Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Прочитайте образцы объявлений центра занятости. Составьте резюме, соответствующие данным вакансиям.






1) Торговый представитель (торговая компания, продажа лекарственных препаратов); работа с аптеками, поиск клиентов, заключение договоров, контроль за исполнением, до 30 лет, желательно опыт работы, з/п от 15000 руб.

2) Заведующий отделением в районную больницу; организация работы, повышение квалификации сотрудников, муж./жен., высшее образование (наличие ученой степени и звания приветствуется), опыт аналогичной работы от 3 лет; з/п от 25000 руб.

 

5. Представьте себе, что Вы – председатель благотворительного фонда. Напишите правила делового общения для своих подчиненных.

Контрольные вопросы

1. Перечислите особенности официально-делового стиля речи.

2. Что такое заявление? Какова его структура?

3. Дайте определение доверенности. Какова его структура?

4. Что такое объяснительная записка? Перечислите ее структурные компоненты.

5. Какие требования предъявляются к официально-деловой документации?

6. Дайте определение резюме. Какова цель составления резюме? Перечислите основные структурные элементы резюме.


Раздел 4 Основы ораторского искусства

1. Познакомьтесь с толкованием слова РИТОРИКАв различных словарях. Какие значения выделяют словари у слова РИТОРИКА? Чем отличается толкование переносного значения в том и другом Словаре? Придумайте предложения на все значения слова РИТОРИКА.

Риторика – 1. Ораторское искусство, теория красноречия // Учебный предмет, излагающий теорию красноречия // Учебная книга, излагающая основы этой теории. 2. Перен. Эффективность, внешняя красивость речи, напыщенность. 3. В старину – наименование младшего класса духовной семинарии (Словарь современного русского литературного языка: в 17 т. - М. – Л., 1961. - Т. 12.).

Риторика [гр. rhetorike] – 1. В античности и в последующие времена – теория и искусство красноречия. 2. Перен. Напыщенная, красивая, но малосодержательная речь (Современный словарь иностранных слов. - М., 1999.).

 

2. Познакомьтесь с толкованием слова КРАСНОРЕЧИЕ. Можно ли считать слова РИТОРИКА и КРАСНОРЕЧИЕ синонимами? Если нет, то почему? Если да, то во всех ли значениях или только в некоторых, в каких? Какое значение имеет первая часть слова КРАСНОРЕЧИЕ? Можно ли это слово употребить с отрицательной оценкой?

Красноречие – 1. Способность, умение говорить красиво, убедительно; ораторский талант // Искусная речь, построенная на ораторских приемах; ораторское искусство. 2. Устар. Наука, изучающая ораторское искусство; риторика (Словарь современного русского литературного языка: в 17т. - М., 1956. - Т. 5.).

 

3. Определите, с чем сравнивают авторы книг по риторике КРАСНОРЕЧИЕ, ОРАТОРСТВО? С какими видами искусства (живопись, хореография, поэзия, драматургия, сценическое искусство, музыка и др.) можно соотнести красноречие? В чем проявляется эта связь?

Красноречие есть искусство о всякой данной материи красно говорить и тем преклонять других к своему об оной мнению (М.В. Ломоносов).

Ораторство, витийство есть искусство даром живого слова действовать на разум, страсти и волю других (М.М. Сперанский).

Красноречие – это и литературное творчество, но в устной форме. Оратор так же, как и поэт, обладает творческим воображением, и разница между ними та, что они к одной и той же действительности подходят с разных точек зрения (А.Ф. Кони).

4. Сопоставьте различные определения риторики, которые дают ученые и философы, выделите в них общее и различное. Какое их этих определений, на ваш взгляд, отличается наибольшей объясняющей силой и практической целенаправленностью?

«Определим риторику как способность находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета» (Аристотель).

«Риторика есть искусство хорошо и украшенно говорить» (Цицерон).

«Красноречие есть искусство о всякой данной категории красиво говорить и тем преклонять других к своему об оной мнению» (М.В. Ломоносов).

«Риторика - филологическая дисциплина, изучающая отношение мысли к слову. Непосредственная задача риторики - прозаическая речь или публичная аргументация» (проф. А.А. Волков).

