Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Динамика работ по составлению проектов внутрихозяйственного землеустройства за счет средств федерального бюджета







Показатель


Еди­ницы изме­рения


1971-1975


1976-1980


1981— 1985


1986-1990


Годы






Составлено Хо- 5560 10249 10217 2788 721 2362 1152 739 136
проектов зяй-

внутрихозяй- ство ственного землеустрой­ства, всего

- 1886 994 680 102 721 2362 1152 739 136 2, 8 1, 8 1, 5 1, 2 1, 0

В том числе Тоже 5560 10249 10217 2788 721 476 58 59 34
сельскохозяй­
ственных
предприятий:
крестьян-»

1112 2050 2043 23, 6 19, 0 18, 7
558 5, 3

ских хо­зяйств

в среднем»

за год

Удельный вес % внутрихозяйст­венного земле­устройства в общем объеме землеустрои­тельных работ

84, 5 80, 9 85, 0 81, 743, 9 38, 2 32, 5 26, 7 25, 0

Землеустроен- % ность сельско­хозяйственных предприятий *

Примечание. После 1996г. внутрихозяйственное землеустройство за счет средств федерального бюджета не проводили.

По данным Госкомзема Российской Федерации на 01.01.1999 г. в стране насчитывалось около 380 тыс. хозяйственных товари­ществ и обществ, производственных кооперативов, государствен­ных и муниципальных унитарных предприятий, занимающихся производством сельскохозяйственной продукции. Кроме того, функционировало 289 тыс. крестьянских (фермерских) хозяйств. Все эти сельскохозяйственные организации располагались на зем­лях бывших колхозов и совхозов.

С принятием Федерального закона от 24.07.2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» в первую очередь вокруг крупных городов началась массовая скупка земель­ных долей различными юридическими и физическими лицами,


что не способствовало стабильности землепользовании и сохране­нию организации их территории.

После передела земель сельскохозяйственных организаций в ходе земельной реформы внутрихозяйственное устройство терри­тории бывших колхозов и совхозов, предусмотренное проектами землеустройства, было полностью нарушено.

В это время приоритеты в объемах и составе землеустроитель­ных работ начали существенно изменяться. В структуре выпол­ненных землеустроительных работ появились новые виды, связан­ные с перераспределением земель, землеустройством крестьян­ских (фермерских) хозяйств.

К 1994 г. практически прекратились работы по внутрихозяй­ственному землеустройству сельскохозяйственных предприятий. В 1996 г. были составлены проекты внутрихозяйственного земле­устройства всего в 34 сельскохозяйственных организациях. Были свернуты работы по оказанию помощи хозяйствам в осуществле­нии проектов внутрихозяйственного землеустройства, а также по составлению рабочих проектов по улучшению и охране земель.

Если с 1986 по 1990 г. удельный вес рабочего проектирова­ния в общем объеме землеустроительных работ составлял 8, 2 %, а стоимость ежегодно составляемых рабочих проектов — 4, 16 млн долл., то в 1991 — 1993 гг. удельный вес рабочего проекти­рования снизился до 3, 7 %, а стоимость работ — до 2, 3 млн долл. в год. В 1994—1996 гг. эти показатели равнялись соответственно 3, 1 % и 0, 37 млн долл. После 1996 г. рабочие проекты по землеуст­роительным мероприятиям за счет средств федерального бюджета не составлялись.

По состоянию на 01.01.2005 г. в стране насчитывалось 275, 4 тыс. крестьянских (фермерских) хозяйств. Рациональная организация производства крестьянских (фермерских) хозяйств, особенно на начальном этапе их становления, невозможна без правильного ус­тройства их территории.

Проектом внутрихозяйственного землеустройства, как прави­ло, предусматривают решение следующих вопросов:

оценку потенциала земель хозяйства, его экономических воз­можностей и разработку или уточнение на этой основе производ­ственной программы и специализации хозяйства;

проведение функционального зонирования территории кресть­янского хозяйства, размещение жилья и производственной зоны, подсобных предприятий, участков продуктивных земель;

организацию угодий: установление состава, площадей угодий, их размещение, разработка мероприятий по трансформации и улучшению угодий, повышению плодородия почв, защите их от эрозии и других негативных воздействий;

устройство территории пашни и кормовых угодий;

установление режимов и требований к использованию эроди­рованных, переувлажненных и других земель с неустойчивыми аг-


роэкосистемами, а также земель с особым правовым режимом ис­пользования.

С 1993 по 1996 г. внутрихозяйственное землеустройство было проведено всего лишь в 3662 хозяйствах, что составляет 1, 4 % их общего числа.

В 1996 г. проекты внутрихозяйственного землеустройства раз­работаны всего по 102 крестьянским хозяйствам, а с 1997 г. их со­ставление практически прекратили.

По состоянию на 01.01.2000 г. на северных территориях в ходе проведения земельной реформы в результате реорганизации быв­ших колхозов и совхозов было организовано 179 оленеводческих хозяйств на площади 30, 9 млн га, 71 охотничье-промысловое хо­зяйство на площади 2, 53 млн га, 386 общинно-родовых хозяйств на площади 60 млн га, 18, 7 тыс. крестьянских (фермерских) хо­зяйств на площади 1, 22 млн га.

