировать умение задавать вопросы по картинке.

4.Согласование числительные с существительными (2 тарелки, 5 диванов).

5.Согласование существительных с притяжательными местоимениями «моя, мое, мои».

 

Развитие связной речи:

1.Составление кратких рассказов по картинке.

2.Составление рассказов-описаний.

3.Составление рассказов по сюжетным и серийным картинкам.

4.Составление предложение по опорным словам.

5.Выполнение многоступенчатых инструкций.

6.Составление предложений с предлогами «в, на, из, со, около, между», по опорным картинкам.

7.Распространять предложение обстоятельством места с предлогом (На столе стоит красивая посуда).

8.Распространение предложения определением (красивая, блестящая мебель стоит в столовой).

9.Распространение предложения однородным подлежащим (чашки, блюдце, тарелки покупают в магазине).

Игровые упражнения:

«Какая?», «Для чего?», «Что с чем?», «Найти предмет (спинка для стула, кресла, дивана)», «Где взял игрушку?», «Чего не стало?», «Что изменилось?», «Запомни и назови», «Скажи ласково», «Скажи наоборот», «Один - много», «Чего не бывает?».

 

«Что с чем? (чайник с носиком)», «Из чего?»,»Что получилось?», «Магазин», «Чего не хватает?», «Посуда», «Где живут продукты? (в сахарнице), «Чашка и блюдце», «Объясни слово», «Чего не бывает?», «4- й лишний»,

 

 

Тема: «Семья.Праздник 8-ое Марта».

Задачи: 1.Уточнить и систематизировать знания детей о семье, домашнем адресе.

2.Познакомить с ролевыми отношениями в семье, обязанностями членов семьи.

3.Воспитывать любовь и уважение к маме, бабушке, сестре.

4. Развивать словарь по данной теме.

5.Закрепить и уточнить знания детей о празднике 8-ое Марта, о женских профессиях.

Примерный словарь:

Предметный: дом, семья, дедушка, дочка, сын, внук, внучка бабушка, папа, мама, тетя, родители, дядя, брат, семья, старший, младший, старик, старая, молодой, взрослый, добрая, ласковая, трудолюбивая, красивая, праздник, весна, солнце, капель, лужи, радость, тепло, сосулька,, деревья, почки.

Ткачиха, швея, учитель, воспитатель, медсестра, повар, продавец.

 

Праздник, мимоза, подарки, солнце, цветы, торт, подснежник, весна, тепло, журчит (ручей), мимоза, тюльпан, поздравление, открытки.

Глагольный: заботиться, помогать, стирать, утюжить, шить, вязать, убирать, ремонтировать, чинить, строить, готовить (еду), праздновать, радоваться, угощать, веселиться, встречать, поздравлять, дарить, жалеть, беречь, любить, целовать, обнимать, радовать, греет, капает, тает, набухает, журчит, плывут, дарить.

 

Качественный: старый, старенькая, молодой, взрослый, маленький, молодой, высокий, низкий, больной, здоровый, веселый, добрая, красивая, ласковая, нежная, заботливая, трудолюбивая, хорошая, любимая, сильный, слабый, крепкий, теплый, солнечный, весенний, яркий, праздничный, нарядный, весенний, теплый, яркий,

 

Словарь наречий: солнечно, тепло, ярко, весело, нарядно, красиво, уютно, хорошо.

 

Словообразование, словоизменение:

1.Образование притяжательных местоимений и согласование их с существительными (мамина юбка).

2.Образование существительных множественного числа Им. и Р п. (сестра – сестры - сестер).

3.Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.(папа – папочка).

4.Образование сравнительной степени прилагательных (Мама добрее, чем папа).

 

Формирование грамматических форм:

1.Согласование прилагательных с существительными в роде и числе (О ком можно сказать? Добрый).

2.Согласование существительного с местоимениями «мой, моя, мои».

3.Согласование числительных с существительными в роде, числе.

4. Усвоение прилагательных сравнительной степени (Мама младше бабушки, а бабушка старше мамы).

5.Усвоение категории Творительного падежа с предлогом С.

6.Согласование существительных с прилагательными (бабушка добрая, ласковая, нежная).

7.Согласование существительных с притяжательными прилагательными (мамин шарф, папина шапка).

Развитие связной речи:

1.Учить составлять рассказ по опорным картинкам.

2.Упражнять в составление предложений по заданным словам, с опорой и без на картинки.

3.Составлять рассказ-описание по теме с опорой на серию картинок.

4.Составление предложений со значением противопоставления (Наша семья большая, а наша больше).

