Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Северная; 2 юшдния:? центраяшзд, 4 южна»; 5 — районный дешр; б и 7 - грани цы соответственнокпздисгп л| ро'мдалог ическш зон







Результаты эколою-хозяйственного зонирования, используемые для получения дальнейших решений схемы землеустройства райо­на, оформляют в виде таблицы. В них же показывают рекомендуе­мые параметры производства и землевладений сельскохозяйствен­ных предприятий и крестьянских хозяйств района.

Например, в ходе составления схемы землеустройства Волоко­ламского района Московской области были выделены четыре аг­робиологические зоны (рис. 28).

1-я — северная зона. Ее характеризуют преобладание земель низкого качества и лесных площадей, очаговый характер разме­щения сельскохозяйственных угодий и локально-рассредоточен­ный тип сельского расселения. Приоритетные направления сель­скохозяйственного использования земель — луговое и нолевое кормопроизводство.

2-я — западная зона. Ее отличает более высокий агроэколо-гический потенциал земель, но низкоравнинное положение и просадочный тип рельефообразования предопределяют высо­кую степень неоднородности территории и мозаичности усло­вий увлажнения.

3-я — центральная (в основном агропромышленная) зона. Эта зона отличается относительно высоким агроэкологическим потен­циалом земель, более равномерным и компактным сельским рас­селением, развитой производственной инфраструктурой: все это создает предпосылки для организации сельского хозяйства на ин­дустриальной основе.

4-я — южная зона. Эта зона сочетает черты мелкотоварного про­изводства, как в первой зоне, и среднего товарного, как во второй.

17.3. ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЗЕМЕЛЬ РАЙОНА ПО КАТЕГОРИЯМ И ФОРМАМ СОБСТВЕННОСТИ

Земли района на перспективу распределяют по формам соб­ственности и категориям па основе сведений и материалов подго­товительных работ.

Данная составная часть схемы включает решение следующих вопросов:

обоснование межотраслевых пропорций использования и охраны земель на перспективу и распределение земель по категориям;

распределение земель по формам собственности:

определение (уточнение) режима и условий землевладения и землепользования (ограничений, обременении, сервитутов), вы­деление территориальных зон;

разработка земельного баланса района по срокам осуществле­ния схемы.

Основными задачами перераспределения земель яатяются: уст­ранение недостатков в целевом (отраслевом) распределении зе-


мельных ресурсом и повышение научно!! обоснованносш меро­приятий, проводимых 1^ рамках земельной реформы: приведе­ние земельно-ресурсной 6а п.I различных отраслей в соответ­ствие с перспективам!! развития производства и отраслевой пригодностью земель; достижение оптимальных пропорций меж ду земельной обеспеченностью, наличием и размещением тру­довых ресурсов, материально-техническими и инвестиционными возможностями: создание предпосылок для стабилизации эколо­гической обстановки и окультуривания ландшафтов.

Научно-информационной основой перераспределения земель служит эколого-хозяйетвенное районирование территории. По ком­плексу первичных природных факторов (рельеф, почвы, подсти­лающие породы и т.д.) и совокупности социально-экономических условий устанавливают отраслевую пригодность земель (для сель­ского или лесного хозяйства: городского, промышленного или во­дохозяйственного строительства; охраны и воспроизводства при­родной среды). Целесообразность полной или частичной (по­этапной) реализации схемы эколого-хозяйсчвенного районирова­ния определяю! с учетом ожидаемых изменений социально-эко­номических условий.

При распределении земель по формам собственности уточняют площади и месторасположение земель, находящихся в собствен­ности (пользовании):

государства (федеральных министерств и ведомств);

органов муниципального управления:

юридических и физических лиц.

Параллельно с этим земли района перераспределяют по катего­риям земельного фонда: сельскохозяйственного назначения: насе­ленных пунктов (городов и других поселений); промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, кос­мического обеспечения, энергетики, обороны и иного назначе­ния; особо охраняемые (природоохранного, природно-заповедно­го, оздоровительного, рекреаииоиного и историко-культурного назначения): лесного и водного фондов: запаса.

Анализируют состояние и оценивают степень использования земельных ресурсов, определяют перспективы развития землеполь­зования административного района по каждой категории земель. исходя из их приоритетности в конкретных природных, экономи­ческих и социальных условиях.

Земли сельскохозяйственного назначения. При определении пло­щадей данной категории земель в схеме землеустройства района:

дают характеристику земель угодий по основным агроэкологи-ческим, технологическим и культуртехническим свойствам и со­стоянию (засоленные, кислые, переувлажненные, заболоченные, ка­менистые, эродированные), приводят состояние почвенного по­крова, выявляют опасность и степень деградации почв:

устанавливают соответствие состава и качества угодий, структу-

2К1


ры посевных площадей агроэкологическим условиям земель района и перспективам развития сельскохозяйственного производства;

определяю! потребность в сельскохозяйственных угодьях с учетом перспектив развития отраслей агропромышленного ком­плекса;

устанавливают необходимость и целесообразность улучше­ния сельскохозяйственных угодий и их трансформацию, объе­мы окультуривания, известкования, гипсования, орошения, осу­шения земель;

выявляют земли, пригодные для вовлечения в сельскохозяй­ственный оборот, а также малопродуктивные сельскохозяйствен­ные угодья и нарушенные земли, требующие землевания и прове­дения рскультивационных работ; земли, непригодные дни исполь­зования в сельском хозяйстве, с целью их облесения и размеще­ния объектов внутрихозяйственного строительства;

намечают мероприятия и организационные формы использо­вания земель, вовлекаемых в сельскохозяйственный оборот;

выявляют земли, которые целесообразно передать для органи­зации новых сельскохозяйственных предприятий, личных подсоб­ных и крестьянских хозяйств, коллективных садов и огородов, а также для других целей;

разрабатывают направления наиболее эффективного использо­вания и охраны земель.

При формировании земельно-ресурсной базы сельского хозяй­ств;» района необходимо более полно, эффективно, экологически безопасно решить использование всех земель, пригодных для рен­табельного производства продукции, экономного использования энергоресурсов.

Площадь земель сельскохозяйственного назначения устанавли­вают с учетом возможной передачи участков из фонда перераспре­деления организациям и гражданам для ведения сельского хозяй­ства, а также вовлечения в производство новых мелиорированных и освоенных земель.

Земли поселении. Площадь населенных пунктов (поселений) определяют на основе изучения градостроительных проектов, ген­планов, проектов планировки и застройки, земельно-хозяйствен­ного устройства и других материалов.

При проведении работ устанавливают:

динамику площади юродских земель и численность населения;

удельную обеспеченность землей;

изменения в связи с расширением юродов и поселков город­ского типа и включением земель сельской администрации в го­родскую (поселковую) черту и отнесением их к категории городов (поселков юродского типа);

состав городских земель по угодьям;

зоны возможного расширения городов и поселков городского типа за чертой населенных пунктов.


