Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Наличие земельных участков у граждан в разные годы







Целе­вое назна­чение земель







Наличие земель (по состоянию на 1 января)

 
 
 
 






 


Кресть­янское ТйГп (фер- 181'° мер-ское) хозяй­ство Личное 16380, 0 подсоб­ное хо­зяйство

4, 4

17561, 4 16389, 8 3244, 0 3654, 0 5876, 5
49, 0
183, 4 269, 9
279, 1
278, 1

278, 6 274, 3 270, 2 264, 6 263, 7 263, 9 267, 6

2067, 9 7809, 9 11339, 1 11833, 7 11982, 1 12139, 2 13045, 1 13844, 7 14484, 1 15368, 7 14289, 7 13743.S

16403, 2 16533, 5 16001, 3 15956, 3 16064, 9 16025, 8 15957, 1 15927, 2 15872, 2 15822, 9 5481, 5 5728, 2 5613, 0 5665, 9 5781, 9 5946, 6 6216, 7 6177, 4 6469, 4


272, 0 275, 2

141С

14505, 1

15859, 0 15885, 5 6932, 8 7000, 6


Садо­водство Огород­ничест­во Инди­видуаль­ное жи­лищное строи­тельство Дачное строи­тельство
1257, 1 1255, 8
4242, 6 400, 1 4096, 1 397, 4
6853, 1 6983, 2

8533, 0 12238, 3 13477, 8 14317, 8 14720, 6 15005, 7 15069, 6 15059, 0 15025, 1 14855, 1 14707, 3 14610, 0 14603, 8 14556, 6 14566, 6

 

575, 0 930, 2 1081, 4 1165, 0 1212, 6 1248, 5 1266, 3 1264, 0 1265, 5 1265, 1 1262, 0 1262, 2 1257, 1
4580, 0 9583, 3 8096, 7 7475, 4 7724, 6 7427, 0 6985, 2 6535, 9 6314, 0 5224, 3 5006, 0 4564, 4 4412, 7
345, 0 668, 8 604, 3 625, 5 617, 1 603, 3 573, 2 541, 9 526, 7 457, 3 441, 7 422, 8 412, 7
  426, 1 2845, 6 4301, 1 4996, 0 5789, 8 5979, 0 6087, 8 6148, 0 6392, 3 6473, 5 6407, 0 6640, 8

56, 2 292, 7 421, 4 485, 3 580, 2 597, 6 605, 5 624, 6 638, 4 642, 5 649, 2 678, 3 745, 0 748, 2

 

28, 2 96, 8 127, 4 127, 2 120, 7 76, 6 81, 2 84, 1 81, 1 81, 7 85, 2 90, 6 79, 2 100, 6 100, 7
2, 3 10, 4 17, 4 18, 5 18, 7 11, 2 11, 9 12, 4 11, 8 11, 9 12, 2 13, 3 11, 4 16, 0 16, 4

29526, 6 39954, 9 41120, 7 42894, 6 44373, 5 44579, 5 44349, 9 44106, 0 43864, 2 42775, 1 42462, 9 Ш 21250, 8

1, 1 41827, 0 41883, 9 41907, 3

Итого

4347, 3 7387, 5 15682, 2 19051, 0 19895, 6 20038, 3 20254, 1 21250, 8 22219, 9 23073, 5 23904, 5 23106, 6 22911, 9 23459, 7 23923, 5 Примечание. Числитель — число, тыс.; знаменатель — площадь, тыс. га.


счет средств федерального бюджета. Так, в 1992 г. были установле­ны границы всех созданных в 1991 и 1992 гг. 53, 9 тыс. крестьян­ских (фермерских) хозяйств. Затем оно резко сократилось, а после 1997 г. было прекращено. Поэтому значительное число крестьян­ских (фермерских) хозяйств не имеют установленных на местнос­ти границ.

Если в 1993 г. было образовано более 134 тыс. крестьянских хо­зяйств, то на местности границы были установлены только у 56, 6 тыс. хозяйств. В 1994 г. число крестьянских (фермерских) хо­зяйств увеличилось еще на 86, 5 тыс., а границы на местности были установлены лишь у 22, 6 тыс. хозяйств. В 1995 г. границы были ус­тановлены у 9, 2 тыс., а в 1996 г. — у 3, 1 тыс. хозяйств.

На 1 января 2005 г. в Российской Федерации насчитывалось 15 885, 5 тыс. личных подсобных хозяйств общей площадью 7000, 6 тыс. га.

Личное подсобное хозяйство в Российской Федерации — наи­более распространенная форма использования земель, позволя­ющая их владельцу получать дополнительный доход. Это земле­пользование наиболее стабильное, однако даже по сравнению с 1991 г. общее число личных подсобных хозяйств к настоящему времени уменьшилось на 494, 5 тыс.

