Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Агрессивное поведение. В том случае, если существует угроза физической безопасности или эмоциональному благополучию любого участника группы






В том случае, если существует угроза физической безопасности или эмоциональному благополучию любого участника группы, то вмешательство ведущего является строго обязательным. Многие исследователи, занимающимися изучением негативных последствий групповой работы, соглашаются с тем, что ответственность за безопасность клиента должна лежать на ведущем (Lieberman et al, 1973). Это можно сделать, лишь если внимательно следить как за внутренним состоянием каждого члена группы, так и за внутригрупповыми взаимодействиями с тем, чтобы минимизировать вербальную агрессию.

Обычно интеракции, носящие оттенок враждебности, быстро устраняются или, по крайней мере, их характер становится достаточно очевидным для того, чтобы их можно было проработать в относительно контролируемой обстановке. Когда член группы не осознает негативные последствия, произведенные его комментарием или эмоциональной вспышкой, или недостаточно сензитивен, чтобы заметить их, ведущий также проводит вмешательство с целью устранения любого нанесенного ущерба. Однако большая часть психотерапевтических усилий предпринимается для того, чтобы предотвратить возможное насилие до того, как оно произойдет. Имея некоторый опыт, ведущий может заметить сигналы, свидетельствующие о приближении эксплозивного проявления поведения, а значит, может вмешаться еще до того, как разгорится оже-


Глава 9. ГРУППОВОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ □ 255

сточенная схватка или драка, примерно так же, как опытный школьный учитель, который всегда догадывается о грядущей неприятности.

Пустые разговоры и уходы в сторону

В силу ряда причин — чтобы избежать серьезного разговора, сопротивляться лечению, поиграть в игры или просто потому, что клиент вербально неорганизован, ход разговора будет отклоняться в направлении, не имеющем никакой психотерапевтической пользы. Возможно, кто-то из присутствующих расскажет долгую, скучную историю, не имеющую непосредственного значения. Или кто-нибудь может прервать общий ход беседы для того, чтобы попытаться отстоять свою не до конца определенную позицию. А один из клиентов (во всех группах, с которыми я когда-либо сталкивался, такой клиент был) будет абсолютно несерьезным. Его замечания будут раздражающими, прерывающими многозначительную тишину, или любое взаимодействие он будет предварять словами: «Это напоминает мне о времени, когда...».

Независимо от того, носят ли подобные уходы в сторону умеренный или явно патологический характер, ведущий обычно устанавливает некоторые нормы, определяющие уместность высказываемых замечаний. Сначала вмешательства используются для того, чтобы аккуратно свести на нет уводящие в сторону замечания и подкрепить те из них, которые сделаны по существу. Иногда вмешательства должны быть более непосредственными. Например, в случае с Синди, клиенткой, которая особенно склонна уходить в сторону, ведущий в конце концов может начать использовать обратную связь как своего рода критерий уместности ее замечаний: «Джекоб, были ли полезными слова Синди, сказанные ею после того, как она тебя прервала? О, неужели нет? Тебе бы хотелось, чтобы она подождала до того момента, как ты закончишь говорить?», и затем: «Синди, какую обратную связь ты только что получила?».

Фокусированные реакции и замечания, высказываемые по существу, являются одними из самых сильных и полезных вещей, которые могут происходить на группе. В своей жизни мы часто говорим и делаем такие вещи, которые сбивают с толку окру-‹ жающих, но мы не получаем от этих людей прямой обратной связи. Нам приходится ‹ скорее догадываться, как люди на нас реагируют, чем опираться на объективную информацию. Вот почему группы могут быть просто бесценными в плане получения честных обратных связей, особенно для тех людей, которые более всего в них нуждаются, даже не зная об этом.

Замкнутость и пассивность

Часто результатом вербальной агрессии, ненужной болтовни или действия других внутренних по отношению к клиенту факторов является появление замкнутости У одного или более членов группы. Эта ситуация, из которой особенно сложно найти •выход: ведущий хочет сохранить личные права каждого клиента, но не хочет, чтобы Участники группы переходили в абсолютно пассивное состояние. Более того, замкнутость не очевидна; ее наличие устанавливается лишь по отсутствию действий. Ведущий должен определить паттерны поведения, характерные для каждого конкретного


256 □ Часть 3. ПРАКТИКА КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

клиента, чтобы находить признаки замкнутости в том, что кто-то отводит глаза, сползает со стула, односложно отвечает на вопросы или действует в любой другой не свойственной для него манере. Консультант может решиться довольно прямо вовлечь человека в группу («Что-то ты сегодня немногословен. Что с тобой происходит?»), поговорить с ним после завершения группы или просто подождать и позволить другим участникам самим поднять этот вопрос на обсуждение.

Вялость и скука

Одна из задач ведущего заключается в том, чтобы придавать живость получаемому опыту и тем самым поддерживать интерес участников группы. Уже после нескольких сессий однообразное развитие событий может стать предсказуемым или наскучивающим. Ведущий использует юмор, спонтанные действия, демонстративные жесты и игровую атмосферу для того, чтобы происходящее продолжало носить для участников стимулирующий характер. В том случае, если участники начинают позевывать, говорить монотонными голосами или если все их поведение ограничивается лишь движениями (что случается довольно часто), ведущий проводит вмешательство.