Площади, находящиеся в ведении сельской (поселковой) администрации, определяют в границах и вне границ сельских населенных пунктов. При тгом составляют экспликацию $с-мель, находящихся в велении администрации, определяют пло­щади для расширения личных подсобных хозяйств, устанавлива­ют резервы свободных земель для строительства и сельскохозяй­ственного использования.

Потребность земель для сельской администрации определяю! поданным проектов планировки и застройки, межхозяйственного и внутрихозяйственного землеустройства, а при их отсутствии — на основе расчетов.

Дефицит земель может быть восполнен за счет районного фон­да перераспределения, а избыток — изъят и передан нуждающим­ся гражданам, предприятиям, учреждениям и организациям.

В результате землеустройства района должны быть созданы ус­ловия, необходимые для динамичного развития всех населенных пунктов, возвращения им полноценного хозяйственною значе­ния, а в ряде случаев — строительства усадеб крестьянских (фер­мерских) хозяйств и малых кооперативов.

Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиове­щания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космичес­кой деятельности, земли оборота, безопасности и земли иного специ­ального назначения. В схеме землеустройства района определяют соответствие использования земель данной категории целевому назначению; площади, необходимые для развития промышленно­сти, транспорта и иных несельскохозяйственных отраслей, а так­же площади, подлежащие охране от отрицательного воздействия промышленных и других предприятий.

Общее правило формирования несельскохозяйственного зем­лепользования — строжайшая экономия земель при строительстве и эксплуатации промышленных объектов, а также обеспечение выполнения природоохранных мероприятий. В процессе работ оценивают:

динамику изъятия земель для промышленных, транспортных и других несельскохозяйственных предприятий, организаций и уч­реждений;

состав и структуру угодий, нарушенные земли, в том числе под­лежащие рекультивации;

использование имеющихся земель и сельскохозяйственных угодий;

степень техногенного воздействия предприятий на природу, По землеемким предприятиям (имеющим очистные сооруже­ния, карьеры, подъездные пути, резервные территории, санитар-но-зашитные зоны и т.д.) оценивают соответствие их площади нормативам, аналогам или типовым проектам.

Использование земель менее землеемких промышленных пред­приятий анализируют сравнением фактической плотности застрой -

X3


ки с норма! ивной по данным земельного кадастра, а также проек­там строительства и реконструкции предприятий путем сравнения фактической плотности застройки с нормативной.

Потребность в землях для промышленных предприятий, разме­щаемых вне городов и поселков городского типа, устанавливают по проектам и схемам строительства и реконструкции объектов. При отсутствии проектов развития промышленных предприятий потребность в земельной плошали на перспективу для них опреде­ляют по типовым проектам аналогичных предприятий с учетом утвержденной строительными организациями плотности застрой­ки или по укрупненным нормативам.

Использование земель, находящихся под железными и автомо­бильными дорогами, трубопроводами и другими линейными со­оружениями, анализируют по материалам земельного кадастра, проектной и технической документации.

Потребность в землях для строительства железных и автомо­бильных дорог, других линейных сооружений устанавливают по утвержденным нормам; для прочих несельскохозяйственных нужд (курортов, домов отдыха, пионерских лагерей и т. п.) — по схемам и проектам или укрупненным нормативам.

Землевладельцев и землепользователей, от которых предусмат­ривают передачу земель для развития промышленных предприя­тий, транспорта и других несельскохозяйственных целей, устанав­ливают в соответствии с проектами развития предприятий, а в случае их отсутствия — по предложениям авторов схемы.

Кроме того, в схеме землеустройства:

определяют наличие, изъятие и использование по своему назначению земель, пригодных для ведения сельского или лес­ного хозяйства;

выделяют дополнительные площади (резерв земель) для рас­ширения промышленных предприятий вне городов и поселков го­родского типа на землях других категорий, а также резерва земель для возможного расширения населенных пунктов;

решают вопрос о сокращении и устранении выбросов вредных веществ и производственных отходов, своевременном проведении работ по рекультивации нарушенных земель;

устанавливают экологически безопасный режим использова­ния земель, в том числе на особо охраняемых территориях.

Земли особо охраняемых территорий и объектов. Площади данной категории земель устанавливают с учетом экологичес­кой целесообразности, а также потребности района в решении социально-экономических (оздоровительных, рекреационных и историко-культурных) и природоохранных (природозаповед-ных) задач. При этом учитывают национальные, исторические и другие традиции населения, не только проживающего на данной территории, но и всею общества (государства, субъекта Федерации).


Устройство особо охраняемых территорий предусматривает про­верку соответствия земельно-учетных данных фактическому раз­мещению земель этой категории, их наличия в составе других зем­левладений и землепользовании, предназначенных для производ­ственной деятельности Устанавливают необходимоеI ь включения в состав особо охраняемых территорий дополнительных площадей в целях улучшения экологической обстановки, определяют поря­док их охраны и режим использования.

Земли лесного фонда. В схеме землеустройства района уста­навливают:

значение лесного хозяйства в экономике района;

группу лесов и режим их использования;

распределение земель по лесохозяйственным предприятиям и состав угодий;

площади земель, пригодные для вовлечения в сельскохозяйствен­ный оборот, а также для предоставления другим отраслям народного хозяйства и организации личных подсобных и крестьянских хо­зяйств, коллективного садоводства и огородничества и др.;

площади земель лесохозяйственпых прелпртпий, предоставляе­мые во временное пользование сельскохозяйственным предприя­тиям и гражданам для сенокошения и пастьбы скота;

мероприятия по улучшению использования земель лесохозяй­ственпых предприятий.

При определении площади земель лесохозяйственпых пред­приятий на перспективу учитывают земли других землепользова­телей, подлежащих облесению.

Резервами вовлечения земель лесохозийственных предприятий в сельскохозяйственное производство могут быть участки с плодо­родными почвами, занятые малоценными лесами (II, III групп) и кустарниками, не имеющими природоохранного и рекреационно­го значения, удобно расположенные по отношению к основным массивам сельскохозяйственных угодий.

Пригодные для сельскохозяйственного использования площа­ди выявляют в лесничествах по имеющимся материалам почвен­ного обследования, лесоустройства, таксационным описаниям иди землеустроител ьного обследования.

Земли водного фонда. При установлении площадей данной, ка­тегории земель:

изучают динамику земель водного фонда;

определяют потребности земель для водохозяйственных нужд (под водохранилище, пруды, магистральные межхозяй­ственные каналы, полосы отвода по берегам водоемов, ох­ранные зоны и др.):

выявляют резервы земель, пригодных к использованию в сель­ском и лесном хозяйстве;

решают вопрос о защите водохом неженных объектов от загряз­нения, а смежных территорий о1 подтопления, оползней и т. п.


Площади, необходимые дня строительства и реконструкции гидротехнических и водохозяйственных сооружений, определяют по имеющимся проектам и схемам мелиоративного и водохозяй­ственного строительства, а при их отсутствии — по укрупненным нормативам.

Под водохозяйственные объекты отводят по возможности ма­лопродуктивные земли с хорошими гидрогеологическими и огра­ниченными агроэкологическими свойствами.

