Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Проанализируйте данные ниже высказывания. Составьте памятку о правилах завершении речи.






- Заключение — завершающая часть ораторской (публичной) речи, в которой содержится краткое истолкование смысла всей речи, с повторением и обобщением главного, существенного, с возможным побуждением слушателей (читателей) к каким-либо действиям, к реакции на сказанное, к размышлению над сказанным и т. п.

- Конец речи должен закруглить ее, то есть связать ее с началом... Конец — разрешение всей речи... конец должен быть таким, чтобы слушатели почувствовали... что дальше говорить нечего (А Ф. Кони).

- Цель заключения: сделать вывод; усилить интерес к предмету речи, закрепить впечатление от речи.

- Цель последней части речи — «генеральный штурм аудитории».

- Особенно важно, чтобы «заключение заканчивалось бодро, внушало слушателю оптимизм, даже если речь посвящена тяжелым, «трудным» вопросам. «Последняя нота» речи должна быть высокой и жизнеутверждающей (По А. К. Михальской).

13. Прочитайте концовки нескольких речей. В чем их особенности?

1. Я заканчиваю. Не сетуйте, что я на такое долгое время остановился на личности В.П. Сербского, вам ведь совершенно чужого человека, которого большинство из вас не знает даже по имени. Перед вами прошли, хотя и кратко очерченные, его жизнь и деятельность, и на примере этой жизни и этой деятельности я попытался не абстрактно, не общими фразами и рассуждениями, а живым примером показать, чем может быть практическая психиатрия, чем может быть практическая жизнь русского психиатра (П.Б. Ганнушкин).

2. Я кончаю. Криун отсутствует. Вы должны простить ему это. С того момента, как его бесчувственного вытащили из воды с искалеченными ногами, и до сегодняшнего дня протекло четыре месяца: для него это была одна сплошная нравственная пытка. Его отсутствие во время прений избавило его, по крайней мере, от тех ударов, которые носили на себе все характерные черты ударов, которые наносятся лежачему. Я не прошу у вас ни милости, ни снисхождения для него. Я твердо верю, что русское общество своим чутким сердцем давно уже поняло, что в лице Криуна оно имеет дело с гораздо более несчастным, нежели виновным человеком (Н.П. Карабчевский из речи в защиту капитана 2-го ранга К.К. Криуна).

3. Вне сомнения, вокруг этого стола находятся представители всяческих мнений, всяческих философских и религиозных верований. Но есть нечто незыблемое, всех нас объединяющее: свобода мысли и совести, то, чему мы обязаны цивилизацией. Для писателя эта свобода необходима особенно, – она для него догмат, аксиома. Ваш же жест, господа члены Академии, еще раз доказал, что любовь к свободе есть настоящий национальный культ Швеции.

И еще несколько слов – для окончания этой небольшой речи. Я не с нынешнего дня высоко ценю ваш королевский дом, вашу страну, ваш народ, вашу литературу. Любовь к искусствам и к литературе всегда была традицией для шведского королевского дома, равно как и для всей благородной нации вашей. Основанная славным воином, шведская династия есть одна из самых славных в мире. Его величество король, король-рыцарь народа-рыцаря, да соизволит разрешить чужеземному, свободному писателю, удостоенному вниманием Шведской академии, выразить ему свои почтительнейшие и сердечнейшие чувства (из Нобелевской речи И.А. Бунина).

 

14. К данному фрагменту сообщения напишите заключение.

В медицине XIX века также произошли кардинальные перемены. Уче­ными было установлено, что причиной инфекционных заболеваний являют­ся болезнетворные микробы.

В 1865 году Луи Пастер опубликовал труд о бактериальной природе болезней, в котором доказал, что микробы гибнут при высокой температу­ре. Им был открыт названный его именем способ уничтожения болезне­творных микробов — пастеризация. Хирурги стали кипятить свои инстру­менты перед операцией. Чтобы уменьшить угрозу болезней, в городах ста­ли создавать системы очистки питьевой воды и канализации.

