Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






В России 4 страница







Полезащитные лесные полосы и полевые дороги

Полоса отвода трубопровода

Номера и площади полей севообо­ротов и их отдельных частей

Населенный пункт

Первоначальный вариант разме­щения автотрассы Принятый вариант размещения автотрассы


 


Рис. 36. Проект изменения границ сельскохозяйственных предприятий


Рис. 37. Проект размещения автотрассы


Проект образования землепользования несельскохозяйствен­ного назначения включает:

обоснование размещения, размеров и границ предоставляемого земельного участка;

определение состава и ценности изымаемых земель;

мероприятия по устранению отрицательных последствий отво­да земель для развития производства, расселения, организации территории, охраны земель и природной среды;

расчет и обоснование убытков, возмещаемых землевладель­цам и землепользователям, потерь сельскохозяйственного и ле-сохозяйственного производства и способов их возмещения;

технические условия рекультивации земель, подлежащих на­рушению, снятия, сохранения и использования плодородного слоя почвы с изымаемого участка;


установление охранных зон вновь создаваемых предприятий;

предложения по режиму и условиям использования земли;

исходные данные для установления размеров земельного на­лога;

очередность осуществления мероприятий, намеченных проек­тов, порядок перехода к пользованию предоставленными участка­ми земли.

Межхозяйственное землеустройство имеет особенности также при межевании земель (изменении, восстановлении и закрепле­нии границ объектов землеустройства), оформлении сделок с зе­мельными участками и в иных случаях их перераспределения. Примеры некоторых проектов межхозяйственного землеустрой­ства показаны на рис. 35—37.

При межхозяйственном землеустройстве определяются права на предоставленные земельные участки на основе утвержденных проектов, выдаются новые свидетельства (или другие документы) на право собственности, владения и пользования землей или вно­сятся изменения в существующие.

Межхозяйственное землеустройство должно быть экономичес­ки эффективным, поэтому проект подкрепляется расчетами, по­казывающими, насколько проектируемое землевладение (земле­пользование) соответствует производственным или социальным потребностям хозяйства и какой экономический или социальный эффект дает предлагаемая организация территории.

3. ВНУТРИХОЗЯЙСТВЕННОЕ ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО

Внутрихозяйственное землеустройство проводится на террито­рии конкретных сельскохозяйственных предприятий (организа­ций) различных организационно-правовых форм (акционерных обществ, товариществ, сельскохозяйственных кооперативов, гос­хозов и т.д.), крестьянских (фермерских) и иных хозяйств, зани­мающихся сельскохозяйственным производством.

Необходимость внутрихозяйственного землеустройства опреде­ляется тем, что сельскохозяйственные предприятия часто имеют достаточно большие площади землевладения (землепользования) и сложную производственную структуру. Самостоятельно, без на­учно обоснованного проекта, разработанного специалистами — инженерами-землеустроителями, хозяйства не могут рационально организовать свою территорию и эффективно использовать и ох­ранять землю.

Внутрихозяйственное землеустройство осуществляется после того, как проработаны и решены в экономическом, экологичес­ком, правовом и техническом отношениях все вопросы организа­ции данного землепользования (землевладения), то есть после за­вершения межхозяйственного землеустройства и выдачи земле-


владельцу (землепользователю) необходимых документов на право собственности на землю, аренду и т.д. Оно может проводиться при наличии достоверных данных государственного учета земель и государственной регистрации прав на недвижимое имущество, отражающих фактическое наличие, состав, правовой статус зе­мельных участков, используемых сельскохозяйственным предпри­ятием (организацией), деградацию сельскохозяйственных угодий и загрязнение их токсичными промышленными отходами и ра­диоактивными веществами; материалов почвенного и геоботани­ческого обследований, включающих состав, характеристики, мес­тоположение, правовой статус и площади земельных участков с особым правовым режимом использования. При отсутствии такой информации осуществляются соответствующие проектно-изыска-тельские работы как самостоятельный вид работ.

Внутрихозяйственное землеустройство проводится с учетом имеющихся разработок по планированию использования земель регионального и муниципального уровней, программ развития тер­риторий и реформирования сельскохозяйственных организаций, приватизации их земель, проектов перераспределения земель, биз­нес-планов, градостроительной и другой документации.