Земли запаса. При определении площадей и месторасположе­ния земель запаса учитывают:

наличие болот, песков, оврагов, пустынь, каменистых поверх­ностей, развитие процессов деградации земель и т. п.;

необходимость исключения из интенсивного оборота ряда зе­мель с целью их консервации, предотвращения и прекращения процессов деградации земель;

размеры фондов перераспределения земель, включенных в ка­тегорию земель запаса;

пригодность земель запаса для использования в сельском, лес­ном и других отраслях народного хозяйства.

При разработке схемы землеустройства относительно земель запаса решают:

какие земли надо дополнительно включить в эту категорию (это преимущественно деградированные, малопродуктивные уго­дья, неудобья и т. п.);

какие земли можно исключить из земель запаса и передать конкретным землевладельцам и землепользователям (это земли, по своим 'зколого-хозяйственным свойствам пригодные для во­влечения в производство и перевода в другие категории).

Оценивают земли запаса по данным земельного кадастра, а также материалам обследований, в которых рассматривают следу­ющие вопросы:

состав и качественное состояние угодий;

закрепление земель по срокам временного пользования за от­дельными землевладельцами и землепользователями;

продуктивность сельскохозяйственных угодий;

выявление земель, пригодных к использованию в сельском и лесном хозяйстве, для организации подсобных хозяйств промыш­ленных предприятий, организаций и учреждений, коллективных садов и огородов.

Режим и условия землевладения, землепользования определя­ют (уточняют) на основе земельно-кадастровых карт, дежурных карт ограничений и обременении в использовании земель района, а также ранее составленных проектов землеустройства. При этом подбирают также данные кадастровой оценки и мониторинга зе­мель, а также нормативно-правовые и инструктивно-методичес­кие материалы по выделению охранных, санитарно-защитных.


водоохранных и других юн, прибрежных полос и других террито­риальных зон, имеющих ограничения И обременения.

Итог разработки этой части схемы землеустройства админист­ративного района — установление перспективного земельного ба­ланса района (табл. 17, рис. 21)).

17. Земельный баланс Волоколамского района на период до 2010 г.. тыс. га


 
2010 г.
< >
2000 г

Категория земель

80, 1.4
+0, 30
88, 88
88, 88

Земли сельскохозяйственного назна­чения

13, 74 12, 02 11.07 -270
7.74 7.03 6, 54 -1.20
0, 50 3, 60 5, 50 + 5.0
55, 08 53.08 48.48 -6.60
2, 05 6.10 + 6, 10
1, 17 0, 45 0.27 -0, 90
167.11 167.Ц 167, 11

Земли поселений

Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи и иного несельско­хозяйственного назначения

Земли особо охраняемых территорий

Земли лесного фонда

Земли полного фонда

Земли запаса

Всего земель г> районе

Из данных таблицы видно, что земли сельскохозяйственного назначения будут увеличиваться на 0, 3 тыс. га. Предполагается передать в эту категорию 2, 0 тыс. га из плошади поселений и 0, 9 тыс. га из земель запаса. Одновременно часть земель сель­скою хозяйства нереиде! в охранную категорию и водный фонд



 


Рис. 29. Земельный баланс Волоколамского района, %:


- числитель— категория «мель: / —

а.. «-соответственно в 2000, 2005. 20101!,

5.М 0.2

сельскохозяйственных; 2— населенных пуШЛШ. ; промышленности; 4— особо охраняемых объектов; 5 —лесного фонда. 6 волною фонда. ~ тзпаса; знаменатель площадь ка­тегории «мс п., %


2К7


(2.0 и 0, 6 тыс. га). Земли промышленности, транспорта и иного несельскохозяйственного назначения сократятся из-за изъятия во­доохранных территорий. Площади охранной категории увели­чатся па 5 тыс. га за счет 2.0 тыс. га земель сельского хозяйства и 3, 0 тыс. га —лесною фонда. В водный фонд следует передать земли: сельскохозяйственного назначения — 0.6 тыс. га, поселе­ний — 0, 7 тыс., промышленности и транспорта — 1, 2 тыс.. лесно­го фонда — 3, 6 тыс. га. Эту категорию земель формируют за счет водных объектов и прилегающих водоохранных зон.

17.4. ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ЗЕМЛЕВЛАДЕНИЙ И ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИИ

Землевладения и землепользования сельскохозяйственных, про­мышленных и иных предприятий, учреждений и организаций, а также граждан в районе образуют сложную, но единую систему. Элементы этой системы в виде площадей земельных участков и зон, границ в ходе постоянных отводов, предоставления и изъятия земель находятся в постоянном движении. Также постоянно изме­няется и персональный состав самих землевладельцев и земле­пользователей.

Тем не менее система землевладений и землепользовании рай­она является каркасом, организационно-территориальной осно­вой для правовою оформления учета, оценки и регистрации земель, ведения хозяйственной деятельности и природопользо­вания. Поэтому ее совершенствование — важная составная часть схемы землеустройства района.

При разработке данной составной части схемы:

анализируют существующую систему землевладений и земле­пользовании;

устанавливают вновь образуемые и реорганизуемые существу­ющие землевладения и землепользования сельскохозяйственного назначения;

устраняют недостатки землевладений и землепользовании сель­скохозяйственных и других предприятий;

образуют новые и упорядочивают существующие землевладе­ния и землепользования предприятий несельскохозяйственного назначения.

Существующие землевладения и землепользования района ана­лизируют с целью:

изучения и оценки влияния территориального размещения сельскохозяйственных предприятий района, крестьянских, личных подсобных и других хозяйств, перерабатывающих и обслуживаю­щих предприятий на развитие сельскохозяйственного производ­ства, использование природного и производственного потенциала и имеющихся ресурсов;

28К


установления соответствия размеров, структуры и состава угодий землевладении и землепользовании сельскохозяйствен­ного назначения, их специализации; выявления недостатков в землепользовании; изучения состояния внутрихозяйственной ор­ганизации территории; оценки влияния этих факторов на ис­пользование земель;

оценки соответствия сложившейся организации территории района задачам и перспективам развития сельскохозяйственною производства и агропромышленного комплекса в целом, создания благоприятных условий для труда и отдыха населения и соблюде­ния природоохранных требований;

подготовки предложений по совершенствованию системы зем­левладений и землепользовании.

Образование новых землевладений и землепользовании в пер­вую очередь связано с изменением организационно-правовых < }х> рм сельскохозяйственных предприятий, их реорганизацией; выделе­нием работников из сельскохозяйственных предприятий для орга­низации самостоятельного крестьянского хозяйства, объединени­ем работников и их земельных долей в отдельные хозяйства, уве­личением личных подсобных, крестьянских и других хозяйств за счет выкупа или аренды земельных долей и т. и.

Кроме того, образование новых хозяйств обусловлено вовле­чением в сельскохозяйственный оборот значительных площа­дей путем осушения или орошения земель, а также за счет восстановления нарушенных земель; при организации подсоб­ных сельских хозяйств промышленных предприятий, организа­ций и учреждений, при формировании коллективных садовод­ческих товариществ.