Одновременно с этим за этот же период средний размер лично­го подсобного хозяйства увеличился с 0, 2 до 0, 44 га. Такое увели­чение среднего размера личного подсобного хозяйства связано с их расширением за счет аренды земель или земельных долей. Об­щее же сокращение числа личных подсобных хозяйств мотивиру­ется тем, что в процессе инвентаризации земель уточняется право­вой статус земельных участков. В то же время имеются случаи от­каза от предоставленных участков, особенно от пастбищных уго­дий, входящих в состав землепользования личного подсобного хозяйства.

Садовые земельные участки предоставляют гражданам для вы­ращивания плодовых, ягодных, овощных и иных сельскохозяй­ственных культур, а также для отдыха. При этом граждане могут вести садоводство в индивидуальном порядке или создавать не­коммерческие объединения. Всего по состоянию на 1 января 2005 г. в стране насчитывалось 14 556, 6 тыс. садоводческих хо­зяйств на площади 1255, 8 тыс. га.

Наибольшее число граждан занимается садоводством в Мос­ковской, Ленинградской, Свердловской, Саратовской, Самарской областях, республиках Татарстан и Башкортостан и ряде других субъектов Российской Федерации.

Анализируя динамику наличия садовых участков у граждан, не­обходимо отметить, что их число увеличивалось с 1990 по 1997 г. с 8533 тыс. до 15 069, 6 тыс., или в 1, 77 раза.

После 1997 г. число садоводческих хозяйств постепенно умень­шалось и к 2003 г. составило 14 556, 6 тыс., или на 513 тыс. хо-


зяйств, в том числе за 2003 г. — на 47, 2 тыс. Основные причины уменьшения числа граждан, занимающихся садоводством, — отка­зы от земельных участков из-за удаленности садоводческих масси­вов от мест проживания, магистральных дорог, а также возросшие затраты на транспортные услуги, электроэнергию, удобрения, се­мена, целевые взносы на внутренние нужды объединений и др.

Однако следует отметить, что с уменьшением числа граждан, занимающихся садоводством, постоянно увеличивается размер са­доводческого участка. Так, если в 1990 г. средний размер участка садовода составлял 0, 067 га, то в 2004 г. он достиг 0, 086 га. Этому способствовало принятие соответствующих нормативных актов об увеличении размеров предоставляемых земельных участков под садоводство.

Наиболее бурно в первые годы реформирования земельных от­ношений развивалось огородничество, особенно с 1990 по 1992 г. В этот период число земельных участков увеличилось с 4580 тыс. до 9583, 3 тыс., а площадь, занимаемая огородами, — с 345тыс. до 668, 8 тыс. га. Затем число их стало уменьшаться. По состоянию на 1 января 2005 г. число огородных участков составило 4096, 1 тыс., а площадь их — 397, 4 тыс. га. Это на 483, 9 тыс. участков меньше, чем в 1990 г. Такое уменьшение числа участков под огородами объясняется отказами граждан от их использования, а также в связи с их переоформлением в участки под садоводство, что было возможно в соответствии с действующим законодатель­ством.

Стабильнее в годы земельной реформы развивалось индивиду­альное жилищное и дачное строительство. Число граждан, кото­рым были предоставлены участки для индивидуального жилищно­го строительства, увеличилось с 426, 1 тыс. (1992 г.) до 6983, 2 тыс. (2004 г.), или более чем в 16 раз. Соответственно увеличилась и площадь — с 56, 2 тыс. до 748, 2 тыс. га.

Наибольшее число участков, выделенных для индивидуального жилищного строительства, приходится на Московскую область, Краснодарский край, Кемеровскую, Ростовскую, Свердловскую, Иркутскую области, Республику Башкортостан.

По состоянию на 1 января 2005 г. в Российской Федерации на­считывалось 100, 7 тыс. участков площадью 16, 4 тыс. га, использу­емых под дачное строительство. Наибольшее распространение дачное строительство получило в Московской, Ленинградской, Новгородской, Ярославской и Иркутской областях. В целом дач­ное строительство получило распространение в 42 субъектах Рос­сийской Федерации.

Динамика дачного строительства показывает, что наибольшее число дачных участков было в 1992 г. (127, 4 тыс. на площади 17, 4 тыс. га). После 1995 г. число этих участков резко сократилось, что объясняется в основном уточнением по регионам правового статуса земельных участков, используемых под дачи.