В соответствии с законом целью внутрихозяйственного земле­устройства является организация рационального использования и охраны земель сельскохозяйственного назначения и иных земель, используемых гражданами и юридическими лицами для ведения сельскохозяйственного производства, а также земель, используе­мых общинами и гражданами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации для обеспечения их традиционного образа жизни.

При внутрихозяйственном землеустройстве решаются следую­щие вопросы:

определяются перспективы развития населенных пунктов, про­изводственных центров, объектов производственной и социаль­ной инфраструктуры хозяйств, уточняется их организационно-производственная структура;

распределяются земли между внутрихозяйственными произ­водственными подразделениями, решается вопрос об использова­нии земельных долей, размещаются земельные массивы и уста­навливаются границы внутрихозяйственных производственных подразделений и центров;

устанавливается экономически и экологически сбалансирован­ный состав земельных угодий, выявляются неиспользуемые и не­рационально используемые земли и разрабатываются предложе­ния по улучшению их использования в хозяйстве и его производ­ственных подразделениях;

уточняются границы и проектируется система использования территорий с особым природоохранным, рекреационным или за­поведным режимом;


выделяются агроэкологически однородные земельные участки, по каждому из них проектируется система использования, охраны и расширенного воспроизводства плодородия почв в процессе сельскохозяйственного производства, устанавливаются обязатель­ные для землевладельцев и землепользователей нормативы и тре­бования по использованию земель;

разрабатываются мелиоративные, противоэрозионные и при­родоохранные мероприятия, требующие капитальных вложений, определяются приоритетные направления, объемы, стоимость, экологическая и экономическая эффективность и очередность осуществления мероприятий;

размещаются многолетние насаждения, проектируется система севооборотов, сенокосо-, пастбищеоборотов и производится уст­ройство их территории;

разрабатывается система земельно-оценочных нормативов, не­обходимых для дифференциации размеров земельного налога и арендной платы за землю, внутрихозяйственного расчета, плани­рования и решения других задач с учетом площади, качества и ме­стоположения каждого земельного участка.

Таким образом, внутрихозяйственное землеустройствоэто комплекс мероприятий по организации рационального использования и охраны земли и связанных с ней средств производства в конкретных сельскохозяйственных предприятиях, осуществляемый на основе про­екта.

Состав, содержание и полнота проектных работ по внутрихо­зяйственному землеустройству определяются конкретными при­родными, экономическими и социальными условиями, степенью устроенности территории и освоенности ранее разработанных проектов, а также формой землевладения (землепользования) и хозяйствования. В зависимости от этого составляются комплекс­ные проекты внутрихозяйственного землеустройства, проводятся их корректировка и совершенствование, разрабатываются реко­мендации по наиболее острым проблемам.

В практике проектирования сложилась определенная система решения задач внутрихозяйственного землеустройства. Она состо­ит из ряда взаимосвязанных частей и элементов, которые в сово­купности позволяют организовать рациональное использование земли на сельскохозяйственном предприятии. В соответствии с этой системой проект внутрихозяйственного землеустройства со­стоит из семи следующих частей.

1. Размещение производственных подразделений и хозяйственных центров. К хозяйственным центрам относятся населенные пункты вместе с рядом расположенными животноводческими фермами и хозяйственными дворами, имеющими определенное производ­ственное назначение. Хозяйственный центр может быть усадьбой крестьянского хозяйства, центральной усадьбой предприятия или центром его производственного подразделения. Производственные


подразделения — это бригады, производственные участки, отделе­ния, внутрихозяйственные кооперативы, участки арендаторов, лиц, объединивших свои земельные доли, подрядных подразделе­ний и т.д.; их земельные массивы имеют определенные площади и границы. Участки, на которых расположены животноводческие фермы, хозяйственные дворы, перерабатывающие и иные цехи, называют производственным центром хозяйства.