При совершенствовании землевладений и землепользовании сельскохозяйственного назначения обязательно учитывают воз­можности передачи хозяйствам земель из фонда перераспределе­ния земель района.

Во избежание появления недостатков землепользования (че­респолосицы, дальноземелья, вкрапливапий, вклиниваний) при выделении земель в натуре собственникам земельных долей, а также лицам, организующим крестьянское хозяйство, в схеме предусматривают массивы первоочередного изъятия земельных участков из площадей, закрепленных за сельскохозяйственны­ми предприятиями.

Предложения по образованию новых и реорганизации су­ществующих землевладений и землепользовании обосновывают производственной необходимостью и эффективностью данного мероприятия.

Новые землепользования предприятий несельскохозяйственно­го назначения формируют на основе предложений по размеще­нию объектов промышленности, транспорта, связи, производст­венного обслуживания сельского хозяйства и др.

-.


Клипский район

Рузский район

Можайск ий район

 

Рис. 30. Схема размещения землевладений (землепользовании) сельскохозяйственных предприятий и крестьянских (фермерских) хозяйств:

/ — ассоциация еельскохозяйстминых коопсратинон и крестьянских (фермерских) хозяин».

2- ассоциация крестьянских (фермерских) хозяйств; 3 юмли лесного фонда; 4 акционер

иск* обIнесли», колхоз, госхоз, предприятии седалкохозяйственнш кооперптинок. (эф- число

крестьянских (фермерских) хозяйств


Недостатки землевладений и землепользовании устраняют в целях:

улучшения условий производства и внутрихозяйственной орга­низации территории;

сокращения расстояний переездов и перевозок;

рационального использования и охраны земель.

В результате совершенствования землевладений и землеполь­зовании устанавливают:

рациональные размеры сельскохозяйственных и других пред­приятий;

соответствие земельных угодий структуре и объемам произвол ства продукции сельского хозяйства;

удобные границы и компактное размещение земельных массивов.

Эффективность совершенствования землепользования оцени­вают по увеличению объемов производства продукции сельского хозяйства, сокращению производственных и других затрат и по­терь, использованию земель по целевому назначению.

Рассмотрим на примере Волоколамского района Московской области существовавшую в прошлом систему землевладений (зем­лепользовании), подвергшуюся значительной реконструкции в ходе земельной реформы. Основные перемены затронули сельско­хозяйственные землепользования. Государственные сельскохозяй­ственные предприятия (совхозы) преобразованы в акционерные общества и производственные сельскохозяйственные кооперати­вы (им. XXII съезда КПСС, «Теряевский», «Чисменский», «Яро-полецкий», «Судпиковский» и др.). Статус государственного предприятия сохранили госхозы «Львовский» и «Холмогорка». Из имевшихся 3 колхозов кооперативная организационно-правовая форма осталась лишь в колхозе «Путь Ильича». Бывший совхоз «Стеблево» именуется ТОО, совхоз «Болычево» — агроцехом, кол­хоз «Ударник» — подсобным хозяйством (ПХ). Созданы 747 крес­тьянских (фермерских) хозяйств, хотя их значение в экономике района незначительно.

Предлагается создание, ассоциаций крестьянских (фермерских) хозяйств в границах отдельных сельскохозяйственных предприя­тий — в АО «Теряевское» (58 хозяйств), ПХ «Курьяново» (54 хозяй­ства), агроцехе «Болычево» (70 хозяйств). Схема размещения зем­левладений (землепользовании) сельскохозяйственных предприятий и крестьянских (фермерских) хозяйств показана на рисунке 30.

17.5. РАЗМЕЩЕНИЕ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА РАЙОНА

Любые земельные преобразования и перераспределение зе­мель, особенно связанные с реорганизацией сельскохозяйствен­ных предприятий, образованием новых и упорядочением суще­ствующих землевладений (землепользовании), выделением спе-


! ')•



циальных земельных фондов, затрагивают перспективы развития и размещения районного агропромышленного комплекса.

Поэтому в данной составной части схемы землеустройства ад­министративного района размешают:

отрасли сельского хозяйства;

предприятия по переработке сельскохозяйственной продукции и формируют их сырьевые зоны;

предприятия по производственному обслуживанию сельского хозяйства и сервису.

Основная цель землеустройства района — территориальное обес­печение развития агропромышленного комплекса района на перс­пективу путем решения следующих задач:

установления места и значения АПК в народном хозяйстве района;

определения состава и мощности предприятий АПК;

обоснования производственно-экономических связей между предприятиями АПК и определения их влияния на использование земель и организацию территории района;

обоснования перспектив развития кооперации и межхозяй­ственных связей сельскохозяйственных предприятий;

установления перспектив развития и размещения предприя­тий АПК;

оценки состояния инфраструктуры АПК и разработки мер по ее совершенствованию.

За последние годы сельскохозяйственное землепользование пре­терпело серьезные изменения в связи с передачей земель населен­ных пунктов в ведение органов местного самоуправления. Про­цесс этот не завершен, поэтому возможны различные варианты совершенствования разграничения земель: дополнительное их вы­деление, возврат, обмен земельными участками. При этом учиты­вают утвержденные для района нормативы предельных размеров площадей для индивидуального жилищного строительства, лич­ного подсобного хозяйства, сенокошения и выпаса скота, а также генеральные планы застройки поселков.

Возможны случаи выделения земель сельского хозяйства для расширения действующих и строительства новых промышленных и иных несельскохозяйственных предприятий. Размещают их в соот­ветствии с проектами строительства или реконструкции на непри­годных для сельского хозяйства или малопродуктивных землях.

С сельскохозяйственным землепользованием тесно связано создание специального фонда перераспределения земель. Земли изымают в фонд перераспределения по разным причинам: из-за превышения земельной доли граждан в конкретном сельскохозяй­ственном предприятии среднерайонного норматива, низкой обес­печенности трудовыми ресурсами, изменения специализации сель­скохозяйственного производства, несоблюдения режима и усло­вий использования земель и др. Земли этого фонда передают но-


вым собственникам, владельцам, пользователям или посред­ством аренды прежним землепользователям. Основное требова­ние к размещению перераспределяемых земель — создание усло­вий для эффективного хозяйствования в рамках новых организа­ционно-правовых формировании.

Поэтому размещение агропромышленного комплекса района в схеме землеустройства требует тщательной проработки.

Размещение отраслей сельского хозяйства. Разработка предло­жений по развитию и размещению сельского хозяйства включает: анализ и оценку современного развития и размещения сельско­го хозяйства и его отраслей в районе, а также по сельскохозяй­ственным предприятиям, крестьянским, личным подсобным и другим хозяйствам;

состояния, перспектив развития и размещения подсобных сель­ских хозяйств предприятий и организаций;

состояния и перспектив развития личною подсобною хозяй­ства, коллективного садоводства и огородничества;

оценку материально-технической базы и обеспеченности зе­мельными, трудовыми и другими ресурсами сельскохозяйствен­ных предприятий;

установление перспектив развития и размещения сельскохо­зяйственного производства, совершенствование специализации, форм кооперации и межхозяйственных связей.

