Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Распоряжение земельными долями (по состоянию на начало 2000 г.). Способ реализации прав на землю Количество долей Площадь






 

 

Способ реализации прав на землю Количество долей Площадь
млн | % млн га J %

Передали долю на условиях аренды 5, 43 70, 8 55, 0 72, 6

Передали долю в уставный (складоч- 0, 25 3, 3 2, 5 3, 3

ный) капитал сельскохозяйственного

предприятия

Получили земельный участок в счет земельной доли:

для расширения личного подсобного 0, 07 0, 9 0, 5 0, 7

хозяйства

организации крестьянского (фермер- 0, 22 2, 8 3, 1 4, 1

ского) хозяйства

Передали право пользования долями 1, 70 22, 2 14, 6 19, 3

в уставный капитал сельскохозяйствен­ного предприятия

Итого 7, 67 100, 0 75, 7 100, 0

Таким образом, только 2, 8 % собственников земельных долей, получивших свидетельства, решили работать на полученной в соб­ственность земле.

Незначительную часть земельных долей — около 2 тыс. на пло­щади 6, 9 тыс. га — выкупили органы местного самоуправления, из которых 1, 4 тыс. были проданы гражданам, 28 —переданы в соб­ственность, 350 —в пользование, 180 —включены в фонд пере­распределения.

Ряду субъектов Российской Федерации, расположенных на Се­верном Кавказе и в районах Крайнего Севера, земельные доли не выделяли.

Как известно, собственникам земельных долей предоставлены широкие возможности. Они имеют право:

распорядиться земельной долей, получив свидетельство на пра­во собственности;

передать земельную долю по наследству;

использовать ее (с выделением земельного участка в натуре) для ведения крестьянского (фермерского) и личного подсобного хозяйства;

продать земельную долю или подарить ее;

обменять земельную долю на имущественный пай или земель­ную долю в другом хозяйстве;

передать ее (с выделением земельного участка в натуре) в арен­ду крестьянским (фермерским) хозяйствам, сельскохозяйствен­ным организациям, гражданам для ведения личного подсобного хозяйства;

передать земельную долю на условиях договора ренты и пожиз­ненного содержания;

внести земельную долю или право пользования этой долей в устав­ный капитал или паевой фонд сельскохозяйственной организации.


В разных регионах России собственники распорядились свои­ми земельными долями неодинаково.

Конкретное решение приняли более 60 % собственников в 34 регионах, причем в 8 регионах — более 90 %, в 8 — более 80, в 11 — более 70, в 16 регионах — 40—60 %. Самый высокий процент по этому показателю в Самарской, Саратовской, Ростовской обла­стях, Ставропольском крае, Карачаево-Черкесской Республике. В то же время в 11 регионах число собственников, реализовавших свои права, составляет менее 20 %. Так, в Архангельской области из 80, 9 % собственников, получивших свидетельства, распоряди­лись земельной долей только 17, 8 %, в Республике Карелия — со­ответственно 11, 8 из 85 %, в Смоленской области — 7, 8 из 95, 7 %, в Республике Хакасия — 15, 6 из 75, 7 %, в Сахалинской области — 7, 2 из 75, 2 %.

Земельные доли в преобразовании земельных отношений Рос­сии помимо политического со временем приобретают все большее экономическое значение. К 2004 г. примерно 350 тыс. чел. получи­ли земельные участки в натуре в счет земельной доли для расши­рения личного подсобного хозяйства и организации крестьянско­го (фермерского) хозяйства на площади 4 млн га. Более 55 млн га (5, 4 млн земельных долей) передано в аренду с определением мес­тоположения земель на местности. Право пользования землей в уставный капитал или паевой фонд сельскохозяйственным орга­низациям передали 22, 2 % земельных дольщиков на площади 14, 6 млн га.

Вместе с тем 4, 2 млн чел. так и не распорядились своими зе­мельными долями, а из 41, 9 млн га невостребованной площади, по данным Госкомзема, 8, 3 млн га вообще остались бесхозными, так как не были переданы сельскохозяйственным организациям.

