Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Мнение специалиста. Я был просто изумлен тем, что я узнал о группах в рамках моей программы подготовки






Я был просто изумлен тем, что я узнал о группах в рамках моей программы подготовки. Я не имею в виду техники ведения групп, хотя и это, несомненно, является важным. Я говорю о групповой динамике — способе, при помощи которого в определенных ситуациях можно прогнозировать поведение других людей.

Обычно я ненавижу ходить на семейные сборища. В лучшем случае я там скучаю, в худшем — ухожу домой с болью в желудке от напряжения. Семья нарушена, и этим все сказано. Но когда я узнал о групповом поведении и динамике, то стал отслеживать развитие всех групп, в том числе и семейных. Также я стал наблюдать за людьми во время встреч с руководством. Особенно мне нравится наблюдать за моими студентами. Забавно, что я могу собственными глазами видеть развертывание всей той динамики, о которой я столько читал. И вы знаете, оглядывая участников группы, я обнаруживаю все те же групповые роли, о которых так много пишут в книжках: монополиста, подлизы, подстрекателя и маньяка. Все эти роли присутствуют, стоит только присмотреться к тому, что происходит.

• отдельные члены группы работают над достижением своих индивидуально поставленных целей;

• уровень сплоченности, близости и доверия в группе достаточно высок;

• игры, конфликты и действия, воспроизводящие прежние модели поведения, быстро обнаруживаются, их начинают рассматривать и успешно прорабатывают;

• люди охотно раскрываются, конструктивно рискуют и делятся своими чувствами;

• члены группы становятся значительно более сензитивными и чуткими по отношению друг к другу.

Конечно, эти частные поведенческие признаки являются индикаторами не просто того, что группа находится на рабочей стадии развития, но на самом деле они характерны для любой группы, находящейся на высокоразвитой и высокопродуктивной стадии развития.

Стадия завершения. Эта стадия позволяет членам группы оценить то, чему они научились, обсудить планы по изменению и исследовать свои чувства в отношении полученного опыта. На этой стадии участники пытаются разобраться с оставшимися нерешенными внутригрупповыми проблемами, оценить уровень производительности группы, попрощаться и завершить свои отношения с группой. К этой стадии можно Дерейти в любой момент, и длится она от одной до нескольких сессий. Главная цель на этой стадии заключается в том, чтобы помочь участникам сохранить свою энергию Для продолжения развития после завершения группы.

Консультанты должны быть знакомы со всеми стадиями и проблемами групповой Динамики так, чтобы уметь структурировать сессии, облегчая при этом процесс перехода с одной стадии на другую. Хотя групповой процесс важен, но консультант дол-Жен помнить о том, что главная цель, с которой проводятся группы, — это индивидуальная работа и личностный рост, и не позволять тратить время группы лишь на одну Динамику. На многих группах люди находят времяпрепровождение приятным, много


254 □ Часть 3. ПРАКТИКА КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

работают друг с другом, но не обязательно добиваются изменений в своем поведении, которые являлись основной целью их участия в группе. Плавное движение от одной стадии к другой максимизирует потенциал каждого отдельного человека к личностному росту при помощи внутригрупповой работы.

Ситуации, в которых необходимо предпринимать вмешательства

Хотя поведение ведущего группы определяется в некоторой степени его интуицией, артистизмом и умением чувствовать ситуацию, существуют несколько конкретных случаев, в которых практически всегда необходимо проводить психотерапевтические вмешательства. Проводя индивидуальную работу, консультант в целом основывается на своем «внутреннем чутье», но всегда помнит о том, что когда клиент начинает заниматься самоуничижением, самообманом или уходит от реальности, необходимо предпринять психотерапевтическое вмешательство. Но в рамках групповой работы число стимулов, на которые необходимо реагировать, слишком велико. Следовательно, главная трудность заключается не только в том, как и когда проводить вмешательство, но и в том, на кого оно должно быть направлено. Если.действия ведущего несвоевременны или неуместны, то в лучшем случае они будут сбивающими с толку, в худшем — разрушительными. По этим причинам даже начинающий студент должен знать о тех крайних случаях, в которых необходимо предпринимать психотерапевтические действия (Kottler, 1994b).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.