Землеустройство на северных территориях проводили в не­сколько этапов. Первый этап осуществляли в 1931—1940 гг. в со­ответствии с «Положением о первоначальном земельно-водном устройстве трудового, промыслового и земледельческого населе­ния северных окраин», утвержденным постановлением ВЦИК РСФСР от 10 сентября 1930 г.

Землеустроительный процесс проведения первоначального зе­мельно-водного устройства включал выполнение следующих ра­бот:

первичное комплексное обследование и изучение территории, куда входили топографические, статистико-экономические, зе­мельно-хозяйственные, охотохозяйственные, рыбохозяйственные, зоотехнические, почвенные, геоботанические и лесохозяйствен-ные обследования и изыскания;

разработка землеустроительного проекта, а также мероприятий и порядка освоения организуемой территории;

представление, оформление и осуществление проекта.

Простейшее земельно-водное устройство не могло решить в полном объеме всех задач на огромных территориях, имеющих специфические природные и социально-экономические условия, но оно имело большое значение в создании предпосылок форми­рования устойчивого землепользования северных территорий.

Второй этап продолжался до 1950 г. В этот период работа в ос­новном сводилась к установлению перспектив развития олене­водства, охотничьего промысла, домашнего животноводства. Землеустройство охватывало главным образом организацию тер­риторий оленьих пастбищ, охотничьих и сельскохозяйственных угодий.

Более углубленное землеустройство было проведено с 1950 по 1990 г. В это время были осуществлены массовый перевод колхо­зов в совхозы, рыбзаводы, коопзверопромхозы, госпромхозы, под­собные хозяйства промышленных предприятий, а также укрупне-


ние оленеводческих и других хозяйств. Проведены работы по гео­ботаническому, зоотехническому и другим необходимым обследо­ваниям и изысканиям, на основе которых разработаны проекты внутрихозяйственного землеустройства.

Этими проектами была предусмотрена система пастбищеобо-ротов, разработаны маршруты миграции оленей, устроены охот­ничьи угодья. Был введен также порядок внесения необходимых корректировок в проекты землеустройства с учетом результатов геоботанических переобследований, изменения оленеемкости па­стбищ и других условий.

С выходом Указа Президента Российской Федерации от 22.04.1992 г. № 317 «О неотложных мерах по защите мест прожи­вания и хозяйственной деятельности малочисленных народов Се­вера» в массовом порядке начали реорганизацию существующих оленеводческих и оленеводческо-промысловых хозяйств.

Их реорганизацию проводили без разработки проектов земле­устройства, что отрицательно сказалось на эффективности дея­тельности новых хозяйствующих субъектов, а также на состоянии ресурсов растительного и животного мира. Реформирование ранее существовавших хозяйств и создание на их базе новых организа­ций привело к повсеместному ухудшению системы пастбищного содержания оленей. Нарушились пастбищеобороты, места прохо­дов и маршруты движения оленей к сезонным участкам выпаса, увеличилось время выпаса оленей на участках, а также сверхнор­мативное количество выпасаемых животных. Стада стали пасти вблизи мест проживания, допуская повышенное стравливание ра­стительности на пастбищах, что привело к их деградации. Вместе с тем из-за отсутствия проектов внутрихозяйственного землеуст­ройства отдельные массивы пастбищ перестали использовать во­обще.

Организация новых форм хозяйствования (товариществ, акци­онерных обществ и др.) проходила путем предоставления им зе­мельных участков, ранее закрепленных за бригадами и отделения­ми реорганизованных колхозов и совхозов. Несколько иной поря­док был принят при формировании общинно-родовых хозяйств. Им передавали в пользование так называемые «родовые угодья», границы которых определяли со слов потомков бывших владель­цев.

Проведенная бессистемная реорганизация бывших колхозов и совхозов нарушила ранее существовавшие внутрихозяйственные и межхозяйственные связи по использованию убойных пунктов, пунктов переработки сырья, социально-бытовых объектов.

Формирование новых землепользовании зачастую проводили без учета ранее сложившейся системы использования оленьих па­стбищ и промысловых угодий. Стремясь к образованию компакт­ных землепользовании, сокращению маршрутов кочевания и их перекрещиваний, производимый взаимообмен массивами угодий


между общинами (родами) без проектов землеустройства не всегда был равнозначным и взаимно приемлемым.

Внутрихозяйственное землеустройство оленеводческих, олене-водческо-промысловых, общинно-родовых хозяйств, организация территории оленьих пастбищ с началом земельной реформы на северных территориях практически не проводились. За 1999— 2000 гг. было составлено всего 15 проектов организации террито­рии оленеводческо-промысловых хозяйств, из них только два про­екта землеустройства были разработаны по общинно-родовым хо­зяйствам.

После такой ломки сложившегося землепользования от суще­ствовавшей внутрихозяйственной организации территории прак­тически ничего не сохранилось.

Поэтому в целях повышения эффективности использования земель и их охраны в общинно-родовых хозяйствах, других сель­скохозяйственных организациях Севера, Сибири и Дальнего Вос­тока землеустройство нужно начинать заново.

В целях поддержания традиционного уклада жизни коренных малочисленных народов и этнических групп, выполнения геопо­литических задач по сохранению и использованию этих земель, а также ввиду отсутствия средств у сельскохозяйственных организа­ций землеустройство северных территорий должно быть государ­ственным.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.