2. Размещение внутрихозяйственных {магистральных) дорог, во­дохозяйственных и других общехозяйственных инженерных сооруже­ний и объектов общехозяйственного назначения. К магистральным внутрихозяйственным относятся дороги, соединяющие централь­ные усадьбы с производственными подразделениями и другими населенными пунктами, автомобильными дорогами общего пользования, железнодорожными станциями, а также соединяю­щие подразделения между собой. Инженерные сооружения — это общехозяйственные объекты инженерного оборудования террито­рии: мелиоративные, агролесомелиоративные, водохозяйствен­ные, противоэрозионные, площадки для обслуживания автомоби­лей и т. д.

3. Организация угодий и севооборотов предполагает установле­ние состава и соотношения (структуры) угодий, режима и условий их использования; обоснование трансформации, улучшения и размещения угодий; организацию системы севооборотов (опреде­ление типов, видов, числа, размеров и размещения севооборотов и внесевооборотных участков).

4. Устройство территории севооборотов включает проектирова­ние размещения полезащитных лесных полос, полевых дорог, по­левых станов, источников полевого водоснабжения.

5. Устройство территории плодово-ягодных насаждений заклю­чается в размещении пород и сортов многолетних насаждений, кварталов, бригадных участков, клеток, дорог, защитных лесных насаждений, подсобных хозяйственных центров, водных источни­ков, плодовых и виноградных питомников.

6. Устройство территории пастбищ состоит в проектировании закрепления пастбищ за животноводческими фермами, организа­ции пастбищеоборотов, размещении гуртовых и отарных участ­ков, загонов очередного стравливания, летних лагерей, водных ис­точников и водопойных пунктов, скотопрогонов.

7. Устройство территории сенокосов — в этой части проекта осуществляется организация сенокосов, производится размеще­ние сенокосооборотных и бригадных участков, полевых станов, дорог, водных источников.

Содержание проекта для конкретного сельскохозяйственного предприятия зависит, с одной стороны, от его организационно-производственной структуры, с другой — от зоны расположения хозяйства, природных условий, количества и качества земли. Так, в хозяйстве могут существовать различные производственные под-



Полевой севооборот Кормовой севооборот Почвозащитный севооборот Центральная усадьба Полевые дороги Дороги общего пользования Крестьянские хозяйства

Земли в распоряжении местной администрации Летний лагерь Пастбище Лесополосы Сад Фермы Земли под первоочередное выделение долей

38. Проект внутрихозяй-гвенного землеустройства

 


разделения (бригады, звенья, другие коллективы), но их может и не быть, соответственно могут отсутствовать или быть представ­ленными только частично перечисленные выше части и элементы проекта.

Аналогично проектируется и внутрихозяйственное землеуст­ройство крестьянских и других близких к ним по земельной пло­щади хозяйств.

Утвержденный в установленном порядке проект переносится в натуру. Землевладельцам, землепользователям и заинтересован­ным организациям выдаются соответствующие документы.

Рассмотрим один из проектов внутрихозяйственного землеуст­ройства для сельскохозяйственной организации, расположенной в степной зоне, имеющей зерново-молочное производственное на­правление (рис. 38).

Общая площадь хозяйства 2900 га, в том числе пашни — 2180 га, садов —23, пастбищ — 280 га. В ходе перераспределения земель из состава предприятия вышли четыре человека, которые образовали четыре крестьянских хозяйства средней площадью 10, 5 га каждое.

Проект внутрихозяйственного землеустройства предусматрива­ет выделение 80 га резервных земель на случай востребования зе­мельных долей их собственниками и выделения их в натуре. Дан-


ный участок по проекту намечен под залужение и выведен из севооборота. Кроме того, намечено введение трех севооборотов: 9-польного полевого на площади 1440 га со средней площадью поля 160 га, 6-польного кормового — соответственно 330 и 55 га и 9-польного почвозащитного —261 и 29 га. По границам полей размещены полезащитные лесные полосы и полевые дороги. В хо­зяйстве имеются сад, хозяйственный центр. Возле центральной усадьбы размещены производственные центры — хозяйственные дворы и животноводческие фермы. При составлении проекта в ос­нову были положены качество земель хозяйства, бизнес-план его развития, обеспеченность трудовыми и денежно-материальными ресурсами.