Настало время каждому из вас взять на себя ответственность за собственный рост в этой группе. Обычно когда вы сталкиваетесь с повторяющимися эпизодами или когда вы ленитесь, вы погружаетесь в мечты или начинаете что-то машинально рисовать, ожидая того момента, когда все это пройдет. Однако когда вы чувствуете, что ваш ум начинает блуждать здесь на группе, что прямо сейчас и происходит с некоторыми из вас, вы сами себя лишаете потенциально ценного опыта. Слишком легко не принимать в расчет то время, когда вы не были вовлечены в происходящее. Вы находитесь в этой группе, так как хотите сосредоточиться на настоящем, более полно наслаждаться каждым мгновением. Почему бы вам не начать это делать прямо сейчас? Во время, оставшееся до завершения этой сессии, и на всех последующих каждый раз, когда вы будете ловить себя на том, что вам скучно или неинтересно, заставляйте себя сосредоточиваться на том, что происходит. Вокруг всегда так много вещей, на которые следует обращать внимание, даже если какой-то конкретный разговор кажется вам неинтересным. Наблюдайте за реакциями других участников — за тем, как они невербально реагируют на происходящее. Отслеживайте то, что я делаю или не делаю, стараясь находить этому объяснения. И внимательно следите за тем, что происходит внутри вас самих. От чего вы прячитесъ, когда устраняетесь от работы? Ваша скука в этой группе никогда не будет иметь оправдания.

Семантические ошибки

В зависимости от теоретических предпочтений и лингвистической сензитивности у любого консультанта есть ряд любимых семантических рассогласований, на которые он обращает внимание. Язык — это главное средство, при помощи которого мы получаем сведения о мыслительных паттернах клиента; то, как человек говорит и выражает свои мысли — особенности выбора и подбора слов — в точности показывает, что человек думает и как чувствует себя в связи с той или иной ситуацией. Ведущие групп будут вмешиваться в тех случаях, если клиенты искажают реальность, преуве-


Глава 9. ГРУППОВОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ □ 257

личивают ее или используют алогизмы. Фасилитатор, имеющий опыт работы в рамках клиент-центрированного подхода, будет поправлять участников, прося их вместо «Я думаю» говорить «Я чувствую». Консультанты, работающие в когнитивной парадигме, будут просить клиентов заменять такие высказывания, как «Я должен» или «Мне следует», на такие более точные выражения, как «Я могу» и «Я мог бы». А приверженцы нейро-лингвистического подхода будут просить изменять такие фразы, структура которых является неполной. Например, высказывание «Они заставляли меня это делать», имеющее неопределенные референции, должно звучать так: «Некоторые учителя из начальной школы (они) заставляли меня играть, не спрашивая на то моего согласия (делать это)».

На ведущем группы лежит ответственность за понимание, соотнесение, фасилита-цию и структурирование взаимодействий членов группы таким образом, чтобы стало возможным максимизировать психотерапевтический потенциал опыта для всех участников. Эта задача является сложной и иногда просто невыполнимой, требующей от ведущего группы, хорошо подготовленного и обученного использовать навыки проведения как индивидуального, так и группового консультирования, максимальной энергии и сосредоточенности.

Специальные навыки проведения групповой работы

Для того чтобы работать с группами, необходимо владеть многочисленными техниками помимо тех, которые используются в индивидуальном консультировании. Некоторые практики не любят вести группы консультирования, поскольку их беспокоит необходимость брать на себя ответственность и использовать разнообразные техники, обеспечивающие эффективность работы. В некоторой степени неадекватная подготовка — это результат недостаточно хорошего обучения ведению групп, и преподаватели, занимающиеся подготовкой консультантов, выражают обеспокоенность качеством обучения умениям и навыкам проведения группового консультирования (Dye, 1980).

Кори (Corey, 1999), основываясь на работах Дайера, Вренда и Нолана (Dyer, Vriend, 1975; Nolan, 1978), составил список всех базовых навыков, которыми должен владеть ведущий групп (см. Таблицу 9.3). Но многие навыки используются не только исключительно ведущими групп; они входят в репертуар действий любого эффективного практика, независимо от того, занимается ли он индивидуальным, супружеским, семейным или групповым консультированием. Тем не менее ведущие групп должны уметь делать не только то, что делают практики, занимающиеся индивидуальным консультированием, но гораздо больше.

Например, Дониджиан и Мелнати (Donigian, Malnati, 1999) в данном случае подразумевают критические инциденты, являющиеся обычным делом в большинстве психотерапевтических групп, то есть ситуации, требующие грамотных вмешательств, когда члены группы объединяются и начинают нападать на ведущего, когда среди членов группы возникает коллективное отрицание или появляются секреты как способ избегания работы над реальными проблемами, когда один из участников внезапно { решает покинуть группу, когда кто-либо из членов группы становится замкнутым или


258 □ Часть 3. ПРАКТИКА КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

когда складывается любая другая ситуация, которые мы разбирали в предыдущем разделе, требующая от ведущего проведения вмешательств. Кроме того, практики, занимающиеся групповым консультированием, должны в совершенстве знать методы и теорию индивидуального консультирования, иметь хорошую подготовку в области групповой динамики и группового поведения, владеть навыками решения конфликтов, планирования и организации (Jacobs, Masson, Harvill, 1998). Помимо того, необходимо, чтобы ведущие групп, может даже больше, чем консультанты, занимающиеся любой другой формой работы, имели чрезвычайно развитую интуицию и творческие способности для того, чтобы следовать за движением группы и моментально реагировать на постоянно меняющуюся обстановку (Forester-Miller, Gressard, 1997; Gladding, 1999; Kottler, Markos, 1997).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.