5.Составление предложений с предлогом «С» (с папой, с мамой).

6.Составление сложносочиненного предложения с союзом «А» по заданным словам (Папа- сын. Папа старше, а сын младше).

 

Игровые упражнения:

«Запомни и повтори», «Красивые слова о маме», «Составь предложение», «Расскажи о маме», «Идем за подарками», «С кем ты живешь?», «Договори предложение», «А у вас?», «Старше или младше», «Расскажи о себе», «Покажи, где? (понимание конструкций мамина дочка), «Чей, чья, чье?», «Подбери признак», «Найди ошибку», «Кто что делает?», «Кому что нужно для работы?», «Назови ласково», «Отгадывание персонажей сюжетной картинки «Семья» по признакам.

 

Тема: «Профессии. Инструменты».

Задачи: 1.Уточнить знания детей о профессиях в городе и селе.

2.Расширить знания о том, какую пользу те или иные профессии, где обучаются профессиям.

3.Познакомить с разными видами инструментов и объяснить их назначение.

 

Примерный словарь:

Предметный: шофер, учитель, врач, повар, летчик, художник, летчик, строитель, грузчик, воспитатель, уборщица, дворник, продавец, швея, певица, фермер, тракторист, доярка, телятница, пастух.

Молоток, топор, пила, дрель, болт, гайка, шуруп, отвертка, плоскогубцы, ключ, гвоздь.

 

Глагольный: учить, воспитывать, продавать, рисовать, лечить, шить, грузить, варить, летать, водить, строить, убирать, петь, доить, пасти, кормить, пахать, сеять.

Прибить, забить, оторвать, распилить, отпилить, открутить, просверлить.

Качественный: умный, храбрый, добрый, сильный, умелый, внимательный, осторожный, старательный, умелый, ловкий, талантливый, способный.

 

Словарь наречий: быстро, легко, красиво, высоко, далеко, близко, вкусно, сильно, крепко, прочно.

Словоизменение, словообразование:

1.Образование существительных от глаголов (учит – учитель).

2.Образование существительных с помощью суффикса «ищ» (топор – топорище).

3.Образование существительных множественного числа Им. и Р.п. (учитель – учителя – учителей).

 

Формирование грамматических форм:

1.Согласование числительных с существительными (2 врача, 5 врачей).

2.Согласование прилагательных с существительными в роде и числе.

3.Согласование существительных с притяжательными местоимениями «моя, мое, мои».

Развитие связной речи:

1Составление рассказа о профессиях (инструментах) по вопросам.

2.Составление предложения по опорным картинкам с предлогом, и определить первое, второе, третье слово в предложении.

3.Составление предложений с предлогами.

4.Составление рассказа-описания по заданному образцу.

Игровые упражнения:

«Кто что делает?», «кому это нужно?», «Скажи два (три) слова», «Исправь ошибку», речевая подвижная игра «Космонавт», «Профессии», «Подбери слово», «Скажи о себе», «Кто работает на машинах», «Кем хочешь быть?», «В стране великанов».

 

 

Тема: «Лес. Деревья».

Задачи:

1.Закрепить знания детей о том что растет в лесу, кто в нем обитает.

2.Рассмотреть и запомнить строение дерева.

3.Обратить внимание детей на изменения деревьев в зависимости от времени года.

4.Рассказать о том, для чего нужны деревья (лес).

 

Примерный словарь:

Предметный: лес, дерево, дуб, береза, липа, рябина, клен, ель, сосна, кустарник, трава, тропинка, цветы, крона, ветки, ствол, корень, листья, листва, животные, насекомые, птицы.

 

Глагольный: набухает, лопается, растет, опадает, расцветает, шелестит, очищает, зеленеет.

Качественный: зеленый, желтый, белый, свежий, красивый, высокий, густой, редкий, низкий, широкая, березовый, кленовый, сосновый, еловый, липовый, ветвистый.

Словарь наречий: высоко, низко, широко, узко, густо, редко, часто.

 

Словоизменение, словообразование:

1.Образование относительных прилагательных (сорву с дуба дубовый лист).

2.Образование антонимов (дуб большой, а рябина).

3.Образование родственных слов от слова (лесок).

4.Формирование навыка словоизменения (дерево – деревья).

 

Формирование грамматических форм:

1.Согласование числительных с существительными (одно дерево, два дерево, три дерева).

2.Образование сравнительной степени прилагательных (Дуб высокий, а кустарник низкий).

3. Согласование числительного и наречия «много» с существительным в роде и числе (5 деревьев, много деревьев).