«Риторика - теория, мастерство и искусство красноречия»
(проф. А.К. Михальская).

«Риторика – теория речи как инструмента развития общества» (проф. Ю.В. Рождественский).

 

5. Ознакомьтесь с фрагментами из трактата Цицерона «Оратор». Какие части античного канона затрагиваются здесь? Что именно говорится о каждой из них? Какие из приведенных рекомендаций сохранили актуальность сегодня? Какой этап подготовки ораторской речи Цицерон считает самым важным? Согласны ли вы с ним?

«Оратор должен заботиться о трех вещах - что сказать, где сказать и как сказать...

Действительно, найти и выбрать, что сказать, - великое дело: это - как бы душа в теле; но это забота скорее здорового смысла, чем красноречия, а в каком деле можно обойтись без здорового смысла? Конечно, тот оратор, в котором мы ищем совершенства, будет знать, откуда извлечь основания и доводы. О чем бы ни говорилось в судебной или политической речи, выяснению подлежит, во-первых, имел ли место поступок, во-вторых, как его определить и, в-третьих, как его расценить. Первый вопрос разрешается доказательствами, второй — определениями, третий — понятиями о правоте и неправоте. <...>

А с какой заботою он расположит все, что найдет! — ибо такова вторая из трех забот оратора. Конечно, он возведет к своему предмету достойные подступы и пышные преддверия, он с первого натиска овладеет вниманием, утвердит свои мнения, отразит и обессилит противные, доставит самые веские доводы частью в начало, частью в конец, между ними вдвинет слабые.

Итак, мы описали бегло и вкратце, каким должен быть оратор в отношении двух первых частей красноречия. Но, как мы уже сказали, эти части при всей их значительности и важности требуют меньше искусства и труда; зато когда он найдет, что сказать и где сказать, то несравненно важнее будет позаботиться, как сказать. <...>

Одним по сердцу текучая округленность слов, и они считают красноречием безостановочную речь; а другие любят отдельные, расчлененные отрезки с остановками и передышками. Что может быть более различно? Однако и в том и в другом есть нечто превосходное. Одни изощряются в спокойствии, плавности и как бы чистоте и прозрачности своего рода речи; другие, пользуясь жестокими и строгими словами, стремятся к своеобразной скорбности слова. А так как мы только что установили разделение, что они желают казаться важными, другие простыми, третьи умеренными, то сколько мы насчитали родов речи, столько же оказывается и родов ораторов.

«Как сказать?» - это вопрос, относящийся и к произнесению, и к изложению: ведь произнесение есть как бы красноречие тела и состоит из голоса и движений. <....>

Итак, если кто захочет быть первым в красноречии, пусть он в гневных местах говорит напряженным голосом, в спокойных — мягким; низкий голос придаст ему важности, колеблющийся — трогательности. Поистине удивительна природа голоса, который при помощи только трех звучаний — низкого, высокого и переменного — достигает столь разнообразного и столь сладостного совершенства в напевах. <...>

Движениями он будет владеть так, чтобы в них не было ничего лишнего. Держаться он будет прямо и стройно, расхаживать — изредка и не на много, не ступать вперед — с умеренностью и тоже нечасто; никакой расслабленности шеи, никакой игры пальцами — он не будет даже отбивать ритм суставом; зато, владея всем своим телом, он может наклонять стан, как подобает мужу, простирать руки в напряженных местах и опускать их в спокойных.

А какое достоинство, какую привлекательность изобразит его лицо, которое выразительностью уступит только голосу! При этом должно избегать всякого излишества, всякого кривляния, но зато искусно владеть взглядом. Ибо как лицо есть изображение души, так глаза - ее выражение. А насколько им быть веселыми или печальными, покажут сами предметы, о которых будет идти речь.»

 

6. Прочитайте текст. Определите жанр текста. Подготовьтесь к его ана­лизу.

Какую задачу (цель) ставит перед собой автор? К кому он обращается?

Какие сведения о хвалебной речи отбирает автор?

Как автор строит свою речь? Из каких частей она состоит? Обозначьте смысловые вехи текста.