В 1867 году английский хирург Джозеф Листер впервые использовал для обеззараживания ран раствор карболки. С тех пор ее запах стал при­надлежностью больниц. Настоящим переворотом в хирургии явилось ис­пользование обезболивающих средств. В 1846 году впервые была прове­дена операция ампутации ноги под общим наркозом — больному дали по­дышать парами эфира. До этого все операции делались без обезболивания, пациенты часто умирали от боли.

В 1888 году Джоном Данлоном, изобретателем надувной пневмати­ческой велосипедной шины, была предложена пневматическая машина, которая стала использоваться при лечении переломов.

В XIX веке были изобретены приборы, без которых невозможно пред­ставить себе современного врача: стетоскоп для прослушивания шумов легких и сердца, тонометр для определения давления крови, термометр для измерения температуры тела.

 

15. Какую часть сообщения представляют данные фрагменты? С какой целью авторы прибегают к цитированию? Достигают ли они своей цели?

1. Вместе с тем интонация присутствует в любой форме речи: и в уст­ной, и в письменной. Ее нужно только научиться «слышать», осознавать. И тогда текст будет «звучать» в вашем сознании. Об этом писал известный психолог Н. И. Жинкин:

«Когда мы читаем повести, романы или драматические произведения, мы внутренне слышим голоса действующих лиц и автора. В той мере, в ка­кой эти произведения отображают жизнь, они проникнуты живой интонаци­ей».

2. В. И. Даль, великий собиратель русских слов, создатель многотом­ного «Толкового словаря живого великорусского языка», считал знаки препинания такими же полноценными языковыми знаками, как буквы.

«Знакоположение грамоты, письма заключает в себе знаки письмен­ные, или буквы и знаки препинания», — писал он.

3. «Что такое вопросительный знак? — пошутил однажды поэт Михаил Светлов. — Это состарившийся восклицательный!» (По Г. Г. Гранину, С. М. Бондаренко)

4. А закончить свое сообщение о том, как утешить и одобрить собе­седника, я хочу словами американского поэта Уолта Уитмена:

И радость никакая не радость,

Если ею не с кем поделиться.

Теперь вам остается проверить, умеете ли вы делиться радостью и го­рем, способны ли вы быть хорошим другом (По Л. А. Шпатовой).

5. Человек античности выразил свое преклонение перед словом в из­речении «Nomen est omen» — «Имя есть судьба». Замечательно сказал греческий софист Горгий: «Слово есть великий властелин, который, обла­дая весьма малым и совершенно незаметным телом, совершает чудес­нейшие дела. Ибо оно может и страх изгнать, и печаль уничтожить, и ра­дость вселить, и сострадание пробудить... (...) Сила убеждения, которая присуща слову, душу формирует, как хочет» (Горгий. Похвала Елене) (По А. К. Михальской).

16. Обдумайте и произнесите трехминутную речь на любую из следующих тем:

1. Почему я выбрал именно эту профессию?

2. Что я бы сделал, если бы был директором (ректором)?

3. За что я люблю свою кошку (собаку или любое другое домашнее животное)?

4. Что я люблю делать в свободное время?

5. Что я хотел бы иметь больше всего?

6. От чего я хотел бы избавиться?

При подготовке и произнесении речи помните об основных требованиях к публичной речи: 1) точность регламента; 2) связность, обдуманность; 3) максимальная простота исполнения, разговорность, естественность. Постарайтесь убедить всех в своей точке зрения, склонить к ней; самое главное – выполняйте требования коммуникативности, эффективного общения с аудиторией. Помните о зрительном (и голосовом) контакте, старайтесь быть самим собой – как можно больше обаяния и доброжелательности!

17. Давайте поиграем. Для установления первичного контакта необходимо выбрать разнообразные способы обращения с учётом особенностей аудитории (состава слушателей).

