Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Классификация мотивов учения.




Существует множество подходов к классификации мотивов. Среди отечественных ученых очень четко выделяет основания для классификации Л.И. Божович. Можем выделить следующие группы мотивов: 1) познавательные мотивы, (связанные с содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения); 1.1. Широкие познавательные мотивы, состоящие в ориентации школьников на овладение новыми знаниями. Широкие познавательные мотивы могут проявляться в учебном процессе следующим образом: - успешное выполнение учебных заданий; - положительная реакция на повышение учителем трудности задания; - обращение к учителю за дополнительными сведениями и готовность к их принятию; - положительное отношение к необязательным заданиям; - обращение к учебным заданиям в свободной необязательной обстановке, например, на перемене. 1.2. Учебно-познавательные мотивы, состоящие в ориентации школьников на усвоение способов добывания знаний. Их проявления на уроке: - возврат к анализу способа решения задачи после получения правильного результата; - интерес при переходе к новому действию, к введению нового понятия, к анализу собственных ошибок; - самоконтроль в ходе работы; 1.3. Мотивы самообразования, состоящие в направленности школьников на самостоятельное совершенствование способов добывания знаний. Все эти познавательные мотивы обеспечивают преодоление трудностей школьников в учебной работе, вызывают познавательную активность и инициативу, ложатся в основу стремления человека быть компетентным, желания быть на уровне века, запросов времени и т.д. 2) социальные мотивы, (связанные с различными социальными взаимодействиями школьника с другими людьми). 2.1. Широкие социальные мотивы, состоящие в стремлении получать знания, чтобы быть полезным стране, обществу, желании выполнить свой долг, в понимании необходимости учиться и в чувстве ответственности. В учебном процессе проявляются следующим образом: - поступки, свидетельствующие о понимании учеником общей значимости учения, о готовности поступиться личными интересами ради общественных; - включение в разные виды общественно полезной деятельности; 2.2. Узкие социальные, так называемые позиционные мотивы, состоящие в стремлении занять определенную позицию, место в отношениях с окружающими, получить их одобрение, заслужить у них авторитет. Их проявления в учебном процессе: - стремление к взаимодействиям и контактам со сверстниками; - обращение к товарищу в ходе учения; - намерение выяснить отношение товарища к своей работе; - инициатива и бескорыстие при помощи товарищу; - реальное включение в коллективную работу. 2.3. Социальные мотивы, называемые мотивами социального сотрудничества, состоящие в том, что ученик не только хочет общаться и взаимодействовать с другими людьми, но и стремится осознавать, анализировать способы, формы своего сотрудничества и взаимоотношений с учителем и товарищами по классу. Этот мотив является важной основой самовоспитания, самосовершенствования личности. Их проявления в учебном процессе: - стремление осознавать способы коллективной работы и усовершенствовать их; - интерес к обсуждению разных способов фронтальной и групповой работы в классе; - интерес к переключению с индивидуальной работы на коллективную и обратно.

 


Данная страница нарушает авторские права?





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.