Какие приемы использует автор, чтобы сделать речь выразительной, чтобы заинтересовать слушателей?

Что в сообщении показалось интересным лично вам?

Дорогие друзья!

Бывало ли с вами в компании так, что вы вдруг грустно осознавали свою беспомощность; вы не можете сказать двух слов, а вам хотелось, на­пример, рассказать всем о том, как вам нравится эта компания, этот дом, люди, собравшиеся здесь. Вам хотелось выразить все изящно и величест­венно, чтобы эта речь действительно украсила торжество, была приятна и гостям, и юбиляру, и, конечно, вам; одним словом, чувства переполняли вас, но вы не могли их выразить. Дело не в прирожденном косноязычии, поверьте. Вы, может быть, просто не очень хорошо знаете, как и за что на­до хвалить, а ведь это особое умение... Не беда! Этому можно научиться, и сегодня я хочу вам рассказать именно об этом: за что и как надо хвалить.

В науке речь «на случай», речь торжественную, называют эпидейктической. Она должна воодушевлять и сплачивать аудиторию; она затраги­вает глубокие личные струны человеческой души, взывает к чувствам и эмоциям, так как в эпидейктической речи мы обращаемся к вечным про­блемам: этические законы и нормы, добро и зло, памятные события исто­рии народа, основы его веры и традиций.

Не думайте, что хвалить можно лишь людей: предметом эпидейктиче­ской речи может быть все, что угодно: любые одушевленные и неодушев­ленные предметы, явления... Еще Аристотель говорил, что хвалить нужно добродетель во всех ее проявлениях. Добродетель — это способность оказывать благодеяния, и наиболее полезные для людей добродетели — мужество, благоразумие, справедливость, рассудительность, великоду­шие, бескорыстие, щедрость, кротость и др. Хулить же надо противопо­ложные качества, то есть пороки. Можно превозносить также историче­ские лица и события. Когда хвалят деяния и поступки, то рассматривают их в свете принесенного обществу блага.

Выступая, оратор должен хорошо знать свою аудиторию, ее интересы, ее знания, то, что больше всего ценят его слушатели. Оратор (человек, произносящий речь) должен помнить, что истинная эпидейктическая речь — это речь искренняя, бескорыстная. Однако это вовсе не означает, что он не должен использовать преувеличение, сравнение, уподобление. Напротив, это только улучшает эпидейктическую речь. Это законы данного жанра. Не пренебрегайте сравнениями: вы можете сравнить добродетели или поступки восхваляемого лица с достоинствами или деяниями знамени­тостей, исторических деятелей; если это трудно, то сравните их с обычны­ми людьми, чтобы выделить на этом фоне заслуги того, кого вы хвалите.

Итак, теперь вы знаете об эпидейктической речи очень много: ее зада­чу (воодушевлять), ее разновидности (похвала лицу, его деяниям, похвала коллективу и его достижениям, похвала событию, явлению). Знаете, что эпидейктическая речь — прежде всего призыв к чувствам, что предметом такой речи может быть все, что угодно. Знаете, что хвалят добродетель, а пороки порицают и для этого используют специальные риторические средства (преувеличение, усиление и сравнение). Вы, конечно, понимаете, как важно выступающему хорошо знать свою аудиторию.

(Студент­ка А. П.)

7. Изучите схему «Композиционное построение речи». Какова задача каждой композиционной части выступления? Какие приемы привлечения внимания, с вашей точки зрения, наиболее действенны? Как вы понимаете требование максимальной лаконичности?

Композиционное построение речи
Части выступления Приемы привлечения внимания
I. Вступление Задачи: - Пробудить интерес к теме предстоящего разговора - Установить контакт - Подготовить слушателей к восприятию выступления - Обосновать постановку вопроса Основное условие – максимальная лаконичность   II. Главная часть Задачи: - Последовательно разъяснить выдвинуть положения - Доказать их правильность - Подвести слушателей к необходимым выводам     III. Заключение Задачи: - Суммировать сказанное - Повысить интерес к предмету речи - Подчеркнуть значение сказанного - Поставить задачи - Призвать к непосредственным действиям (в митинговой речи)     - Обращение - Изложение цели выступления, обзор главных разделов темы - Прием сопереживания - Изложение парадоксальной ситуации - Апелляция к интересам аудитории - Прием соучастия   - Апелляция к событиям - Апелляция к географическим или погодным условиям - Апелляция к речи предыдущего оратора - Апелляция к авторитетам или известным источникам - Апелляция к личности оратора   - Юмористическое замечание - Вопросы к аудитории - Афоризм - Экспрессивные обороты