Включение земельных долей в хозяйственный оборот нарушает сложившуюся ранее экономику и организацию производства и территории практически любого сельскохозяйственного предпри­ятия. Нужен комплекс землеустроительных работ по наведению порядка в распоряжении земельными долями, особенно при ис­пользовании земель и их отводе в натуре. В частности, требуется установить местоположение и границы земельных массивов, соот­ветствующих по площади земельным долям. При проведении ра­бот следует избегать чрезмерного дробления таких массивов, что в дальнейшем неминуемо приведет к необходимости их консолида­ции (объединения).

В 2004 г. в отдельных субъектах Российской Федерации про­должалась реорганизация сельскохозяйственных предприятий, в процессе которой предусматривалась бесплатная передача земель гражданам в общую собственность с возможностью регистрации доли в праве общей собственности на земельные участки в соот­ветствии с Федеральным законом «Об обороте земель сельскохо­зяйственного назначения».


13*



К концу 2004 г. земельные доли присутствовали в землепользо­вании предприятий всех организационно-правовых форм.

В целом в составе земель предприятий и организаций исполь­зовалось 101, 2 млн га земель граждан, из них собственников зе­мельных долей — 95, 4 млн га (в том числе невостребованных — 24, 3 млн га), земель, находившихся в общей совместной собствен­ности, — 1, 5 млн га.

Кроме этого сельскохозяйственные предприятия использовали 4, 5 млн га земель иных юридических лиц и земель граждан, не являющихся участниками предприятия, из них 4, 1 млн га соб­ственников земельных долей.

Площадь земельных долей, используемых в предприятиях в 2004 г., составила около 86% их наличия в Российской Федера­ции. По сравнению с предшествующим годом этот показатель снизился на 3 %.

Наметившейся тенденции выхода собственников земельных долей из сельскохозяйственных предприятий в большинстве слу­чаев способствует не только личное желание граждан самим обра­батывать землю, но и экономическая ситуация, которая приводит сельскохозяйственные предприятия к банкротству.

Конструкторы земельной реформы рассчитывали на объедине­ние земельных долей и образование, таким образом, дееспособ­ных хозяйств. При этом не было учтено множество обстоятельств, препятствующих этому: практическая невозможность выделения земельных долей в натуре; неспособность, по крайней мере, поло­вины владельцев долей работать на земле; отсутствие средств у сельских жителей для покупки земли; недостаток людей, способ­ных управлять сельскохозяйственными организациями.

Вместе с тем выделение земельных долей в натуре (на местнос­ти) практически полностью разрушает сложившиеся землевладе­ния и землепользования, увеличивает до 15—20 % площади над дорогами и межами, затрудняет использование мощной сельско­хозяйственной техники и часто приводит к обезличке в использо­вании земель. Примеры формирования земельных участков в счет земельных долей в совхозе «Громковский» Волгоградской облас­ти, АО «Новая жизнь» и АО «Правда» Псковской области показа­ны на рисунках 8.8—8.10 (цв. вкл.).

Наделение граждан земельной долей привело к тому, что новые сельскохозяйственные общества, товарищества и кооперативы, созданные на базе бывших колхозов и совхозов, используют сегод­ня сельскохозяйственные угодья без юридического оформления своих прав владения, пользования и распоряжения землей, обез­личенным осталось также использование несельскохозяйственных угодий, мелиорированных земель.

Положение осложнилось тем, что за годы, прошедшие после реорганизации колхозов и совхозов, около 70 % собственников зе­мельных долей утратили связь с хозяйствами: сменили место жи-


тельства, передали земельные доли наследникам, проживающим в городах, вышли на пенсию, поменяли место работы и т. д.

С принятием Федерального закона «Об обороте земель сельско­хозяйственного назначения», особенно вокруг крупных городов, началась массовая скупка земельных долей различными юридичес­кими и физическими лицами с нарушением земельного законода­тельства, а также нередко и прав собственников земельных долей.

Если земельными собственниками принято решение о выделе­нии им земельных долей на местности (в натуре), то, чтобы сни­зить ущерб от дробления массивов, при составлении проектов землеустройства необходимо учитывать следующие земледельчес­кие требования.