Анализ и оценку развития и размещения сельскохозяйственно­го производства проводят с целью выявления эффективности раз­вития его отраслей, имеющихся резервов увеличения производ­ства продукции растениеводства и животноводства на основе уг­лубления специализации, дальнейшей концентрации и интенси­фикации сельскохозяйственного производства, внедрения систем ведения сельского хозяйства.

Состояние и размещение отраслей растениеводства в сель­скохозяйственных предприятиях анализируют по следующим показателям:

стоимость валовой и товарной продукции; структура посевных площадей и ее соответствие материалам оценки земель;

урожайность основных сельскохозяйственных культур и про­дуктивность кормовых угодий*,

наличие основных фондов растениеводства; уровень механизации по видам работ;

прямые затраты труда и себестоимость основных видов про­дукции;

чистый доход и рентабельность отраслей и видов продукции. Состояние и размещение отраслей животноводства анализиру­ют по следующим показателям:

общее поголовье, виды скота и птицы, зверей, число пчело­семей;

'->


продуктивность животных;

обеспеченность животных кормами собственного производстве):

обеспеченность поголовья помещениями и их состояние;

уровень механизации основных производственных процессов;

стоимость валовой и товарной продукции;

наличие основных фондов животноводства;

затраты труда и себестоимость продукции, чистый доход и рен­табельность основных отраслей и видов продукции.

При этом выявляют факторы, в наибольшей степени влияю­щие на темны развития отраслей животноводства: уровень ин­тенсивности кормопроизводства, соответствие производства кор­мов численности поголовья, специализация и концентрация про­изводства продукции животноводства.

По результатам анализа себестоимости продукции и ее рен­табельности, получаемого чистого дохода от ее реализации, использования производственных фондов, приведенных затрат на 1 га посевов делают выводы об эффективности производства и разрабатывают рекомендации по углублению специализации и повышению концентрации отраслей, развитию кооперации и межхозяйственных связей.

При изучении организации и размещения подсобных сельских хозяйств промышленных предприятий рассматривают наличие под­собных сельских хозяйств, территориальное размещение, специа­лизацию, объемы производства, площадь земельных угодий и по­требность в них на перспективу и др.; выявляют предприятия и организации, имеющие условия и возможности для развития под­собных сельских хозяйств, выделяемые для лих целей ресурсы.

Предложения по развитию личного подсобного хозяйства раз­рабатывают с учетом сложившейся структуры производства сель­скохозяйственной продукции и реальных возможностей ее роста. При этом устанавливают площадь и состав приусадебных земель, служебных земельных наделов, участков под огородами, а также поголовье скота, объемы производства и продажи продукции растениеводства и животноводства, потребность в кормах, семе­нах, удобрениях, молодняке животных и др.

Предложения но развитию коллективного садоводства и ого­родничества должны включать:

число кооперативов и число членов в них;

площади земель, используемые садоводческими товарищества­ми, потребность в них на перспективу;

возможности выделения земель под коллективное садоводство и огородничество, их размещение;

объемы производства и продажи сельскохозяйственной про­дукции.

Материально-техническая база сельского хозяйства характери­зуется наличием основных фондов, тракторов, комбайнов, авто­мобилей, сельскохозяйственных машин (в натуральном выраже-


нии и условных единицах), обеспеченностью производственными помещениями, а также количеством применяемых минеральных удобрений {азотных, фосфорных и калийных в пересчете па дей­ствующее вещеегво). наличием специальной техники (прогиво-эрозионной, строительной и др.). влиянием обеспеченности про­изводственными ресурсами на экономические показатели разви­тия и размещение сельскохозяйственного производства и его от­дельных отраслей.

Обеспеченность трудовыми ресурсами характеризуется обшей численностью работающих в сельскохозяйственных предприяти­ях, втом числе проживающих на территории хозяйств и привлека­емых со стороны, количественными и качественными изменения­ми в составе трудовых ресурсов сельского хозяйства и их исполь­зовании, направлениями и темпами изменения численности, по­ловозрастной структуры трудовых ресурсов и профессионально­го состава рабочей силы, распределением рабочей силы сельско­хозяйственных предприятий по отраслям производства. При ана­лизе целесообразно выявить тенденции в изменении производи­тельности труда, воздействие социально-экономических и эколо­гических факторов и условий на формирование демографической ситуации в районе.

На основе анализа и оценки фактической ситуации в аграрном секторе разрабатывают направления совершенствования развития и размещения отраслей сельского хозяйства. Определяют перспек­тивную земельно-ресурсную базу аграрного производства. По ма­териалам агроэкологического районирования и земельного ка­дастра устанавливают возможность и хозяйственную целесообраз­ность передачи в сельскохозяйственное использование нахотно-. сенокосо- и пастбищепригодных земель из состава других катего­рий, в частности лесного фонда, добывающей промышленности, запаса. Одновременно выделяют малопродуктивные или дегради­рованные земли сельскохозяйственного назначения, использова­ние которых с целью производства растениеводческой продукции нерентабельно. Эти земли передают для ведения лесного хозяй­ства или размещения промышленных объектов. Посредством об­мена, неэквивалентной передачи их включают в состав несельско­хозяйственных категорий земель.

На размещение и использование земель сельского хозяйства влияет уточнение границ особо охраняемых территорий с пе­редачей их в специально выделенную категорию земель или без изменения существующих прав собственности, владения, пользования, но с введением более строгого режима и ограниче­ний хозяйственной деятельное! и. Формирование категории зе­мель особо охраняемых территорий может быть выделено в само­стоятельные работы, отличающиеся особой сложностью, если работы выполняют впервые, в урбанизированных районах или местах массовой рекреации.


Далее подробно обосновываю! содержание, формы и мето­ды перспективного развития и размещения сельского хозяй­ства в районе. Из всего многообразия факторов, определяю­щих направление сельскохозяйственного производства, наиболь­шее влияние оказывают природные агроэкологические свойства земель, обеспеченность трудовыми и материально-техническими ресурсами и особенности рыночного спроса на сельскохозяй­ственную продукцию.

Вопросы перспективной специализация сельского хозяйства, размера и размещения отраслей, выхода валовой и товарной про­дукции решают, группируя и выделяя земли по степени благопри­ятности для различных сельскохозяйственных угодий и культур. Затем в расчеты вводят показатели трудообсспечсиности и техни­ческой вооруженности производства. Если трудовые ресурсы и производственные фонды лимитируют развитие интенсивных от­раслей и размещение требовательных к условиям выращивания культур, то их долю в структуре хозяйства сокращают. Соответ­ственно увеличивается доля низкозатратных отраслей и культур. Показатели продуктивной отдачи в натуральном и денежном выражении с I га площади и единицы затрат свидетельствуют об уровне эффективности производства. Качество организации сельскохозяйственного землепользования определяют по соответ­ствию его результатов конъюнктуре рынка в настоящем и буду­щем. Для этого рассчитывают показатели доходности, прибыли, рентабельности.