Обыграйте ситуацию: вы вошли в аудиторию. Вам необходимо поприветствовать слушателей, позитивно настроив себя и их на предстоящее общение. Перед вами: а) студенты младших курсов; б) студенты старших курсов; в) коллеги; г) преподаватели; г) ветераны войны.

18. Произнесите по-разному этикетную формулу начала речи «Дамы и господа!» (равнодушно, торжественно, выражая просьбу, иронию, радость и т.д.).

19. Скажите, о каких жестах пишет в «Кратком руководстве к риторике» М.В. Ломоносов, когда они используются и что означают?

Что ж надлежит до положения частей тела, то во время обыкновенного слова, где не изображаются никакие страсти, стоят искусные риторы прямо и почти никаких движений не употребляют, а когда что сильными доводами доказывают и стремительными или нежными фигурами речь свою предлагают, тогда изображают оную купно руками, очами, головою и плечьми. Протяженными кверху обеими руками или одною приносят к Богу молитву или клянутся или присягают; отвращенную от себя ладонь протягивая, увещевают и отсылают; приложив ладонь к устам, назначают молчание. Протяженною же рукою указуют; усугубленным оныя тихими движением кверху и книзу показывают важность вещи; раскинув оныя на обе стороны, сомневаются или отрицают; в грудь ударяют в печальной речи; кивая перстом, грозят и укоряют. Очи кверху возводят в молитве и восклицании, отвращают при отрицании и презрении, сжимают в иронии и посмеянии, затворяют, представляя печаль и слабость. Поднятием головы и лица кверху знаменуют вещь великолепную или гордость; голову опустивши, показывают печаль и унижение; ею тряхнувши, отрицают. Стиснувши плечи, боязнь, сомнение или отрицание изображают.

 

20. Смотря телевизор, обратите внимание, как ораторы используют жесты, мимику. Как вы думаете, насколько осознанно они пользуются «языком движений»? Приведите конкретные примеры.

 

21. Произнесите фразу Я очень рад, сопровождая ее различными жестами:

- протяните радостно руку для приветствия;

- отдерните испуганно руку;

- покрутите возмущённо пальцем у виска;

- восторженно поаплодируйте;

- сердито пригрозите пальцем;

- закройте тоскливо руками лицо;

- пожмите равнодушно плечами;

- подзовите хитро пальцем к себе кого-нибудь и т.д.

Придумайте другие фразы и вставьте их в контекст различных пластических рисунков (Благодарю вас; Про­ходите, пожалуйста; Ну, я пошел и др.).

22. Во время выступления оратор услышал шум в аудитории. Придумайте фразу, с какой он обратится к слушателям, и произнесите ее по-разному: с гневом, с угрозой, с удивлением, порицанием, в виде просьбы, равнодушно, с обидой и т.д.

 

23. Проанализируйте темы дискуссионных выступлений. Какие из них предполагают создание агитирующей речи, а какие - речи убеждающей.

Морально или аморально введение смертной казни как меры наказания?

Можно ли воспитывать детей без физических наказаний?

Клонирование человека: «за» или «против».

Легко ли быть молодым?

Стоит ли уезжать из России?

Не надо уезжать из России!

Бездомным нужно помочь.

Скажем «Нет!» войне в Чечне!

Берегите природу!

Нужен ли запрет на курение?

Нужна ли школьная форма?

 

23. Закончите формулировку следующих тезисов:

Хорошая жизнь — это...

Быть человеком — это...

Нельзя прожить без...

Наивысшая ценность человека — это...

Чтобы стать настоящей личностью, надо...

Если хочешь проверить человека, то...

Музыка нужна, чтобы...

Быть сильным — значит...

Деньги нужны, чтобы...

 

24. К данным тезисам сформулируйте антитезис (противоположное ут­верждение).

Чем легче дается знание, тем лучше.

Человек обязан всем, что в нем есть, другим.

Дисциплина — это свобода.

Надо жить легко, как птица, не выделяя завтрашний день.

Счастье — когда много всего, чего хочется.

Учит жизни не опыт, а книга.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.