4. УЧАСТКОВОЕ ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО

Данный вид землеустройства окончательно не признан в зем­леустроительной науке (Подольский Л. И. Землеустройство и по­вышение продуктивности земель. — Алма-Ата: Кайнар, 1987.— С. 29—34). Однако последние исследования и практика показы­вают, что он имеет право на включение в науку, так как ликви­дирует многие пробелы в различных классификациях (объектов землеустройства, землеустроительных проектов, документации и т.д.).

Понятие участкового землеустройства связано с проектно-сметным делом в стране и наличием в составе землеустроительных работ рабочих проектов по использованию и охране земли, со­ставляемых на конкретные участки.

Рабочий проект при землеустройстве представляет собой комп­лекс инженерно-технических, экономических и правовых реше­ний и сметно-финансовых расчетов, направленных на осуществ­ление конкретных мероприятий по освоению, улучшению и охра­не земель, устройству территории сельскохозяйственных угодий, размещению и строительству объектов различного назначения, требующих капитальных вложений. В результате их осуществле­ния землеустраивается конкретный земельный участок землевла­дельца (землепользователя), например, создается участок культур­ных орошаемых пастбищ, закладывается сад, строится пруд, вовлекается в пашню заболоченный участок и т. д. В связи с огра­ниченным характером инвестиций капиталоемкие объекты (зе­мельные участки) обустраиваются не сразу, а постепенно в зави­симости от наличия денежно-материальных средств и трудовых ресурсов.

Участковое землеустройство проводится, как правило, в поряд­ке детализации решений проекта внутрихозяйственного землеуст­ройства. Но его нельзя отнести к внутрихозяйственному, так как оно может проводиться по мероприятиям, предусматриваемым схемами землеустройства административных районов, проектами


межхозяйственного землеустройства или другими разработками по использованию и охране земли.

Участковое землеустройство проводится в случаях, когда име­ется необходимость осуществить на земельных участках: транс­формацию и коренное улучшение сельскохозяйственных угодий; комплекс противоэрозионных мероприятий; посадку и реконст­рукцию многолетних насаждений; рекультивацию нарушенных земель; создание культурных пастбищ; орошение и мелиоратив­ное улучшение переувлажненных земель; строительство и рекон­струкцию внутрихозяйственных дорог, лесополос, прудов и т. д.

Основными задачами участкового землеустройства являются:

уточнение места расположения, границ и площади земельных участков, подлежащих обустройству;

установление наиболее экономичных и экологически безопас­ных технологий выполнения мелиоративных и других строитель­ных работ;

уточнение порядка, условий и режима использования и охраны земель после землеустройства;

разработка проекта устройства территории участка;

определение объемов, сметной стоимости, очередности орга­низации работ, потребности в строительных материалах, маши­нах, механизмах и рабочей силе.

Рабочие проекты, связанные с использованием и охраной зем­ли, являются локальными, так как составляются не на все земле­владение (землепользование), а на отдельные земельные участки.

Сметно-финансовые расчеты и проектная документация при участковом землеустройстве служат основанием для проведения банковских операций, открытия финансирования и производства работ подрядными организациями. Сроки его осуществления обычно не превышают один-два года.

5. ОБЪЕКТЫ ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВА

Особое значение в землеустроительной науке имеет установле­ние объекта землеустройства. Правильный выбор объекта позво­ляет вскрыть структуру землеустроительной науки, обосновать со­держание и методы землеустройства. Не случайно с момента за­рождения науки по этому вопросу шли непрерывные научные дискуссии. При этом в основном господствовали следующие точ­ки зрения.

Ряд авторов (К. Н. Сазонов, И. А. Кожеуров, Н. В. Бочков, С. А. Удачин и др.) считали, что объектом землеустройства являет­ся земля как таковая, или земля как средство производства, или земля как объект социально-экономических связей.

Другие (О. А. Хауке, Б. Д. Бруцкус) в качестве объекта землеус­тройства называли людей. Например, профессор О. А. Хауке пи-


сал: «Непосредственным объектом землеустройства являются люди, а не земли. Землеустроитель устраивает не землю, а людей по использованию земли» (Понятие землеустройства/Вестник землеустройства и переселения. — 1927. — № 1. — С. 22).