Реконструкция сельскохозяйственного землевладения и зем­лепользования в районе предполагает экологическую безопас­ность всех форм хозяйственной деятельности. Особое значение в поддержании экологического благополучия в сельской мест­ности имеют оптимизация размещения землепользования, струк­туры угодий, элементов агро-, лесоиндустриального ландшафта, научно обоснованный подбор сельскохозяйственных культур, при­менение ресурсосберегающих технологий, проведение комплекса природоохранных мероприятий, предотвращающих эрозию и за­грязнение, иссушение и подтопление, вторичное засоление и переуплотнение, другие формы деградации земель.

При определении перспектив развития и размещения сельскою хозяйства в районе учитывают фактические объемы производства сельскохозяйственной продукции в сельскохозяйственных пред­приятиях, наличие договоров по закупкам сельскохозяйственной продукции, агропромышленных, перерабатывающих и обслужива­ющих предприятий и тенденции их развития и размещения в перс­пективе, развитие межхозяйственных связей, данные оценки зе­мель, имеющиеся резервы вовлечения в сельскохозяйственный оборот новых земель и повышения производительной способнос­ти угодий, предполагаемое совершенствование специализации хо­зяйств, материальные, финансовые и трудовые ресурсы.


Итоговые материалы должны содержать показатели перспек­тивного развития и размещении сельскохозяйственного производ­ства района, обоснование ею перспеыпвной структуры и оценку эффективноеш намечаемых направлений ра«вития и размещения сельского хозяйства.

Размещение предприятий ио переработке сельскохозяйственной про­дукции и формирование их сырьевых зон. Предложения но развитию и размещению предприятий по переработке сельскохозяйственной продукции и формированию сырьевых юп включают:

анализ состояния и размещения районных, межхозяйственных и внутрихозяйственных предприятии, сырьевых зон. производства и поставок продукции сельского хозяйства для переработки;

формирование сырьевых зон перерабатывающих предприятий и установление видов и объемов продукции, подлежащей перера­ботке и храпению;

совершенствование размещения предприятии и цехов по хра­нению, первичной обработке и переработке продукции сельского хозяйства и перспективы их развития.

Состояние и размещение промышленное! и по переработке продукции растениеводства и жиаотповолства анализируют с це­лью установления обеспеченности района в перерабатывающих предприятиях и потребности в них с учетом развития отраслей сельского хозяйства. При этом определяют:

число предприятий и цехов по хранению, первичной обработке и переработке продукции сельского хозяйства, их мощности;

территориальное расположение ио отношению к источни­кам сырья;

обеспеченность сырьем за счет поставок сельскохозяйственными предприятиями района, а также хозяйствами других районов;

обеспеченность сырьем внутрихозяйственных объектов (пред­приятий, цехов);

сроки поступления сырья, обеспеченность трудовыми, топлив­но-энергетическими ресурсами, водными источниками;

использование промышленных отходов для нужд сельскою хозяйства;

целесообразность реконструкции, расширения или строитель­ства новых предприятий.

Основные показатели для характеристики сырьевых зон:

число хозяйств, объемы производства и поставок сырья по зоне в целом и в среднем на хозяйство;

средний радиус доставки сырья:

состояние дорожной сети;

затраты, связанные с закупкой, хранением и транспортировкой сырья на переработку.

При организации сырьевых зон необходимо обеспечить опти­мальные пропорции между размерами производства сельскохо­зяйственной продукции и мощностями по ее переработке.


Формируют сырьевые зоны на основе закрепления сельскохо­зяйственных предприятий, крестьянских и других хозяйств за пе­рерабатывающими предприятиями с учетом перспектив развития сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности, пол­ной обеспеченности действующих и строящихся предприятий сы­рьем с оптимальным радиусом его доставки.

При размещении новых перерабатывающих предприятий и це­хов учитываю! следующие требования:

возможность размещения предприятий, цехов вблизи автомо­бильных дорог, железнодорожных станций, пунктов производства и реализации продукции;

использование возможностей хозяйств и организаций потреби­тельской кооперации для развития мощностей по хранению и пе­реработке сельскохозяйственной продукции;

наличие трудовых ресурсов;

обеспечение водой;

зашита земельных, водных и других ресурсов от загрязнения.

Размещение предприятий по производственному обслуживанию сельского хозяйства и сервису. Разработка предложений по разви­тию и размещению предприятий сферы производственного обслу­живания включает:

анализ состояния и разработку перспектив развития предприя­тий по строительству и производству строительных материалов, машинно-тракторных станций (МТС); материально-техническо­му, мелиоративному, химическому и другим видам обслуживания сельскохозяйственных предприятий, заготовительных и транс­портных организаций; пунктов хранения и реализации продукции сельского хозяйства;

совершенствование размещения предприятий и объектов по производственному обслуживанию сельского хозяйства.

В результате анализа устанавливают: наличие и размещение предприятий, их мощность, подчиненность; виды, объемы и сто­имость ежегодно оказываемых услуг; потребность в расширении производственного обслуживания сельского хозяйства.

Перспективы развития предприятий по производственному об­служиванию сельского хозяйства разрабатывают с учетом разви­тия, размещения и специализации сельскохозяйственного произ­водства и отраслевых проектных разработок.

Совершенствование размещения предприятий и объектов произ­водственного обслуживания сельского хозяйства проводят с целью:

рационального размещения их по территории района и хо­зяйств;

улучшения и удешевления оказываемых сельскохозяйственным предприятиям услуг;

сокращения потерь сельскохозяйственной продукции;

рационального использования материальных и трудовых ресурсов.


При этом Предусматривают: выбор пунктов для размещения этих объектов на территория района: определение месторасполо­жения и необходимой земельной плошали для строительства; ус­тановление зоны обслуживания.

Результаты разработки отображают на картах, в таблицах и по­яснительной записке.

Таким образом, с помощью землеустройства происходит упо­рядочение развития и размещения агропромышленного комплек­са в целом и его составляющих. Изменяются организационные ос­новы хозяйствования и природопользования. Сельскохозяйствен­ный район превращается в эколого-хозяйственный регион с но­вым техническим и технологическим укладом.

17.6. ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕРРИТОРИИ РАЙОНА

Данная составная часть схемы землеустройства района включает:

совершенствование размещения хозяйственных центров с уче­том намечаемой системы расселения;

размещение дорожной сети и других объектов производствен­ной и социальной инфраструктуры;

организацию угодий.

Размещение хозяйственных центров с учетом намечаемой системы расселения. Основная задача совершенствования размещения хо­зяйственных центров в районе — увязка планируемой системы рас­селения с перспективами использования и охраны земель, развити­ем и размещением производства по территории, т. е. при составле­нии схемы землеустройства района размещают производительные силы с учетом намечаемого использования земель.

В результате этого составляют балансы труда как по отдельным предприятиям, так и по району в целом, а также определяют числен­ность населения, проживающею в каждом населенном пункте.

В ходе работ уточняют функциональное назначение хозяйст­венных центров и определяют перспективы их развития; размеша­ют новые и упорядочивают существующие хозяйственные центры с определением их месторасположения и площади.