Начиная с 2000 г. число дачных участков стало заметно возрас­тать. Только в 2003 г. их прирост составил 21 тыс. при увеличении площади на 4, 6 тыс. га. Как и прежде, число земельных участков, используемых под дачное строительство, увеличивалось в Мос­ковской области. Спрос на дачное строительство в этой области составляет 65 % общего числа заявок на земельные участки под дачи в Российской Федерации.

В период реформирования земельных отношений значитель­ные объемы землеустроительных работ были выполнены в целях осуществления различных социальных программ и федеральных законов Российской Федерации, связанных с обеспечением зе­мельными участками различных групп вынужденно мигрирующих граждан, военнослужащих и их семей, а также с обеспечением зе­мельными участками казачьих обществ.

Вопросы миграции населения всегда являлись частью земель­ной политики государства. В целях сохранения огромной террито­рии России стержнем переселенческой политики должны стать «колонизация» и обустройство заброшенных, в первую очередь приграничных, земель. Для чего необходимо:

проведение разумной переселенческой политики и расселения по территории 20—30 млн внутренних переселенцев;

создание условий для возвращения на родину хотя бы части из 25 млн чел. русскоязычного населения, проживающего в ближнем зарубежье, и их поселения на этих территориях;

активизация работы по предоставлению земель казачьим обще­ствам и восстановление традиционного уклада жизни казачества;

привлечение на поселение в сельской местности беженцев, вы­нужденных переселенцев, число которых на начало 2000 г. было более 1 млн чел., а также военнослужащих, увольняемых в запас;

осуществление комплекса неотложных мер по социальному раз­витию села, улучшению качества жизни сельских тружеников, лик­видации сельской безработицы, которая, по данным ВНИИЭСХ, доходит в среднем до 25 %;

создание условий для привлечения инвестиций в сельскую и приграничную местности, используя различные государственные рычаги (финансовые, внешнеэкономические, техническую поли­тику и др.).

Планировать и организовывать эту работу необходимо государ­ству на основе землеустроительной документации. Имеющийся опыт показал, что ее необходимо разрабатывать в следующей пос­ледовательности:

1. Разработка схемы обеспечения земельными участками при расселении беженцев, вынужденных переселенцев и военнослу­жащих, уволенных в запас из рядов Вооруженных сил, по регио­нам. Данные схемы составляют на основе одноименных рекомен­даций, утвержденных Роскомземом и Федеральной миграционной службой России 19.05.1993.


2. Составление проектов территориального землеустройства по образованию новых земельных участков (объектов землеустрой­ства) для предоставления беженцам, вынужденным переселенцам и военнослужащим, уволенным в запас из рядов Вооруженных сил.

3. Разработка проектов внутрихозяйственного землеустройства для земельных участков, предоставленных указанной категории граждан, с включением в них рабочей документации (или рабочих проектов) по осуществлению конкретных землеустроительных ме­роприятий (освоению и улучшению земель, строительству прудов, осуществлению противоэрозионных мероприятий и др.).

Правовой основой землеустроительных работ при предоставле­нии земельных участков вынужденным переселенцам и беженцам служат федеральные законы от 19.02.1993 № 4530-1 «О беженцах» и от 19.02.1993 «О вынужденных переселенцах», а также другие нормативные правовые акты.

Земли вынужденным переселенцам и беженцам предоставляют из целевого фонда, сформированного в соответствии с постанов­лением Правительства Российской Федерации от 14.03.1995 № 249 «О порядке формирования целевого земельного фонда для расселения беженцев и вынужденных переселенцев и режиме его использования».

Казачьи общества земельными участками обеспечивали на ос­нове «Положения о порядке формирования целевого земельного фонда для предоставления земель казачьим обществам, включен­ным в государственный реестр казачьих обществ Российской Фе­дерации, и о режиме его использования», утвержденного поста­новлением Правительства Российской Федерации от 8 июня 1996 г. № 667, были сформированы соответствующие фонды зе­мель, из которых выделяли земельные участки для этих нужд.

В 1993—1996 гг. были разработаны 800 схем обеспечения зе­мельными участками вынужденных переселенцев, беженцев и уволенных в запас военнослужащих, по которым определены кон­кретные земельные массивы, их площади, качество земель и их пригодность для целевого использования, а именно: ведения крес­тьянского (фермерского) хозяйства, личного подсобного хозяй­ства или для индивидуального жилищного строительства.

Несмотря на проделанную работу по созданию специальных земельных фондов и наделению земельными участками различ­ных групп мигрирующих граждан, проблема их расселения и на­деления земельными участками до конца не решена.

Характеристика состояния предоставления земельных участ­ков для вынужденных переселенцев, беженцев и уволенных в за­пас из рядов Вооруженных сил военнослужащих приведена в таблице 8.8.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.