Эта точка зрения позже трансформировалась, и объектом зем­леустройства стали считать общественные отношения по распре­делению и перераспределению национализированной земли меж­ду отдельными землепользователями и отраслями народного хо­зяйства (Сахаров Л. Д. Землеустроительный процесс в СССР. — М.: Юр. л-ра, 1968.-С. 7).

Профессор В. Н. Хлыстун считал, что «объектом землеустрой­ства является земельный фонд страны и отдельных землепользо­вателей, а также весь комплекс производственных отношений, возникающих в сфере использования земель, подвергающихся из­менениям в процессе осуществления землеустройства» (О сущно­сти и понятии землеустройства/Тезисы докл. на Всесоюзн. конф. по землеустройству (ВДНХ СССР). - МСХ СССР, 1989. — С. 47).

Следующая позиция ученых заключалась в том, что объектами землеустройства являются формы использования земли или же непосредственно сама территория. Профессор Н. И. Прокуронов писал, -что при землеустройстве осуществляется «планомерное ус­тановление наиболее рациональных форм использования земли (территории) как средства производства, осуществляемое социа­листическим государством в интересах развития производитель­ных сил сельского и всего народного хозяйства, а познание зако­номерностей, присущих землеустройству, составляет задачи зем­леустроительной науки» (Вопросы теории социалистического зем­леустройства: Автореф. дис.... д-ра экон. наук. — МИИЗ, 1949. - С. 3).

По мнению профессора В. В. Редькина, «в организации терри­тории мы изучаем не землю, а законы ее функционирования в процессе производства и воспроизводства социалистических сель­скохозяйственных предприятий» (Основные вопросы теории организации хозяйства и территории социалистических сельско­хозяйственных предприятий. — Воронеж, 1935. — С. 76).

Анализируя позиции ученых, можно сделать следующие выво­ды. Не совсем верно считать объектом, а тем более предметом изу­чения землеустройства саму землю, так как различные свойства земли исследуют другие науки. Например, естественные свойства земли изучают почвоведение, геодезия, геоботаника и др.

На землю можно воздействовать и как на тело, обладающее физическими и химическими свойствами, в этом случае она мо­жет быть объектом мелиорации или земледелия и изучаться этими дисциплинами.

При землеустройстве производственные свойства земли могут не меняться, а территориальные (пространственные) ее качества


затрагиваются существенно (форма, местоположение, конфигура­ция и т. д.).

Люди или общественные отношения также могут выступать объектом землеустройства лишь косвенно. Как известно, в первую очередь при землеустройстве затрагиваются земельные отноше­ния. Однако регулируются эти отношения прежде всего правовы­ми нормами (земельным, гражданским, природоохранным пра­вом) или с помощью экономического механизма (ценами, налога­ми и др.).

Не могут выступать объектом землеустройства в чистом виде землевладения (землепользования), отдельные участки земли или угодья, так как их нельзя рассматривать в отрыве от конкретного хозяйства, отрасли или сферы деятельности.

Современный подход к установлению объекта землеустройства несколько изменился, однако и сейчас у ученых нет единого мне­ния по этому вопросу.

Профессора В. П. Троицкий и С. И. Носов объект землеустрой­ства поставили в зависимость от его стадии. При этом в качестве объекта выступали земельный фонд страны или экономического района, республики (края, области), района, агропромышленного комплекса, массив освоения или группа землевладений несколь­ких предприятий, сельскохозяйственное предприятие или его зе­мельный участок (Научные основы землеустройства/В. П. Троиц­кий, С. Н. Волков, М. А. Гендельман и др.; Под ред. В. П. Троиц­кого. — М.: Колос, 1995. — С. 144—145). Такая классификация, по нашему мнению, несколько условна. Во-первых, потому что ста­дия планирования и прогнозирования использования земель и ее объект «земельный фонд» относятся прежде всего к сфере управ­ления земельными ресурсами, а не к землеустройству. Во-вторых, конкретное землеустроительное проектирование связано не столько с землевладениями и землепользованиями нескольких предприятий, как считают авторы применительно к объекту меж­хозяйственного землеустройства, сколько с их системами хозяй­ствования (для сельскохозяйственных предприятий) или с самими землевладельцами (для несельскохозяйственных предприятий). В-третьих, указанные объекты не связаны между собой напрямую каким-либо классификационным признаком, кроме соотнесения с конкретным видом землеустроительной документации (схемой, проектом, рабочим проектом).