Учитывая то, что хозяйственные центры, как правило, привяза­ны к населенным пунктам, земли которых находятся в ведении органов местного самоуправления, но по функциональному назна­чению имеют значение центральных усадеб сельскохозяйственных предприятий, усадеб их произволе! венных подразделений или явля­ются местом жительства работников сельского хозяйства, их разме­щение и перспективы развитии необходимо увязывать с развитием и размещением производственных центров сельскохозяйственных предприятий (животноводческих ферм, хозяйственных дворов, мас­терских, перерабатывающих предприятие! и др.), земли под которы­ми находятся в пользовании предприятий сельского хозяйства.

2УЧ


При определении перспективной системы расселения в районе учитывают также миграцию населения в обе стороны (из района в район), возможности прибытия вынужденных переселенцев, бе­женцев, военнослужащих, уволенных в запас, и их семей, а также организацию новых сельскохозяйственных предприятий и кресть­янских хозяйств при реорганизации и изменении организацион­но-правовых форм хозяйств.

Уточняют функциональное назначение хозяйственных цент­ров района (районный центр, кустовой центр, центральная усадь­ба, усадьба производственного подразделения, производственный центр, место жительства работников и их семей) и разрабатывают перспективы их развития с целью создания работникам сельской местности нормальных социально- и культурно-бытовых усло­вий жизни, обеспечения их детскими садами, школами, услугами здравоохранения, учреждениями культуры и быта.

В современных условиях это необходимо для превращения на­селенных пунктов в благоустроенные селения и объединения для этих целей усилий и финансов сельской администрации и руко­водства сельскохозяйственных и других предприятий.

К категориям, подлежащим первоочередному развитию, относят:

районный центр;

поселения, наиболее крупные по численности и выпол­няющие функции центров сельскохозяйственных, агропро­мышленных предприятий и объединений, центров бригад и отделений и др.;

поселки промышленных, лесохозяйственных и других пред­приятий;

селения, имеющие большой удельный вес капитальных жилых, культурно-бытовых и производственных зданий;

селения, удобно расположенные относительно основных мас­сивов интенсивных угодий и мест приложения труда;

поселки, обеспеченные хорошей дорожной связью как с обслу­живаемой территорией, так и с внешними пунктами (железнодо­рожной станцией, предприятиями по приемке и переработке про­дукции и др.);

населенные пункты, расположенные среди живописного ланд­шафта, вблизи открытых водоемов и других благоприятных для проживания природных условиях.

При организации крупных агропромышленных предприятий или межхозяйственных объединений целесообразно предусматри­вать развитие при каждом из них поселков межхозяйственного назначения — кустовых центров, где в дальнейшем будут сосре­доточены основное культурно-бытовое строительство, объекты по кормопроизводству, ремонту техники, первичной переработке сельскохозяйственной продукции и др.

В соответствии с перспективой развитии населенных пунктов, численности населения в них и действующих нормативов рассчи-


тыкают объемы культурно-бытового, жилищного строительства и площади земель дли расширения населенных пунктов.

При определении перспектив развития производственных цен­тров сельскохозяйственных предприятий:

изучают сложившееся размещение животноводческих комп­лексов и ферм, машинных дворов, складов, хранилищ и др.;

определяют состояние и мощность объектов производственно­го назначения, подъездных путей к ним:

устанавливают уровень механизации основных производствен­ных процессов, водообеспеченность и др.;

определяют потребность в расширении и реконструкции объектов производственного назначения.

Развитие производственных центров на перспективу пре­дусматривает:

определение животноводческих ферм и комплексов, подле­жащих дальнейшему развитию на основе техническою пере­вооружения иди реконструкции, а также установление по­требности в строительстве новых животноводческих объектов и их размещение;

размещение МЧС, машинных дворов, складов, хранилищ и других объектов производственного сельскохозяйственного назначения.

Потребность в строительстве новых животноводческих ком­плексов и ферм, установление числа ферм, подлежащих расши­рению и реконструкции, определяют в увязке с мероприятиями по развитию животноводства, созданию кормовой базы, улуч­шению условий труда и повышению уровня механизации в жи­вотноводстве.

При размещении животноводческих комплексов (ферм) необ­ходимо учитывать возможность обеспечения водой, наличие тру­довых ресурсов, условия для рационального использования навоза и жидких стоков: санитарные, строительные, ветеринарные и дру­гие требования.

При наличии хуторской системы расселения, желании работни­ков сельскохозяйственных предприятий выделиться в самостоятель­ное крестьянское хозяйство и построить свою собственную усадь­бу учитывают размещение дорог, возможность подвода к усадьбам электричества, воды и других сетей жизнеобеспечения.

Размещение дорожной сети и других объектов производствен­ной и социальной инфраструктуры хозяйств. Совершенствование развития и размещения дорожной сети включает анализ состоя­ния дорожной сети и разработку предложений по ее развитию и размещению.

По каждому землевладению и землепользованию, а также в це­лом по району выделяют автодороги общего пользования, главные внутрихозяйственные дороги, подъезды, основные полевые доро­ги, поселковые и прочие дороги.


В результате анализа должны быть получены сведения о со­стоянии дорожной сети, технических характеристиках существу­ющих и намеченных к строительству дорог и дорожных соору­жений, наличии действующих и разведанных карьеров с до-рожно-строительными материалами (площадь и запасы мате­риалов), производственных мощностях специальных дорожных строительных организаций.

Предложения по развитию и размещению дорожной сети разрабатывают с учетом обеспечения связи центральных усадеб сельскохозяйственных, лесохозяйственных и других предприя­тий района, железнодорожных станций, пристаней, лечебных и оздоровительных учреждений с автомобильными дорогами об­щего пользования.

По сельскохозяйственным предприятиям рассматривают воп­росы обеспечения связи с центрами внутрихозяйственных подраз­делений и другими населенными пунктами, комплексами, ферма­ми и полями севооборотов.

При разработке предложений по развитию и размещению до­рожной сети необходимы:

сохранение построенных дорог общего пользования и главных внутрихозяйственных дорог;

увязка внутрихозяйственных дорог с дорогами общего пользования;

экономия единовременных капитальных затрат на строитель­ство дорог и дорожных сооружений;

защита земель от эрозии, подтопления и других неблагоприят­ных последствий после размещения дорог;

сохранение ценных сельскохозяйственных угодий;

соблюдение технических норм и правил.

В результате разработки предложений по развитию и размеще­нию дорожной сети должны быть определены:

протяженность реконструируемых дорог и сооружения на них;

протяженность строительства новых дорог и сооружения на них;

площади земель, занимаемые дорожной сетью, в том числе вновь строящейся;

типы покрытия полотна новых и реконструируемых дорог;

капитальные вложения на строительство дорог;

очередность реконструкции и строительства дорог;

охранные зоны вдоль дорог общего пользования и защит­ные полосы.

К другим объектам производственной и социальной инфра­структуры района, которые размещают в схеме землеустройства административного района, относятся аэродромы; вертолетные пло­щадки для сельскохозяйственной авиации; предприятия, перера­батывающие продукцию сельского хозяйства; оросительные и осушительные сети и сооружения на них; высоковольтные линии


электропередачи, связи, к-пло-, газо-, водоснабжения; рынки оп­товой и розничной торговли; полевые станы и др.