1. Земельные участки собственников земельных долей должны быть правильной формы, по возможности прямоугольными, с парал­лельными длинными сторонами. По отношению к рельефу местно­сти длинные стороны участков следует размещать поперек склона во избежание концентрации водного стока вдоль границ участков.

2. В равнинной местности при однородном почвенном покрове земельные участки необходимо размещать в виде прямоугольной сетки границ с выходом коротких сторон этих участков на магист­ральную дорогу. Ширина магистральной дороги должна обеспечи­вать свободный разъезд двух машин и проезд достаточно громозд­кой сельскохозяйственной техники и может доходить до 6 м. Ос­тальные дороги между участками проектируют шириной 3—4 м. Во всех случаях к каждому земельному участку должен быть обес­печен удобный подъезд.

3. На массиве, подлежащем разделению на земельные доли в районах ветровой эрозии, следует предусматривать совмещение границ земельных участков с продольными и поперечными лес­ными полосами для защиты пашни от дефляции. Поперечные ле­сополосы при этом располагают поперек направления господству­ющих ветров с расстоянием между ними 400—600 м, а продольные лесополосы — 1500...2000 м.

4. При выделении земельных массивов, подлежащих разделу на земельные доли, в проектах землеустройства надо обеспечить со­ответствие качества вьщеляемых земель желаемой специализации (структуре посевных площадей), устанавливаемой земельными собственниками. Для этого все разделяемые массивы должны быть оценены по своим агроэкологическим свойствам, по пригод­ности к возделыванию различных сельскохозяйственных культур или их групп. Только после этого следует приступать к отводам земель.

5. Для предотвращения раздробленности земельных угодий и ухудшения использования земель, остающихся в неделимых фон­дах или коллективной собственности, а также в целях планиро­вания и поэтапного отвода земельных долей в натуре их соб­ственникам в проектах землеустройства необходимо предусмот-


реть выделение земельных массивов, подлежащих первоочередно­му разделу.

Эти массивы должны:

иметь удобный подъезд;

не отличаться по качественному состоянию, плодородию, ме­лиоративному и культуртехническому обустройству в ту или дру­гую сторону от остальных земель сельскохозяйственного предпри­ятия;

соответствовать по своим качественным характеристикам спе­циализации вновь образуемых хозяйств;

при изъятии из землепользования хозяйства и разделении на доли данный массив не должен способствовать появлению терри­ториальных недостатков (вклиниваний, вкрагошваний, дальнозе­мелья, чересполосицы).

6. При разделении массивов на участки собственников земель­ных долей необходимо предусмотреть возможность их последу­ющего объединения в различные хозяйственные образования с целью совместного осуществления полевых работ, а также прове­дения комплекса мелиоративных, природоохранных и противо-эрозионных мероприятий.

7. Для того чтобы не дробить и не расчленять земельные масси­вы сельскохозяйственных предприятий и создать наилучшие усло­вия для выделяющихся собственников земельных долей, нужно придерживаться следующих правил:

выделять земельные доли в натуре преимущественно группам желающих, чтобы обеспечить занятие всего массива, подлежащего разделению (в противном случае из-за появляющихся неудобств в обработке и проезде незанятые земли могут выйти из оборота);

начинать выделение земельных долей единичным собственни­кам, если не собралась их группа, не от центра массива, а от его периферийной части (чтобы обеспечить компактность расположе­ния неразделенных участков);

запрещать выделение земельных долей в натуре при отсутствии проекта землеустройства на всю территорию реорганизуемого хо­зяйства и технико-экономического обоснования (бизнес-плана) на использование испрашиваемого участка;

запрещать любое строительство на земельном участке при от­сутствии необходимых коммуникаций (прежде всего водоснабже­ния и энергообеспечения).

Необходимо отметить, что с точки зрения эффективности зем­леустройства и производства в сельскохозяйственных организаци­ях выделение земельных долей в натуре неизбежно наносит ущерб использованию земель и экономике АПК страны. Поэтому при разрешении проблем, связанных с распоряжением земельными долями, следует по возможности избегать их выделения, а старать­ся создавать такие организационно-правовые формы сельскохо­зяйственных предприятий, которые будут способствовать консо-


лидации земельных участков и препятствовать появлению парцел­лярного малоэффективного земледелия.

и






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.