4.Употребление предложных конструкций (на дереве, на ветке).

Развитие связной речи:

 

1.Составление кратких рассказов по картинке.

2.Составление рассказов-описаний.

3.Составление рассказов по сюжетным и серийным картинкам.

4.Составление предложение по опорным словам.

5.Распрстранение предложения определениями (красивый желтый легкий лист падал на землю).

 

 

Игровые упражнения:

 

«Какой?», «Найди слово», «Один – много», «Сосчитай до пяти», «Прогулка по лесу», «Незнайка в лесу», «Соберем гербарий», «Что около?», «Угадай слово», «Что это?», «Кого можно увидеть в лесу?», «За грибами», «Листики».

 

 

Тема: «Насекомые. Цветы».

Задачи: 1.Познакомить детей с понятием «насекомые».

2.Уточнить названия, внешние признаки и строение насекомых (цветов).

3.Упражнять в составление предложений с предлогами.

4.Образовывать существительные с уменьшительно – ласкательными суффиксами.

5.Уточнить знания детей о том где живут и чем питаются насекомые.

Примерный словарь:

Предметный: голова, усы, крылья, лапки, стрекоза, бабочка, кузнечик, гусеница, муха, червяк, клещ, комар, пчела, оса, жук, паук, муравей. Норка, улей, дупло, муравейник.

Пестик, тычинка, лепесток, листок, стебель, корни, ромашка, василек, роза, мак, пион, колокольчик, астра.

 

Глагольный: прыгают, летают, сосут, кусают, жалят, звенят, жалят, собирают, пьют, гудят, звенят, надоедают, вредят, помогают, прячутся, засыпают, вылезают, трудятся, переносят, ползают.

Пахнуть, засыхать, опадать, увядать, желтеть, чернеть, цвести, собирать, украшать, расставлять, дарить.

 

Качественный: черный, зеленый, разноцветный, длинный, короткий, скользкий, колючий, шершавый, пестрый, полосатый, усатый, мелкий, крупный, красивый, большой, маленький, высокий, низкий, ароматный, приятный.

 

Словарь наречий: высоко, низко, далеко, близко, впереди, позади, медленно, быстро.

Словообразование, словоизменение:

1.Образование сложных слов (разноцветные бабочки).

2.Образование существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами (комар – комарик).

3.Практическое употребление предлога «под», «из-под» (бабочка спряталась под листок).

4.Образование и правильное употребление окончаний глаголов мн.ч от глаголов ед.ч прыгает – прыгают).

 

Развитие связной речи:

1.Составление предложений с предлогом «в» (куры живут в курятнике).

2.Составление распространенного предложения с однородными подлежащими, определениями.

3.Составление предложений по предметным картинкам, по опорным словам.

4.Составление сложных предложений с союзами «а», «и», «потому что» (утка большая, а утенок маленький).

5.Составление рассказа- описания по опорной схеме, по образцу, по вопросам.

6.Составление рассказа по серии сюжетных картин.

7.Пересказ рассказа с опорой на одну сюжетную картину, по цепочке.

8.Составление загадок-описаний по опорной схеме.

 

Игровые упражнения:

«4-й лишний», «Куда спрятались насекомые?», «Закончи слово», «Закончи предложение», «подбери слово», «кто как передвигается?», «Насекомые – великаны», «Сколько насекомых на цветке?», «Во саду ли в огороде», «Я садовником родился».

Тема: «Электроприборы.»

Цели:

1. знакомить детей с основными видами электроприборов, их назначением и способами применения;

2.учить правильному обращению с некоторыми электроприборами;

3.объяснять правила техники безопасности;

4.учить показывать и называть части электроприборов.

Примерный словарь.

Предметны й:

пылесос, холодильник, соковыжималка, чайник, фен, кассета, кухонный комбайн, тостер, миксер, микроволновая печь, розетка, шнур, настольная лампа, абажур, бра, обогреватель, калорифер, блендер, телевизор, торшер, видеомагнитофон, магнитофон.

Глагольный: включать, смотреть, переключать, слушать, выключать, чинить, перегреться, охлаждать, светить, греть, взбивать, измельчить, убирать, выжимать, нарезать, шинковать, кипятить, укладывать, обжарить, запекать, вставлять, выжимать.

Словарь наречий: светло, темно, чисто, красиво, быстро, хорошо, удобно, тепло, холодно, мокро, вкусно, сухо, грязно, медленно.