(По Л.А. Введенской и Л.Г. Павловой)

 

8. Приведите в пример человека, который, по вашему мнению, наделен выдающимся даром слова. Что в его речи вам представляется наиболее поучительным? Есть ли среди известных вам людей такой человек, чья речь вызывает у вас неприятие? Почему? Подготовьте трехминутное выступление на эту тему.

Условия: 1 - будьте сдержанны в своих заключениях и оценках, 2 – «не переходите на личности»; 3 – стремитесь выражать свои мысли как можно более конкретно.

 

9. Прочитайте данные ниже высказывания. Какую роль играет вступле­ние в создании и произнесении речи? Составьте памятку, содержащую сове­ты, связанные с подготовкой вступления к сообщению, докладу. При выпол­нении задания можете использовать материалы учебников и учебных по­собий.

Вступление — начальная часть ораторской речи, в которой оратор объясняет мотивы, побудившие его к выступлению, стремится привлечь внимание слушателей к дальнейшему содержанию речи и снискать их рас­положение к себе (А. В. Филимонов, Н. Н. Романова).

Всякое вступление должно быть украшено тропами и сильными фигурами, для того чтобы слушатель или читатель, оными усладившись, самой материи внимали и прилежно слушали. При сем должно остерегаться, что­бы вступление было не весьма долго, и всегда помнить, что оно чем коро­че, тем лучше (М. В. Ломоносов).

Относительный объем введения не может быть очень большим — не более 1/8 всей речи. Все, что говорится, должно быть связано с темой (А. К. Михальская)

Используйте цитату — остроумную, уместную — или пословицу, это по­могает установить контакт с аудиторией. Можно обратиться к историческо­му или литературному примеру, аналогии, авторитету (А. К. Михальская).

Интерес, внимание и доверие слушателей зависят от степени искрен­ности оратора (эффективное начало), доминанты личности как устойчивой неосознанной линии поведения (интуитивное начало), осознанной наме­ренной линии поведения (начало, подчиненное самоконтролю) (М. Р. Львов).

10. Проанализируйте вступления к сообщениям различного характера. Какие приемы привлечения внимания слушателей и установления контакта с ними в них использованы?

1. Приходилось ли вам обижать других людей? Думаю, вы ответите утвердительно, ведь у вас есть совесть. А раз так, то каждый из вас помнит ситуацию, когда совесть заставляет вас сказать: «Извините, я поступил скверно...» Сегодня мы более подробно поговорим о том, как просить про­щения, о том, как сделать наши отношения с людьми доброжелательными и гармоничными.

2. «Душевный человек», — говорим мы, зная, что с таким и беда не беда: он всегда готов выслушать, утешить, помочь. А как это сделать? Все ли сумеют утешить и ободрить? Об этом и пойдет речь в моем сообщении.

3. Тема моего доклада «Что такое общение?». Попытаемся ответить на этот вопрос. Но сначала обратимся к рассказу А. П. Чехова «Тоска». Помните, у старого извозчика Ионы Потаповича умер сын. Слез у Ионы нет. Не до слез, когда надо хоть на овес лошади заработать. Но в одном его тоска стремится найти выход. Иона чувствует потребность с кем-ни­будь поговорить. Он обращается к одному, второму, третьему седоку, но все напрасно. Один — рассеян, другой отмахнулся от чужого горя. Так и не найдя никого, Иона идет ночью к лошади и рассказывает ей о своем горе. То, чего ждет, жаждет Иона, и называют общением. Как оно происхо­дит? Какие умения нужны общающимся? Как сделать общение эффектив­ным? На эти и другие вопросы постараюсь ответить в своем сообщении.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.