Профессор М. А. Гендельман и доцент В. В. Гарманов считают, что «в качестве объекта землеустройства выступает территория республики в целом, области, районов, городов и других населен­ных пунктов, но прежде всего землевладения и землепользования сельскохозяйственных и несельскохозяйственных предприятий, отдельные земельные угодья и участки», а предметом землеуст­ройства является процесс регулирования земельных отношений в целях экономного расходования земли, охраны и воспроизводства


земельных ресурсов (Научные основы землеустройства/Под ред. М. А. Гендельмана. — Акмола: АСХИ, 1995. — С. 64).

В данном случае смешиваются понятия объекта государствен­ного управления земельными ресурсами (территория республи­ки), не разделяется территория городов и других поселений как объектов градостроительного устройства и земельно-хозяйствен­ной организации, а конкретные землевладения и землепользова­ния, угодья и участки рассматриваются вне сферы их хозяйствен­ного предназначения.

Наиболее полную классификацию объектов землеустройства дал в 1995 г. профессор В. В. Косинский, поставив их в зависи­мость от формы и предмета организации территории, принимая, таким образом, в качестве объекта землеустройства техническую, социальную, экономическую, организационно-хозяйственную, экологическую организацию площади (Теория и методы землеуст­роительного проектирования: Дис.... д-ра экон. наук. — М.: ГУЗ, 1995. —С. 54). Основной недостаток данной классификации — объединение понятий объекта (территория) и предмета (организа­ция территории) землеустройства, в связи с чем земля становится объектом землеустройства в отрыве от своей социальной и эконо­мической сущности.

В Законе РФ «О землеустройстве» (2001 г.) под объектами зем­леустройства понимают территории субъектов Российской Феде­рации, муниципальных и других административно-территориаль­ных образований, территориальные зоны, земельные участки, а также части указанных территорий, зон и участков. Это отчасти верно, если в качестве классификационного признака взять вид землеустройства, хотя и тогда из состава объектов будет исключе­на территория самой Российской Федерации (ее земельный фонд), а также землевладения и землепользования, складывающи­еся из нескольких земельных участков.

Таким образом, приведенные классификации объектов земле­устройства не могут быть взяты за основу, так как не охватывают всего его содержания.

При установлении объекта и предмета землеустройства нужно исходить из следующего. Прежде всего объекты землеустройства, учитывая различные его виды и назначения, должны дифферен­цироваться по различным признакам, то есть это множество еди­ниц, а не единственное число.

Далее, учитывая, что землеустройство имеет различные сторо­ны (техническую, экономическую, организационно-хозяйствен­ную, социальную, экологическую), его объекты должны обяза­тельно с ним соотноситься.

И наконец, в основе каждой классификации объектов землеус­тройства должен лежать только один классификационный при­знак, который мог бы позволить обоснованно разделить их на са­мостоятельные виды.


Объединяющими понятиями в такой классификации должны выступать территория и ее организация. Это объясняется следую­щим.

Любому землевладению, землепользованию или их системам на момент землеустройства свойственна своя организация терри­тории в виде соответствующего состава, структуры и площадей земельных угодий, границ, производственных подразделений и хозяйственных центров, севооборотов, полей, рабочих участков, мелиоративных сетей, дорог и т.д. Эта организация представляет собой определенное социально-экономическое явление, которое может изучаться, трансформироваться и регулироваться. В ходе землеустройства осуществляется переход к новой организации территории, то есть землеустройство представляет собой динамич­ный социально-экономический процесс, объектом которого является территория, а предметом научного познаниязакономерности ее организации.

В связи с этим классификация объектов землеустройства может осуществляться по следующим признакам:

вид землеустройства;

уровень административно-территориального и хозяйственного деления;

направленность организации территории (табл. 24).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.