 

Качественный: удобный, быстрый, маленький, большой, красивый, компактный, вкусный, полезный, свежий, мягкий, твердый, чистый, светлый, яркий, темный.

Словообразование, словоизменение:

 

1. Образование существительных множественного числа от существительных единственного числа (телевизор-телевизоры, чайник-чайники).

2. Образование глаголов прошедшего времени (смотрю–смотрел), единственного и множественного числа (убирает–убирают, собирает–собирают).

3. Образование существительных от глаголов (пылесосит – пылесос).

 

Формирование грамматических средств языка:

1. Согласование числительного с существительным, прилагательного с существительным.

2. Закреплять в речи употребление предлогов на, из, из-за, из-под.

3. Согласование притяжательных местоимений с существительным (по картинкам).

4. Упражнять в употребление формы Родительного, Дательного, Предложного падежей имен существительных, отработка падежных окончаний.

 

Развитие связной речи:

 

1. Составление рассказа о электроприборах по вопросам.

2. Составление предложения по опорным картинкам с предлогом, и определить первое, второе, третье слово в предложение.

3. Составление предложений с предлогами.

4. Составление рассказа-описания по заданному образцу.

5. Составление сложносочиненных предложений с союзом [а].

6. Составление предложений по вопросам.

 

Игровые упражнения:

 

«Кто что делает?», «Кому это нужно?», «В стране великанов», «Четвертый лишний», «Узнай по описанию», «Отгадай, кто это?», «Назови ласково», «Чего не бывает?», «Один-много».

Тема «Мебель»

Цели: 1.Уточнить название мебели, ее составные части.

2.Учить различать кухонную мебель, мебель для спальни, детской, гостиной комнат.

3.Обратить внимание на материал изготовления мебели, и уметь определять вид материала.

4.Устонавливать связь между названием мебели и ее назначением.

5.Учить показывать и называть составные части, для чего она предназначена.

Примерный словарь:

Предметный: мебель, диван, тахта, софа, кровать, шкаф, комод, стол, стул, кресло, табурет, полка, тумбочка, сервант, горка, трюмо, пуфик, гарнитур, мебельная фабрика, магазин, столяр.

 

Глагольный: сидеть, лежать, кушать, обедать, работать, читать, писать, отдыхать, спать, вешать, ставить, пилить, спилить, распилить, отпилить, просушить, продать, купить, чистить, вытирать, протирать.

 

Качественный: деревянная, пластмассовая, кожаная, велюровая, стеклянная, зеркальная, компьютерная, кухонная, обеденная, детская, твердая, мягкая, жесткая, железная, красивая, удобная, комфортная, современная, офисная, чистая, грязная, старинная, большая, маленькая.

 

Словарь наречий: красиво, чисто, удобно, уютно, комфортно, мягко, приятно, светло, грязно, темно.

 

Словообразование, словоизменение:

1.Образование существительных Р.п, Тв.п.

2.Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных (стул-стульчик).

3.Образование прилагательных от существительных (дерево-деревянная).

4.Образование существительных единственного и множественного числа Им.и, Р.п.

5.Образование глаголов с помощью приставок (спилить, отпилить, распилить).

Формирование грамматических форм:

1.Согласование прилагательных с существительными (про что можно сказать стеклянная, стеклянный, стеклянное, стеклянные).

2.Согласование числительных с существительными (1 стул- 5 стульев).

3.Упражнять в правильном употреблении предлогов в, на, за, под, из-под, между.

4.Согласование числительного и наречия «много» с существительными в роде, числе (много кресел, 5 табуреток.

Развитие связной речи:

1.Выполнение многоступенчатых инструкций, и рассказом том что делал.

2.Составление кратких рассказов по картинке.

3.Составление рассказов-описаний.

4.Составление рассказа по заданному образцу слов.

5.Пересказ услышанного текста по вопросам и самостоятельно.

Игровые упражнения:

«Что с чем и с кем дружит?», «Исправь ошибку», «Чего не бывает?», «Куда спрятались игрушки?», «Один – много», «Какая?», «Для чего?», «Найди предмет», «Где взял игрушку?», «Чего не стало?», «Что изменилось?», «Запомни и назови», «Скажи ласково», «Скажи наоборот», «4-Й лишний».

 

 

Тема: «Продукты питания..»

Цели:

1. Уточнить название и виды продуктов питания.

2.Учить различать и называть продукты питания, и что из них можно приготовить.

3.Объяснить для чего нужны продукты питания, где их хранят (молочные, мясные, рыбные, мучные, растительные).

4.Расширить и обогатить знания детей по теме.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.