Размеры этих объектов устанавливают по типовым проектам, аналогам с использованием различных нормативно-правовых до­кументов, Строительных норм и правил.

Организация угодий- Организация угодий определяет способы использования земли, размещение и специализацию сельскохо­зяйственного производства, содержание природоохранных меро­приятий. Эта часть схемы землеустройства административного рай­она наиболее тесно связана с использованием земли на конкрет­ных предприятиях и в хозяйствах.

В перечень основных целей организации угодий входят:

наиболее полное использование земель в соответствии с их аг-роэкологической пригодностью, природоохранными ограничени­ями, конъюнктурой рынка и другими условиями;

обеспечение динамичного и одновременно устойчивого раз­вития сельскохозяйственного производства и смежных отрас­лей АПК;

осуществление энерго- и ресурсосбережения в сельском хозяй­стве, расширенного воспроизводства плодородия почв, повыше­ние производительности земледельческого труда;

создание прочной и экономически эффективной кормовой базы животноводства;

освоение научно обоснованных систем ведения хозяйства, адап­тивно-ландшафтного земледелия, гидро- и лесомелиорации, охра­ны окружающей среды и окультуримания ландшафтов.

В ходе организации угодий в схеме землеустройства района:

выявляют фонд сельскохозяйственною освоения, трансформа­ции и улучшения всех земель;

определяют объекты первоочередного освоения, трансформа­ции и улучшения угодий;

размешают угодья с составлением окончательною плана транс­формации земель по угодьям и экспликации земель в целом и в разрезе землевладельцев и землепользователей.

Освоение и улучшение земель включает разработку пред­ложений:

по организации освоения земельных резервов, вовлекаемых в сельскохозяйственный оборот па землях сельскохозяйственного назначения из земель, передаваемых из других категорий земле­пользовании, включая фонд перераспределения;

орошению и улучшению использования орошаемых земель;

осушению и улучшению использования осушенных земель; культуртехническим мероприятиям на землях, не требуюших осушения;

землевапию малопродуктивных угодий; рекультивации нарушенных земель; известкованию и гипсованию земель;


коренному и поверхностному улучшению кормовых угодий и другим мероприятиям, повышающим производительную способ­ность земель.

В предложениях по вовлечению новых земель в сельскохо­зяйственный оборот указывают объемы, территориальное раз­мещение и перечень предприятий, которым передают земли, вовлекаемые в сельскохозяйственный оборот; сроки их переда­чи и очередность освоении, распрелеление резервов земель по способам освоения и улучшения (орошение, осушение, куль-туртехнические мероприятия, террасирование склонов, рекуль-т ивапия. землеваше).

Пригодность земель для освоения устанавливают с учетом:

плодородия почв и данных агротехнической оценки земель:

пространственно-технологических свойств земельных массивов (рельеф, размеры и конфигурация, уклоны и др.);

транспортной доступности (удаленность от хозяйственных центров и дорог);

потенциальной опасности развития эрозии, заболачивании, за­соления и других неблагоприятных явлений;

режима использования земель в водоохранных и других охранных зонах;

затрат на освоение земель.

При разработке предложений по орошению и осушению зс-м ел ь уста н а вл и вл ют:

наличие, размещение, мелиоративное состояние, качественную характеристику и эффективность использования орошаемых и осушенных земель;

мероприятия по улучшению использовании орошаемых и осу­шенных земель;

наличие заболоченных и переувлажненных земель и площадей, пригодных для орошения;

наличие водных источников и возможности их использования для целей орошения;

объемы, объекты, стоимость и очередность нового мелиоратив­ного строительства и реконструкции существующих систем;

зколого-экономическую целесообразность орошения и осуше­ния земель;

объемы капиталовложении на орошение и осушение земель.

Культуртехничеекие мероприятия на землях, не требующих осушения, должны предусматривать:

выявление площадей, требующих проведения культуртехничес-ких работ по их видам (уборка камней, срезка кочек, очистка от древеспо-куетарниковой растительности и др.):

установление объемов, объектов и очередности выполне­ния работ.

При разработке предложений по землеванию малопродуктив­ных угодий устанавливают наличие плодородного слоя, площади,


требующие землеваним, параметры наносимого плодородного слом, проектируемые плошали землевания.

Предложения по рекультивации нарушенных земель включают:

сведения о наличии и ожидаемое нарушении земель по объек­там и видам нарушения;

ожидаемое распределение и использование рекультивируемых земель по направлениям, земле пользователем и видам угодий;

объекты, объемы, стоимость и очередность проведения работ по технической и биологической рекультивации.

Предложения по известкованию и гипсованию разрабатывают по видам угодий для земель различного качества. Объемы и оче­редность химической мелиорации на расчетные периоды завися! от ее потребности и эффективности имеющихся ресурсов.

Предложения но коренному и поверхностному улучшению кор­мовых угодий и другим мероприятиям, повышающим производи­тельную способность земель, должны включать объемы, объекты и виды мероприятий для сельскохозяйственных предприятий и крестьянских хозяйств.

В районах, где имеются торфяные месторождения, разрабаты­вают предложения по их использованию, которые отражают:

сведения о наличии торфяных месторождений и их плошади;

характеристику торфяных месторождений;

распределение месторождений по отраслям, направлениям ис­пользования и торфодобывающим предприятиям;

ожидаемое выбытие из эксплуатации выработанных торфяных месторождений и их использование в перспективе;

использование торфяных месторождений в сельском хозяйстве.

В ряде случаев для уточнения границ земельных угодий и в целях последующей рациональной организации территории паш­ни в схеме землеустройства района намечают размещение масси­вов основных типов севооборотов: полевых, кормовых, специаль­ных. Среди них особое внимание уделяют почвозащитным, сани-тарпо-очистительным и санитарно-восстановительным севооборо­там на эродированных, загрязненных и зараженных почвах.

Организацию угодий осуществляют в такой последователь­ности.

1. По материалам агроэкологического районирования террито­рии района выделяют и локализуют группы и классы земель эко-лото-хозяйственной пригодности под пашню, многолетние на­саждения, сенокосы и пастбища, а затем по пригодности возде­лывания ведущих сельскохозяйственных культур.

2. Уточняют функциональное и природоохранное зонирование территории района, выделяют особо ценные и цепные сельскохо­зяйственные угодья, земли с особым режимом использования, ог­раничивающие права собственности и хозяйственную деятельность (применение минеральных удобрений и средств зашиты растений, размещение пропашных культур или выпас скота и т. д.).


20 - 70М



3. Устанавливают состав угодий и интенсивность их использо­вания, соответствующие агроэкологическому качеству земель и другим факторам, объемы трансформации и улучшения угодий. В случае необходимости определяют размещение основных типов севооборотов.

4. Формируют общую для района или группы хозяйств систему земельно- и природоохранной инфраструктуры, включающую ле­сонасаждения, водохозяйственные, противоэрозионные, селезащит­ные и иные объекты, сети и сооружения (табл. 18).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.